Значение и выразительные возможности слов «смеяться», «плакать»
учебно-методический материал (3 класс)

Петрова Валентина Викторовна

Значение и выразительные возможности слов «смеяться», «плакать»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_razvitiyu_rechi.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Значение и выразительные возможности слов «смеяться», «плакать».

Цели:  работать над значением и выразительными возможностями слов

1.

Прочитайте эпиграф к нашему уроку: «Язык удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу мысли» Л. Успенский

На занятиях по  развитию речи мы учимся понимать красоту и силу русского языка, правильно и красиво выражать свои мысли, т.е. развиваем речь.

 - А для чего это нужно?

Перед вами две картинки. Сравните их. Какая нравится больше? Почему?

Вот так и наша речь. Чем богаче и выразительнее, тем интереснее слушать и общаться с таким человеком.

2.

Язык людей – это язык слов.

Упражнение «Мешочек  ощущений»(в мешочке лежат шишка ,вата)

Ребята, что лежит в этом мешочке?

Не видно, он закрыт.

А как можно узнать?

Можно засунуть руки в «окошечки и потрогать» (Дети по одному находят на ощупь предметы)

Что вы почувствовали, расскажите свои ощущения.

(Этот предмет мягкий, теплый).

Мягкий, как что?

(Как облачко, мягкая игрушка, шарик).

Что ты почувствовал, когда его гладил?

( Мне было приятно, мне казалось, что «это», что то доброе, хорошее).

А у кого возникли другие ощущения

(Не знаю, что то колючее, с иголками).

Что же ты почувствовал?

(Я испугался, что иголки острые, я могу пораниться, мне будет больно).

Ребята, вот так и слова в нашей речи бывают добрые и злые, их можно не только услышать, но и почувствовать

.    

 Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушным холодом дышать.

Призывом стать, и отзывом, и зовом

Способно слово, изменяя лад.

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят.                                                   

Паустовский.

 - Как вы думаете о чем пойдет речь на занятии?

(Вспомним – повторим.  О чем будем говорить)

Мы будем работать над значением и выразительными возможностями слов. А каких вы сейчас мне скажете.

(Узнаем. Какую цель поставим перед собой)

3.

А) Лексическая работа. Объясните значение слов «смеяться» и «плакать»

Работа со словарями.

«Ромашка настроения» Объясните значение слов и словосочетаний

Горько плакать                           Окна плачут

Плачущий голос                         Палка по нему плачет

Хоть плачь                                  Плакса

Плаксивый ребенок

Чем отличаются данные слова?

Плачет – рыдает                              смеется  -  хохочет  

 заплакал  -  расплакался                 засмеялся  -  рассмеялся

Какой можно сделать вывод?

Вывод: в зависимости от ситуации нужно употреблять слова с правильным значением

Б) Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей.
Влияет без сомнения
На всех нас настроение.
Кто веселится? Кто грустит?
Кто удивился? Кто сердит?
Рассеет все сомнения
Азбука настроения!

Я приготовила для вас картинки, известных вам персонажей сказок. Давайте мы их разместим по конвертам радость, грусть.

В) Слова смеяться и плакать часто встречаются в пословицах и фразеологизмах.

Работа с пословицами.

Злой плачет от зависти, добрый от радости.

Ближнему поможешь – радость узнаешь.

Чтобы радость людям дарить нужно добрым быть.

Кто в радости живет, того и кручина неймет.

Работа в парах. Собери и объясни значение пословицы.

                             Соедини фразеологизм и его значение.

Пустить слезу                                              создавать видимость плача

Лить слезы в три ручья                               хватит реветь, надо дело делать

Слезами горю не поможешь                       много плакать

Смешинка в рот попала                               сильно смеяться

Со смеху покатиться                                     смеяться без причины

Смеяться до слез                                            

Г) «Тучкины штучки».  Задания по выбору. У меня три тучки: голубая –задание простое, синяя задание потруднее, фиолетовая – задание трудное.

 -   Работа с деформированными предложениями.

Прочитайте. Что вы заметили. Сформулируйте задание.

У нас настроение хорошее с Катей.

Сегодня настроение из-за двойки плохое у Коли.

Маша палец поранила, плачет поэтому сейчас.

  -   Замени выделенные слова синонимами

Храбрый заяц.

