Структура уроков ведения нового знания
статья

Максимова Татьяна Васильевна

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_deyatelnostnogo_metoda_obucheniya.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Структура уроков ведения нового знания

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом. Научиться учиться - главный тезис деятельностного подхода. Уметь учиться - это значит понимать, чего я не знаю и самостоятельно находить способ справиться с затруднением, получить знание. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается в том, что он должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Учитель лишь в завершение подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия и знакомя с общепринятой системой обозначения. Таким образом, дети строят «свою» цепочку, поэтому новые понятия приобретают для них личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а, по сути. По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. “Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося”.

Структура уроков ведения нового знания имеет следующий вид:                             

 1.Самоопределение к деятельности (организационный момент).

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.

«Хочу, потому что могу».

  • 1-2 минуты;
  • У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

Приёмы работы:

  • учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);
  • учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;
  • девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);
  • самопроверка домашнего задания по образцу.

II. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

  • 4-5 минут;
  • Возникновение проблемной ситуации.

III. Постановка учебной задачи. 

Поставить учебную задачу - значит помочь учащимся самим сформулировать либо тему урока, либо сходный с темой вопрос, ответ на который выведет на тему урока.

Существует 3 возможности постановки учебной проблемы на уроке.

  1. Создание проблемной ситуации (самый сложный, но и самый эффективный прием).
  2. Подводящий к теме диалог (серединка на половинку, как по сложности, так и по развивающему результату).
  3. Сообщение учителем темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приема (самый простой и менее полезный для развития интеллекта).
  4. Высшая степень проблемности присуща такой учебной задаче, в которой ученик:
  • сам формулирует проблему,
  • сам находит ее решение,
  • решает,
  • самоконтролирует правильность этого решения.

Постоянное решение таких учебных задач выливается в систематическую самостоятельную поисковую деятельность, а само обучение превращается в проблемно-развивающее.

Приемы создания проблемной ситуации:

  1. Классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. В результате возникают разные мнения.
  2. Учитель даёт задание, невыполнимое вообще. Оно не получается, вызывая у школьников затруднение.
  3. Учитель даёт практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т.е. задание, не похожее на предыдущие. Не зная способа выполнения, ученики испытывают затруднение.

Данный этап требует иногда целой системы подводящих творческих заданий, ведущих к самостоятельному открытию.

При постановке учебной задачи через проблемную ситуацию, учитель может столкнуться с двумя препятствиями:

  • когда ученики справляются с заданием. Задача учителя остается прежней: развернуть побуждающий диалог и помочь учащимся сформулировать тему. "Неужели решили? А я и не ожидала! Ведь примеры-то были новыми! Чем эти примеры не похожи на предыдущие?"
  • когда задание давалось фронтально всему классу и несколько человек с ним справились. "Чуть позже мы посмотрим, как вы это сделали. Но почему не решили остальные? Чем этот пример отличается от остальных?"
  • В громкой речи фиксируется, где и почему возникло затруднение. Завершается этап сообщением детьми темы и целей урока.

IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).

 Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.

  • 7-8 мин;
  • Способы: диалог, групповая или парная работа:
  • Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.

На следующем этапе осуществляется открытие детьми нового знания в результате совместных действий учителя и учеников.

Учебная проблема поставлена и начинается поиск решения. Суть: учитель помогает ученикам открыть новое знание. Здесь происходит выдвижение гипотезы и проверка гипотезы.

Выдвигаются гипотезы, которые затем принимаются или отвергаются, выделяются существенные признаки понятия, устанавливаются связи с ранее изученным материалом. Данный этап требует иногда целой системы подводящих творческих заданий, ведущих к самостоятельному открытию.

Есть два варианта выдвижения и проверки гипотезы: последовательное и одновременное. В первом случае гипотезы выстраиваются друг за другом: сначала выдвигается и проверяется одна гипотеза, потом - другая, и так до решающей. "Какие есть идеи?", "Вы согласны?", "Как эту мысль проверить?". В другом случае гипотезы выдвигаются все сразу, и только потом проверяются. "Какие есть догадки?", "Какие ещё будут идеи?", "Кто думает иначе?". Гипотезы лучше фиксировать, чтобы не забылись.

  1. Педагогу следует позаботиться о том, чтобы сначала проверялись ошибочные гипотезы.
  2. Гипотезы проверяют дети.
  3. Может случиться так, что 1-ая выдвинутая гипотеза окажется решающей. Можно в качестве провокации подбросить ученикам ошибочную гипотезу.
  4. Любая гипотеза должна быть проверена.

Мы говорим, что ученик знает, когда он понимает материал и может его воспроизвести. Этап воспроизведения знаний не является обязательным, тем не менее, желателен, т. к.

  • за счет проговаривания углубляется понимание;
  • развивается речь.

Воспроизведение знаний должно носить творческий характер. Это может быть схема, таблица, символ, опорные слова, алгоритм. Оценивание индивидуального творческого продукта проводится через сравнение с результатами класса: "Вы согласны?", "Есть дополнения?", это может быть с опорой на готовый образец: "Сравните с учебником". В результате появляется опорный сигнал, который будет использоваться в дальнейшем.

Таким образом, урок обеспечивает тройной эффект:

  • качественное усвоение знаний;
  • развитие интеллекта и творческих способностей;
  • воспитание активной личности.

V. Первичное закрепление. 4 -5 минут

На этапе первичного закрепления используются задания репродуктивного характера на разнообразном содержательном материале. Главная цель этого этапа - тренировка в выполнении некоторого алгоритма, правил действия, запись в виде опорного сигнала.

Возможности этого предоставляет учащимся используемая на уроке учителем групповая работа, работа в парах, фронтальная работа. Важно организовать работу так, чтобы каждый ученик в результате такой работы почувствовал собственный рост.

Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

  • 4-5 минут;
  • Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);
  • Выполняется письменно;
  • Методы: самоконтроль, самооценка.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

  • 7-8 минут;
  • Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;
  • Заем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

  • 2-3 минуты;
  • Вопросы:
  • Какую задачу ставили?
  • Удалось решить поставленную задачу?
  • Каким способом?
  • Какие получили результаты?
  • Что нужно сделать ещё?
  • Где можно применить новые знания?
  • Что на уроке у вас хорошо получалось?
  • Над чем ещё надо поработать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структура урока открытия новых знаний по ФГОС.

Технологическая карта урока открытия новых знаний по ФГОС....

Структура урока введения нового знания

Данная структура урока позволит учителю проектировать уроки, реализующие личностный подход к формированию у школьников умений учебной деятельности...

Структура уроков введения нового знания

Перечислены этапы уроков введения нового знания, дана схема урока....

"Структура урока введения нового знания в рамках системно-деятельностного подхода"

В данной статье описана структура введения новых знаний в рамках системно- деятельностного подхода. К статье прилагается презентация....

Статья "Структура урока "открытия" нового знания"

В данной статье раскрывается каждый этап  урока "открытия" нового знания":цель, продолжительность, методы, деятельность учителя и обучающихся, ожидаемый результат....

Выступление на педсовете по теме: "Структура уроков «открытия» нового знания и технология деятельностного метода Л.Г. Петерсон"

В выступлении говорится о том, что системно – деятельностный  подход  – это способ преподавания, при котором учащиеся осваивают культуру не путём простой передачи информации, а в процессе со...

Структура уроков введения нового знания в логике системно - деятельностного подхода. Дидактические цели урока. Типы уроков. Организационные формы обучения.

Структура уроков введения нового знания в логике системно - деятельностного подхода имеет следующий вид:...