Творческие задания для воспитанников шахматного кружка первого года обучения
учебно-методический материал (1, 2 класс)

Кривоносов Александр Петрович

Творческие задания с учетом индивидуальных интересов и уровня способностей для включения обучающихся в активную деятельность по решению проблемных задач в ходе освоения рабочей программы по курсу внеурочной деятельности "Шахматы". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voprosy_dlya_proverki_usvoeniya_materiala.docx15.85 КБ

Предварительный просмотр:

Вопросы для проверки усвоения материала

при обучении   игре в шахматы на первом году

на занятиях по внеурочной деятельности

.

Составил педагог дополнительного образования

 Кривоносов А.П. (по материалам интернета)

Вопросы для проверки усвоения материала.

1. Покажи белое поле, чёрное поле. Какие поля больше? Белые или чёрные?

2. Какая форма у шахматного поля? У шахматной доски?

3. На каких полях ничего не растет?

4. Из каких досок не строят теремок?

5. В каких клетках не держат зверей?

6. Какого цвета поле в правом от игрока углу?

 7. Что за чудо-клетка, где тесно мышке, но свободно слону?

8. Каких полей больше на шахматной доске?

 9. Может ли на доске стоять два поля одного цвета подряд?

10. Может ли на доске быть два поля белых и два поля черных?

11. Покажите какую-нибудь горизонталь, вертикаль. Сколько полей в горизонтали? Вертикали?

12. Покажите все горизонтальные (вертикальные) линии. Сколько на доске горизонталей (вертикалей)?

13. Покажите самую короткую диагональ. Сколько полей в короткой диагонали?

14. Покажите все белые диагонали. Сколько на доске коротких (длинных) диагоналей?

 Задание на дом. Назвать буквенное и цифровое обозначение вертикалей, горизонталей и диагоналей.

Вопросы для проверки усвоения материала.

1. По клеткам какого цвета ходит ладья?

2. На сколько сторон может пойти ладья с углового поля? С центрального?

 3. За сколько ходов ладья пробежит вокруг шахматной доски, двигаясь только по углам?

 4. За сколько ходов ладья может попасть на любое поле свободной шахматной доски?

 5. Найти путь ладьи, который представлял бы собой квадрат, прямоугольник.

6. «Лабиринт». Как ладье пройти в другой конец первой горизонтали, не перепрыгивая поля, помеченные кружочками (a3, a7, b1, b5, c2, c4, c6, c8, d3, e2, e4, e7, f4, f6, g2, g5, g8, h3, h7).

7. «Ступеньки». Как ладье пробраться в противоположный угол между точками, расположенными по диагонали b1-h7; a3-f8.

8. «Путь в центр». Пройди ладьёй и собери все точки, беря каждым ходом по одной точке (a8, b2, b7, c3, c6, d4, d5, e5, f4, f6, g3, g7, h2, h8).

Вопросы для проверки усвоения материала.

1. По клеткам какого цвета ходит белопольный слон? Чернопольный?

2. Какие слоны никогда не столкнутся?

3. На сколько сторон может пойти слон из углового поля, из центрального?

4. Найти путь слона, который похож на буквы: Л, У, Х. 5. Упражнения «Лабиринт». Как пройти между фигурамиb3, c6, d3, e6, f3, g6 в противоположный угол?

6. Упражнение «Грозный слон». Побей белым слоном все чёрные точки, расположенные по полям a2, a4, a6, b1, b7, d1, d7, f1, f7, h3, h5, h7 так, чтобы каждым ходом брать по точке.

 Задание на дом: Изучение и освоение игры слоном.

Вопросы для проверки усвоения материала

 1. По каким шахматным дорожкам перемещается ферзь?

 2. На сколько сторон может пройти ферзь из углового поля? Из центрального?

 3. На сколько фигур одновременно может напасть ферзь?

4. По каким полям ходит ферзь? Белым или чёрным?

5. Перепрыгивает ли белый ферзь через чёрного ферзя?

6. Найди путь ферзя, который вырисовывал бы квадрат, прямоугольник, треугольник?

 7. Упражнение: чёрный ферзь стережёт белого. Белому ферзю надо попасть в противоположный угол. Сколько ходов он потратит на это?

8. Упражнение «Хитрый ферзь». Напади ферзём на обе чёрные фигуры так, чтобы ферзь не оказался под боем.

Задание на дом: изучение и освоение игры ферзём.

Вопросы для проверки усвоение материала.

1. По клеткам какого цвета ходят кони?

 2. Перепрыгивает ли конь через фигуры?