   «Никого я не боюсь!» - крикнул Заяц на весь лес. – Вот и не боюсь нисколько, и всё тут».

   Собрались старые зайцы, собрались маленькие зайчата, собрались старые зайчихи – все слушают и своим собственным ушам не верят.

   Заяц крикнул, что и волка, и лисицу, и медведя не боится.

   Это выходило совсем забавно. Засмеялись молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапами, засмеялись даже старые зайцы. Очень уж смешной заяц!

 - Прочитайте. Найдите  в тексте повторяющуюся мысль. Запишите текст в исправленном виде.

Внуки помогли.

             У бабушки Нюры пропала коза Ночка. Бабушка плачет, убивается. Пожалели внуки бабушку и решили помочь ей. Ребята пошли в лес искать козу, чтобы помочь бабушке. Коза бродила по лесу. Она услыхала голоса ребят и пошла навстречу. Бабушка очень обрадовалась, когда увидела свою козочку.

Индивидуальное задание

-    Продолжи ряд; подбери к словам синонимы, сравнения, художественные определения. Запиши.

Смех_____________________________________________________________

Д) А сейчас мы проведем небольшой эксперимент.

Работа в группах. Представьте на несколько минут, что вы составители словарей.

Составьте словарик настроения.

Какие слова можете включить в ваш словарик?

(На больших листах фломастерами пишут слова)

Е) Молодцы, ребята! А как вы думаете, можно догадаться какое настроение у человека, если мы не видим его лицо? (Предположения детей)

Давайте попробуем.

1. Картина с изображением радости (Арлекин) (лицо закрыто)

- Как вы думаете, какое у него настроение? Докажите, как вы догадались?

По движениям, позе человека мы можем догадаться какое у него настроение. Давайте проверим. (открывает лицо)

По лицу совсем не трудно догадаться, что у человека радость: Он улыбается или смеется, уголки губ приподняты, глаза прищурены. Радостный человек ощущает необыкновенную легкость, ему хочется летать, плясать, прыгать, кричать, чтобы выплеснуть переполняющую его радость. А каких еще веселых сказочных героев вы знаете? Теперь продолжите предложения:

Когда я радуюсь, я … (улыбаюсь, прыгаю, смеюсь, пою…)
Я радуюсь, когда вижу…(подарки, маму, торт…)

Ребята, перед вами сюжетные картинки. Обратите внимание, что лица героев не нарисованы. Подумайте, какое настроение может быть у ваших героев, и дорисуйте им лица.

Придумайте небольшой рассказ. Используйте слова из нашего словарика.

Оцените работу групп.

4.

Наше занятие подошло к концу. Поделитесь своими мыслями.

Что понравилось

Какие были трудности

Что бы вам хотелось

Волшебный цветок радости.

Положите цветок радости и хорошего настроения на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. Мысленно поместите радость и хорошее настроение этого цветка внутрь, в своё сердце.

Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе.

У вас хорошее, согревающее душу настроение.

Я хочу, чтобы вы запомнили то, что сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этой комнаты. Тёплые чувства и веселое  настроение будут по – прежнему с вами…

Откройте глаза. Посмотрите по сторонам. Пошлите друг другу добрые мысли.

Всего вам доброго! И пусть у вас все будет…(слова из словариков)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выразительные возможности графики

Урок изобразительного искусства...

Тема: Выразительные возможности бумаги.

Задачи:-Создание условий для раскрытия интеллектуальных и духовных возможностей обучающихся-Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и  фантази...

Урок изобразительного искусства во 2 классе на тему «Выразительные возможности аппликации» по программе Б.М. Неменского

Урок изобразительного искусства во 2 классе на тему "Выразительные возможности аппликации" по программе Б.М.Неменского разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке используется парная, груп...

урок изобразительного искусства по теме "Выразительные возможности аппликации" 2класс

Методическая разработка урока изо "Выразительные возможности аппликации" 2класс...

«Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности»

Формирование знаний у обучающихся о выразительных особенностях художественных материалов и ихвыразительных  возможностях....

Мой открытый урок «Выразительные возможности бумаги» 2 класс. изобразительное искусство. (по программе Б. М. Неменского)

План – конспект открытого урока для второго классапо изобразительному искусству по программе Б. М. Неменского...