Структура уроков ведения нового знания
статья
Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Структура уроков ведения нового знания
Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом. Научиться учиться - главный тезис деятельностного подхода. Уметь учиться - это значит понимать, чего я не знаю и самостоятельно находить способ справиться с затруднением, получить знание. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается в том, что он должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Учитель лишь в завершение подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия и знакомя с общепринятой системой обозначения. Таким образом, дети строят «свою» цепочку, поэтому новые понятия приобретают для них личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а, по сути. По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. “Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося”.
Структура уроков ведения нового знания имеет следующий вид:
1.Самоопределение к деятельности (организационный момент).
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.
«Хочу, потому что могу».
- 1-2 минуты;
- У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.
Приёмы работы:
- учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);
- учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;
- девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);
- самопроверка домашнего задания по образцу.
II. Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
- 4-5 минут;
- Возникновение проблемной ситуации.
III. Постановка учебной задачи.
Поставить учебную задачу - значит помочь учащимся самим сформулировать либо тему урока, либо сходный с темой вопрос, ответ на который выведет на тему урока.
Существует 3 возможности постановки учебной проблемы на уроке.
- Создание проблемной ситуации (самый сложный, но и самый эффективный прием).
- Подводящий к теме диалог (серединка на половинку, как по сложности, так и по развивающему результату).
- Сообщение учителем темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приема (самый простой и менее полезный для развития интеллекта).
- Высшая степень проблемности присуща такой учебной задаче, в которой ученик:
- сам формулирует проблему,
- сам находит ее решение,
- решает,
- самоконтролирует правильность этого решения.
Постоянное решение таких учебных задач выливается в систематическую самостоятельную поисковую деятельность, а само обучение превращается в проблемно-развивающее.
Приемы создания проблемной ситуации:
- Классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. В результате возникают разные мнения.
- Учитель даёт задание, невыполнимое вообще. Оно не получается, вызывая у школьников затруднение.
- Учитель даёт практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т.е. задание, не похожее на предыдущие. Не зная способа выполнения, ученики испытывают затруднение.
Данный этап требует иногда целой системы подводящих творческих заданий, ведущих к самостоятельному открытию.
При постановке учебной задачи через проблемную ситуацию, учитель может столкнуться с двумя препятствиями:
- когда ученики справляются с заданием. Задача учителя остается прежней: развернуть побуждающий диалог и помочь учащимся сформулировать тему. "Неужели решили? А я и не ожидала! Ведь примеры-то были новыми! Чем эти примеры не похожи на предыдущие?"
- когда задание давалось фронтально всему классу и несколько человек с ним справились. "Чуть позже мы посмотрим, как вы это сделали. Но почему не решили остальные? Чем этот пример отличается от остальных?"
- В громкой речи фиксируется, где и почему возникло затруднение. Завершается этап сообщением детьми темы и целей урока.
IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).
Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.
- 7-8 мин;
- Способы: диалог, групповая или парная работа:
- Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.
На следующем этапе осуществляется открытие детьми нового знания в результате совместных действий учителя и учеников.
Учебная проблема поставлена и начинается поиск решения. Суть: учитель помогает ученикам открыть новое знание. Здесь происходит выдвижение гипотезы и проверка гипотезы.
Выдвигаются гипотезы, которые затем принимаются или отвергаются, выделяются существенные признаки понятия, устанавливаются связи с ранее изученным материалом. Данный этап требует иногда целой системы подводящих творческих заданий, ведущих к самостоятельному открытию.
Есть два варианта выдвижения и проверки гипотезы: последовательное и одновременное. В первом случае гипотезы выстраиваются друг за другом: сначала выдвигается и проверяется одна гипотеза, потом - другая, и так до решающей. "Какие есть идеи?", "Вы согласны?", "Как эту мысль проверить?". В другом случае гипотезы выдвигаются все сразу, и только потом проверяются. "Какие есть догадки?", "Какие ещё будут идеи?", "Кто думает иначе?". Гипотезы лучше фиксировать, чтобы не забылись.
- Педагогу следует позаботиться о том, чтобы сначала проверялись ошибочные гипотезы.
- Гипотезы проверяют дети.
- Может случиться так, что 1-ая выдвинутая гипотеза окажется решающей. Можно в качестве провокации подбросить ученикам ошибочную гипотезу.
- Любая гипотеза должна быть проверена.
Мы говорим, что ученик знает, когда он понимает материал и может его воспроизвести. Этап воспроизведения знаний не является обязательным, тем не менее, желателен, т. к.
- за счет проговаривания углубляется понимание;
- развивается речь.
Воспроизведение знаний должно носить творческий характер. Это может быть схема, таблица, символ, опорные слова, алгоритм. Оценивание индивидуального творческого продукта проводится через сравнение с результатами класса: "Вы согласны?", "Есть дополнения?", это может быть с опорой на готовый образец: "Сравните с учебником". В результате появляется опорный сигнал, который будет использоваться в дальнейшем.
Таким образом, урок обеспечивает тройной эффект:
- качественное усвоение знаний;
- развитие интеллекта и творческих способностей;
- воспитание активной личности.
V. Первичное закрепление. 4 -5 минут
На этапе первичного закрепления используются задания репродуктивного характера на разнообразном содержательном материале. Главная цель этого этапа - тренировка в выполнении некоторого алгоритма, правил действия, запись в виде опорного сигнала.
Возможности этого предоставляет учащимся используемая на уроке учителем групповая работа, работа в парах, фронтальная работа. Важно организовать работу так, чтобы каждый ученик в результате такой работы почувствовал собственный рост.
Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
- 4-5 минут;
- Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);
- Выполняется письменно;
- Методы: самоконтроль, самооценка.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
- 7-8 минут;
- Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;
- Заем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
- 2-3 минуты;
- Вопросы:
- Какую задачу ставили?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новые знания?
- Что на уроке у вас хорошо получалось?
- Над чем ещё надо поработать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/07/picture-99367-1349610813.jpg)
Структура урока открытия новых знаний по ФГОС.
Технологическая карта урока открытия новых знаний по ФГОС....
Структура урока введения нового знания
Данная структура урока позволит учителю проектировать уроки, реализующие личностный подход к формированию у школьников умений учебной деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/14/picture-497166-1413311413.jpg)
Структура уроков введения нового знания
Перечислены этапы уроков введения нового знания, дана схема урока....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/10/picture-24979-1360513712.jpg)
"Структура урока введения нового знания в рамках системно-деятельностного подхода"
В данной статье описана структура введения новых знаний в рамках системно- деятельностного подхода. К статье прилагается презентация....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/08/picture-543426-1418052741.jpg)
Статья "Структура урока "открытия" нового знания"
В данной статье раскрывается каждый этап урока "открытия" нового знания":цель, продолжительность, методы, деятельность учителя и обучающихся, ожидаемый результат....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/08/picture-138965-1352388800.jpg)
Выступление на педсовете по теме: "Структура уроков «открытия» нового знания и технология деятельностного метода Л.Г. Петерсон"
В выступлении говорится о том, что системно – деятельностный подход – это способ преподавания, при котором учащиеся осваивают культуру не путём простой передачи информации, а в процессе со...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/26/picture-1129303-1553600707.jpg)
Структура уроков введения нового знания в логике системно - деятельностного подхода. Дидактические цели урока. Типы уроков. Организационные формы обучения.
Структура уроков введения нового знания в логике системно - деятельностного подхода имеет следующий вид:...