3. Доскачи конём с первой горизонтали до восьмой. 4. Проскачи конём из одного угла доски в противоположный.

5. Сколько на доске полей, с которых конь имеет лишь два хода?

6. Какая фигура может неожиданно напасть на ферзя и не быть при этом под боем?

7. Сравните силу коня в центре и в углу шахматной доски.

 Задание на дом: освоение игры конём

Вопросы для проверки усвоения материала

1. Может ли пешка пойти с белого поля на белое? С белого на чёрное?

С чёрного на белое? С чёрного на чёрное?

 2. Когда пешке разрешается пройти через клетку?

 3. Может ли пешка перепрыгивать через фигуру?

4. На сколько сторон может бить пешка?

5. Сколько на доске ладейных пешек? Коневых? Слоновых? Ферзевых?

Вопросы для проверки усвоения материала.

1. По клеткам какого цвета ходят короли?

 2. По каким шахматным дорожкам ходит король?

3. На сколько сторон может пойти король из центра? Из угла?

 4. Перепрыгивает ли король через фигуры? 5. Между какими фигурами в начальном положении стоит король?

 6. Где король может поймать коня?

7. В каком случае король, стоя рядом с пешкой, не сможет её догнать?

Задание на дом: освоение игры королем.

Вопросы для проверки усвоения материала.

 1. Почему король не может подойти вплотную к другому королю?

2. Где король может поймать коня?

 3. В каком случае король, стоя рядом с пешкой, не сможет её догнать?

 4. От нападения какой фигуры нельзя королю закрыться?

5. Прячется ли «шах» в «галошах», «камышах», «шалашах»?

 6. Какие способы защиты короля от шаха?

 7. Придумайте задачу: объявить шах в один ход, поставить мат в один ход, поставить пат в один ход.

Вопросы для проверки усвоения материала.

1. Расставить фигуры в положение, где белым будет пат. Пат – чья победа?

2. Что выгоднее: объявить шах, дать мат? Побить ферзя или дать мат?

3. Где спрятался «пат» в словах: «лопата», «патрон», «патиссон», «патока», «патриот»?

 4. Назвать 5 случаев ничьей.

 5. Что такое «вечный шах»?

Вопросы для проверки усвоения материала

1. В каком случае король, стоя рядом с пешкой, не сможет её догнать?

2. Когда король становиться смелым?

3. Какие пешки называются пешечной парой?

4. Какие пешки называются изолированными? 5. К какой шахматной фигуре относится правило «взятие на проходе»?

6. Какие пешки называются «пешечной цепью»?

 7. Какие шахматные фигуры не имеют права отступать?

Вопросы для проверки усвоения материала.

 1. Какая сравнительная ценность слона и пешек?

 2. Объясните разницу между активным и пассивным королём.

3. В чём сущность правила 40 ходов?

4. Что значит термин «разноцветные слоны»?

Вопросы для проверки усвоения материала

1. Какая фигура по силе примерно равна коню? 2. За сколько ходов коню можно попасть с поля е3 на соседнее поле е4?

3. Может ли конь побить белопольного слона? чернопольного?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация первоклассников к первому году обучения.

Статья об успешной адаптации первоклассников первого года обучения....

Создание проблемных ситуаций на уроках ручного труда с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью первого года обучения.

Одной из актуальных проблем современной коррекционной школы остаётся проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и повышение уровня коррекционной работы.Как известно, коррекционно...

Формирование произносительных навыков на первом году обучения при помощи заучивания стихотворений наизусть.

Почему большинство детей любят учить стихи на иностранном языке и зачем это нужно? Какую пользу может принести такой вид работы и на что необходимо обращать внимание в первую очередь? Надеюсь, что дан...

Разработка "Проведение шахматного соревнования среди детей первого года обучения"

План проведения соревнования + примеры фотографий ,сделанных в ходе мероприятия...

Специфика организации подвижных игр обучающихся с ОВЗ (с нарушениями зрения) первого года обучения во внеурочной деятельности: планирование, методические приемы обучения

Особенности обучения незрячих и слабовидящих детей подвижным играм во внеурочное время. Планирование адаптированных подвижных игр и игровых упражнений с обучающимися с ОВЗ (с нарушениями зрения) перво...

Внеурочное занятие по английскому языку для 1-2 класса (первого года обучения) "Времена года"

   Задачи: повторение и закрепление лексики по темам «Цвета»; изучение новой лексики по теме: «Времена года»; формирование умение понимать на слух речь учителя и одноклассников;развит...