Главные вкладки

    Формирование агробизнес-компетенций через внеурочную деятельность в начальной школе
    статья

    Гомбоева Ирина Борисовна

    В статье рассмотрена проблема формирования агробизнес-компетенций через внеурочную деятельность в начальной школе МБОУ «Хохорская СОШ» в соответствии с Концепцией развития непрерывного агробизнес-образования на сельских территориях Иркутской области на период до 2020 года, утверждённой приказом Министерства образования Иркутской области и Министерства сельского хозяйства Иркутской области от 18 июля 2014 года № 85-мпр/61-мпр.

    Ключевые слова: агробизнес-образование, агробизнес-компетенция, непрерывное образование, внеурочная деятельность, младший школьный возраст, развитие села, воспитание, обучение, образовательные стандарты.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_gomboevoy.doc78 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «ХОХОРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

            И.Б. Гомбоева

    с. Хохорск, Боханский р-н, Иркутская область, Россия

    Формирование агробизнес-компетенций

    через внеурочную деятельность в начальной школе

    В статье рассмотрена проблема формирования агробизнес-компетенций через внеурочную деятельность в начальной школе МБОУ «Хохорская СОШ» в соответствии с Концепцией развития непрерывного агробизнес-образования на сельских территориях Иркутской области на период до 2020 года, утверждённой приказом Министерства образования Иркутской области и Министерства сельского хозяйства Иркутской области от 18 июля 2014 года № 85-мпр/61-мпр.

    Ключевые слова: агробизнес-образование, агробизнес-компетенция, непрерывное образование, внеурочная деятельность, младший школьный возраст, развитие села, воспитание, обучение, образовательные стандарты.

    (Слайд 1) Формирование агробизнес - компетенций через внеурочную деятельность в начальной школе

                   Изменения, происходящие в современном  обществе, влияют на ситуацию в сфере образования - ускорение его темпов развития. В результате школа должна готовить своих обучающихся к переменам, к взрослой жизни, формировать у них такие качества, как мобильность, конструктивность[1].

    Полноценная познавательная деятельность школьников является главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в глобальном потоке информации. Эти качества личности есть не что иное, как ключевые компетенции.

    Формирование ключевых компетенций – одна из приоритетных задач, стоящих перед образовательным учреждением.

    (Слайд 2) В соответствии с ФГОС НОО, на основе современных развивающих технологий школа должна формировать компетентность обучающихся в следующих областях:

    - информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

    - коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

    - самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

    - самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

    Конечно, полностью сформировать обозначенные выше компетенции у детей 7-10 лет вряд ли возможно, но начинать эту работу необходимо с начальной школы.

    В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) эти качества личности формируются не только в процессе урочной, но и через внеурочную деятельность.

    (Слайд 3) Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

    Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач, среди которых задача по улучшению условий для развития ребёнка играет основную роль в развитии ключевых компетентностей обучающихся начальных классов.

             (Слайд 4) С 2014 г. по инициативе Вице - губернатора Иркутской области Сергея  Ерощенко реализуется инновационный проект «Развитие системы непрерывного агробизнес-образования для устойчивого развития сельских территорий Иркутской области»[2].

    В Концепции развития непрерывного агробизнес-образования на сельских территориях Иркутской области на период до 2020 года дано определение понятию «агробизнес-образование». Агробизнес-образование – это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, направленный на интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое, профессиональное развитие обучающихся на базе приоритетных ценностей: Человек. Природа (Земля). Сельскохозяйственный Труд (бизнес, предпринимательство).

    Отсюда следует миссия современной сельской школы - воспитание ученика как гражданина и труженика, способного к осознанному и добровольному выбору сельского образа жизни, сельскохозяйственного труда, на основе знания современных агротехнологий и агробизнеса, готового к умелому сочетанию трудовой деятельности как в агросфере, так и в социокультурной сфере сельских поселений с заботливым и бережным отношением к земле, технике, окружающей природе и к собственному здоровью.

    Анализируя понятие агробизнес-компетенция, мы выделили одно из более полных интерпретаций из «Концепции развития непрерывного агробизнес-образования на сельских территориях Иркутской области на период до 2020 года». (Слайд 5) Агробизнес-компетенция представляет собой совокупность личных и деловых качеств, навыков, знаний, умений, определенных моделей поведения. Главными характеристиками гражданина-труженика (ведущими ценностными ориентирами которого являются: Человек, Природа (Земля), Труд: он способен к осознанному и добровольному выбору сельского образа жизни, сельскохозяйственного труда; способен определять способы ведения дел в агробизнесе; готов успешно решать различные проблемы кадрового обеспечения квалифицированными специалистами с инновационным мышлением и бизнес-подходом к сельскохозяйственному производству; может решать бизнес-задачи в условиях села и достигать высоких результатов деятельности[3].

    Решение проблемы агробизнес-образования в начальной школе видится, прежде всего, в продолжение совершенствования нравственного воспитания в целом, в формировании норм общественной морали, раскрывающими ценностное отношение к окружающей природе, к результатам человеческого труда и человеку, при этом акцентируя внимание на самоактуализации личностного потенциала ребенка, становлении у него жизненной позиции хозяина своей судьбы.

