ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Познавательная психология»
методическая разработка (1 класс)

Целью программы внеурочной деятельности «Познавательная психология» является развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков у учащихся начальной школы. Расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в зону актуального развития.

Данный курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. Всё это означает, что у кого-то возникает интерес к учёбе, а у кого-то закрепляется.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_poznavatelnaya_psihologiya_1_klass.docx30.8 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности «Познавательная психология»

Класс 1 

Составитель программы: Антипина С.С.

Содержание

  1. Пояснительная записка                                                                      с. 3-5
  2. Содержание программы внеурочной деятельности                        с. 6-7


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Познавательная психология» 1 класс составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа составлена на основе программ развивающих занятий в 1 классе «Психологическая азбука» (авторы: Вачков И.В., Аржакаева Т.А., Попова А.Х.) и «Развитие познавательных способностей» (автор - Мищенкова Л.В.).

Современная система образования ставит приоритетную задачу полноценного развития ребенка. Данный курс предполагает одновременное развитие всех составляющих психической сферы детей. Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Данный курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. Всё это означает, что у кого-то возникает интерес к учёбе, а у кого-то закрепляется.

Цель программы - развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков у учащихся начальной школы. Расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в зону актуального развития.

Задачи программы:

  1. Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.
  2. Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.
  3. Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.
  4. Формирование позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки.
  5. Снижение уровня школьной тревожности.
  6. Формирование психологической готовности к обучению, работа над личностными, регулятивными и коммуникативными УУД.

Место курса в учебном плане.

Данная внеурочная деятельность школьников организуется в форме занятий. 3анятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня, по 45 минут. Программа рассчитана на 33 часа в год.

Учебно-методическое обеспечение программы.

Для учителя: учебно-методические пособия

Название

Авторы

Наличие

электронного

приложения

1

Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 1-м классе.

Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х.

-

2

Психологическая азбука. Рабочая тетрадь. 1 класс

Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х.

-

3

36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей / Методическое пособие, 1 класс.

Мищенкова Л.В.

-

4

36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь для 1 класса в 2-х частях

Мищенкова Л.В.

-

5

Юным умникам и умницам: задания по развитию познавательных способностей: методическое пособие, 1 класс

Холодова О.А.

-

Технические средства обучения:

Комплект для оснащения рабочего места учителя:

Интерактивная доска SmartBoard X880

Мультимедиа-проектор Smart V25

Документ-камера SMART SDC-330

Монитор Samsung E1920NW

Компьютер MicroXperts

Планируемые результаты изучения курса «Познавательная психология» 1 класс.

В результате изучения курса «Познавательная психология» в 1 классе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты

У учащегося будут сформированы:

  • социальная роль ученика;
  • навыки самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Учащийся получит возможность для формирования:

  • умения определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, умение делать выбор как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога;
  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • проговаривать последовательность действий;
  • отличать верно выполненное задание от неверного;
  • совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. 

Познавательные УУД:

  • рассуждать, строить логические умозаключения с помощью педагога;
  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от педагога;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
  • находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • учиться работать в паре и в группе;
  • выполнять различные роли;
  • осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией;
  • доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Формы организации учебного процесса:

  • беседа и объяснение;
  • игра;
  • психотехнические и психогимнастические упражнения;
  • разбор иллюстраций и наглядных пособий;
  • тестирование;
  • практические работы;
  • творческие работы.

Домашнее задание

По данному курсу домашние задания учащимся не предусмотрено.

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы - описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Темы занятий

Кол-во часов

1.

Знакомство. Первый раз в первый класс

1

2.

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант

1

3.

Работа над ошибками

1

4.

Королевство Внутреннего Мира

1

5.

Я — это кто?

1

6.

Интересные заметки

1

7.

Рисуночная терапия

1

8.

Геометрический магазин

1

9.

Мое внимание

1

10.

Как быть внимательным?

1

11.

Развиваем внимание

1

12.

Я умею быть внимательным

1

13.

В гостях у Знайки

1

14.

Шкатулка с сюрпризом

1

15.

Цепочка занимательных заданий

1

16.

Наряжаем ёлочку

1

17.

Что такое память?

1

18.

Виды памяти

1

19.

Какая у меня память?

1

20.

Как лучше запоминать?

1

21.

Я умею запоминать!

1

22.

Незнайкин экзамен

1

23.

Коллекция головоломок от Незнайки

1

24.

Дорогою добра

1

25.

Цепочка занимательных заданий

1

26.

Спичечное ассорти

1

27.

«Говорящие» головоломки

1

28.

Знаменитые малыши

1

29.

Сказочные герои. Сказочные задания опять и опять

1

30.

Проверка знаний и умений. «Прикольные задания»

1

31.

Резервное занятие

1

32.

Резервное занятие

1

33.

Резервное занятие

1

Итого

33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2 класс занятие 1 по курсу внеурочной деятельности "Познавательная психологи"

Предлагаю продолжить наше путешествие! Скоро наступит праздничный день! День космонавтики! Все наши задания сегодня будут связаны с космической темой. Надеюсь на успешное путешествие по просторам косм...

1 класс занятие 2 по курсу внеурочной деятельности "Познавательная психология"

Продолжаем развивать познавательные способности. Желаю Удачи!...

2 класс занятие 2 по курсу внеурочной деятельности "Познавательная психология"

Продолжаем развивать познавательные способности. Желаю Удачи!...

1 класс занятие 3 по курсу внеурочной деятельности "Познавательная психология"

Продолжаем развивать познавательные способности! Удачи!...

2 класс занятие 3 по курсу внеурочной деятельности "Познавательная психология"

Продолжаем развивать познавательные способности! Удачи!...