Духовный рост учителя
статья

стать по гуманной педагогики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_2011.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                        Н. М. Никитенко,

                                                                                                         учитель начальных классов

                                                                                                     МОУ Опытненская СОШ

Духовный рост учителя

Выбрав профессию учителя, кто-то из нас сразу, а кто-то позднее осознает огромную ответственность не только за знания, которые мы вкладываем в наших учеников, не только за умения и навыки, которые развиваем у детей. Мы ответственны и за формирование личности своих учеников, их мышление, а, следовательно, за уровень развития общества, его культуры.

Ш.А. Амонашвили говорит, что воспитание  - есть питание духовной оси  образами. И учитель может их взять только из собственного духовного мира. Действительно, чтобы ребенок стал воспитанным, надо самому быть воспитанному. Учитель должен быть наполнен Светом, Любовью, знанием законов Жизни, ответственностью за качество своего мышления.

«То, что поступает в нас из внешнего мира и возникает из духовных источников, мы облагораживаем, возвышаем, развиваем. Вот этими образами мы и должны снабжать духовный мир наших учеников и воспитанников. Воспитание Культуры происходит в диалоге духовных миров. А лучшее воспитание тогда, когда происходит духовная общность между учителем и учеником, воспитателем и воспитанником. В этой общности образы перетекают из одного мира в другой без какого-либо посредничества, как бы сами собой» (Ш. А. Амонашвили).

Я на собственном опыте убедилась, что между учителем и его учениками существует невидимая нить, через которую происходит обмен образами, мыслями, чувствами. Мое настроение, желание или нежелание моментально передается детям. Вспоминаю своих детей в первом классе. Неусидчивые, со слабой подготовкой к школе, рука развита плохо, память низкая, утомляются быстро. К концу первой четверти я буквально потеряла сон. Меня одолевал страх за то, что я не смогу оправдать надежды родителей, которые доверили мне самое дорогое – своих детей. Наверняка родители верят, что я научу их детей, и они будут успешно учиться в школе. Доходило до того, что не хотелось идти в класс к детям. Обращалась к школьному психологу, социальному педагогу за помощью. Психолог, проведя диагностику  детей, сделала весьма неутешительный  вывод. Из пятнадцати учащихся моего класса учиться хорошо могут только три человека. У остальных очень много проблем с памятью, произвольностью внимания, логикой и т. д.. Я поняла, что никто мне не поможет, кроме самой себя. Но как? В чем причина? Оказывается, все дело во мне. Мои ученики интуитивно почувствовали мое «отторжение». Это я неправильно веду себя, не верю в успешность своих учеников, сомневаюсь в своих силах, а дети чувствуют мое настроение и отвечают мне в унисон. Прочитав много педагогической литературы, убедилась, что «нет таких мыслей, которые мы можем безнаказанно выбрасывать в мир. Вибрации сердца и мыслей человека влияют не только на его жизнь, но и на жизнь людей, живущих рядом».

Задумывались ли вы, что ежеминутно, ежесекундно творится в вашей голове, какие мысли, обиды выплескиваем мы в мир? Постарайтесь хотя бы один день отследить свои мысли, попробуйте поймать их, записать. Завершая день, задайте себе вопрос, что вы дали сегодня миру, людям, своим близким, ученикам? В какой роли выступали сегодня – созидателей, посылая в окружающее пространство добрые, радостные, светлые мысли, или разрушителей, отравляя мир негативом? И вы поймете, как много ненужного бывает в нашей голове! А как много там мусора! А ведь он мешает, тянет вниз груз обид, раздражений на кого-то по работе, в семье. Он мешает нам наслаждаться жизнью, мешает выстраивать жизнь такой, какой мы видим ее в своих мечтах!

Когда я впервые прочитала о том, что человек силой своей мысли может создать какое-то событие в своей жизни – я не поверила. А ведь, действительно, что-то из того, о чем я мечтала, претворялось в жизни.

Мы говорим о чистоте своих рук, о чистоте своего тела, но ведь в чистоте нужно держать и свои мысли. Мысль – это тончайшая энергия, которая не исчезает и является строительным материалом нашей судьбы. Все события, переживания жизни создаются только нами, с помощью наших мыслей и слов, которые мы употребляли вчера, на прошлой неделе, в прошлом месяце. Мы сами – источник собственных переживаний. Поэтому, если мы хотим избавиться от тревог  и неудач, необходимо установить гармонию в собственном сознании, а это, в свою очередь, повлечет изменения в своей жизни и жизни окружающих тебя людей.

Каждый раз, набирая первый класс, ты стоишь на пороге нового отрезка жизни. Знаешь, что это будет началом неимоверно сложного, запутанного, полного опасностей и тайн пути. Несмотря на это, у каждого педагога хватает мужества шагнуть на этот путь. Да, Жизнь станет нас водить через ловушки, посылая нам непослушного ученика, строптивого родителя. Это происходит не в наказание, а для того, чтобы совершенствовать духовный мир учителя и научиться чему-то большему.     Каждый ребенок – это уникальное создание, пришедшее в наш мир для выполнения своей жизненной задачи. И если он попал в ваш класс, то это потому, что его Миссия удивительным образом связана и с вами тоже. «Ибо нет случайностей, а есть целая цепь закономерностей». В жизни, как и в природе, царит гармония сил, связывающих всех людей воедино. Каждые четыре года я с трепетом встречаю свой 1-й класс. Ведь это не только мои ученики, но и мои новые Учителя. Ведь именно дети нас заставляют заботиться о расширении сознания, своего духовного мира. Вот уж поистине: «Никто тебе не друг, никто тебе не враг, но каждый человек тебе учитель». Каждое очередное испытание – не катастрофа, а лабиринт, из которого нужно искать правильный выход, изменив что-то в себе, а для этого нужно понять и осознать, что же в этом лабиринте нас не выпускает на волю, что внутри нас несовершенно и требует преображения?

Нет предела достижения в вопросе совершенства. И дело не в том, какой высоты, какого предела ты достигнешь сегодня. А только в том, чтобы двигаться вперед вместе с тем вечным движением, в котором движется вся Жизнь. И войти в это движение Вселенной можно только с Любовью. Если ты сегодня никому из своих учеников не украсил дня своей Любовью, Добротой – твой день пропал. Ты не включился в движение, в котором жила вся Вселенная, ты отъединился от  детей, а значит, не смог подняться ни к какому совершенству. Туда путь один – через любовь к ученику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Ступени профессионального роста учителя»

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, пр...

Роль методического объединения в профессиональном росте учителя

Авторский проект "Роль методического объединения в профессиональном росте учителя"...

Роль методического объединения в профессиональном росте учителя

Направление в работе методического Совета – школа совершенствования педагогического опыта: задачи и достижения....

Карта профессионального роста учителя

Такая карта поможет педагогу спланировать работу по самообразованию на несколько лет...

Программа профессионального роста учителя

Подробная программа профессионального роста учителя на 4 года...

Христианское (православное) воспитание и 7 факторов духовного роста детей. К данной статье есть наглядный материал.

Данный материал можно использовать на родительском собраниии. При выборе курса ОРСКЭ в 4 классе....