             (Слайд 6) Основными принципами, определяющими содержание образовательного процесса по агробизнес-образованию являются:

    единство образовательного пространства;

    паритетность обучения и воспитания;

    интеграция образования и науки;

    академическая свобода;

    единство и преемственность уровней образования: "Образование через всю жизнь";

    сбалансированность интересов обучающихся, родителей, преподавателей, работодателей и учредителей как основных участников образовательного процесса;

    открытость образования обществу.

    Так же важен принцип интеллектуального и эмоционального восприятия  агробизнес-образования, воспитания любви к сельскохозяйственному труду.   

             Школьный период благоприятен для приобщения ребёнка к национальной культуре, формирования начальной экономической грамотности обучающихся, формирования некоторых бизнес-понятий. Этот период по своим психологическим особенностям наиболее благоприятен для формирования агробизнес-компетенций, так как для детей младшего школьного возраста характерны: высокая восприимчивость, эмоциональная отзывчивость и интерес ко всему окружающему.        

            В нашей школе на этапе начальных классов образовательный процесс осуществляется за счет интегрированных учебных модулей агробизнес-направленности в рабочие программы учебных предметов «Окружающий мир» и «Технология».

    (Слайд 7) Организация внеурочной деятельности с учетом агробизнес-направленности реализуется следующими программами:

    -  «Экономика. Первые шаги» (1класс);

    - «Домашние животные» (2 класс);

    - «Цветочная клумба» (1-4 классы);

    - «Умный мастерок» (1-4 классы);

    - «Юный овощевод» (2-4 классы);

    - «Я – исследователь» (1-2 классы).

            Также в начальной школе реализуется программа цикла классных часов «Сельскохозяйственные профессии». Целью данного цикла является ознакомление обучающихся с миром сельскохозяйственных профессий.

            (Слайд 8) С 2010 года продолжают реализовываться инновационные образовательные  программы по экологическому направлению: «Свет духовности» - «Баян сэдьхэл», «Богатырь» - Баатор», «Здоровье» - «Бэеын тамир», «Очаг» - «Баян Гуламта».

            Организованы практические занятия с обучающимися на учебно-опытном участке школы, результатом деятельности которого, является научно-исследовательский проект. Обучающиеся активно участвуют на районной научно-практической конференции «Шаг в будущее» со своими проектами.

            Целенаправленная работа  по реализации программ внеурочной деятельности  в начальной школе способствует  формированию агробизнес-компетенций у младших школьников.

            Также нами разработана диагностическая анкета для начальных классов, выявляющая   зону ближайшего развития, потенциала ребенка, знания и умения обучающихся на ступени начальных классов (Приложение 1).

            (Слайд 9) Выпускник начальной школы должен обладать следующими компетенциями:

    1. Сформированность начальных представлений об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей;
    2. Знание и соблюдение обучающимися культуры общения с животными, как части экологической культуры, а также экологически грамотно обращаться с природой;
    3. Знание исторических традиций своего народа и других национальностей;
    4. Сформированность интереса к труду в сельском хозяйстве.
    5. Овладение элементами творческого мышления;
    6. Сформированность положительной мотивации на дальнейшее обучение;
    7.         Готовность обучающихся сельской школы к применению полученных теоретических знаний на практике.

    (Слайд 10) Вся работа по  агробизнес-образованию  проходит в тесном контакте с семьей. Родители становятся  партнерами, активными участниками всех праздников в образовательном учреждении,  участвуют в организации и проведении различных совместных мероприятий на агротемы.

     Вопрос агробизнес-компетенций год от года становится все более актуальным. Такая ситуация связана с тем, что существующий экономический механизм включает в себя всех людей как отдельно взятой страны или региона, так и мира в целом. В условиях села человек не может находиться вне сельского образа жизни, и потому, даже не занимаясь предпринимательской деятельностью или не работая в сельскохозяйственном производстве, он все равно постоянно включен в решение определенных агробизнес-задач.

    Таким образом, агробизнес-школа является фактором социального, духовно-нравственного развития села, "стержнем" системы непрерывного агробизнес-образования в Иркутской области (Слайд 11).

    Список использованной литературы:

    1. Михалев С.В., Галиева Р.И. «Основы организации агробизнеса». Учебное пособие для обучающихся  и преподавателей среднего профессионального образования. - Иркутск. - 2015. - 189 с.

    2. Непрерывное агробизнес-образование в Иркутской области стартует на 18-ти площадках // [Электронный ресурс]. – 2015.

    URL: http://irkutskmedia.ru/news/society/20.04.2015/433468/neprerivnoe-agrobiznes-obrazovaniev-irkutskoy-oblasti-startuet-na-18-ti-ploschadk.htm (дата обращения: 30.03.2016)

    3. Стефановская Т. А. Проект Концепции развития агробизнес-образования на сельских территориях Иркутской области на период до 2020 года. Иркутск: ИИПКРО, 2014. 11 с.

    4. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // [Электронный ресурс]. – 2012. URL: http://273фз.рф/zakonodatelstvo/federalnyy-zakon-ot-29-dekabrya-2012-g-no-273-fz-ob-obrazovanii-v-rf (дата обращения: 30.03.2016).

    5. «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» от 22 сентября 2011г №2357//[Электронный ресурс]. – 2011. http://минобрнауки.рф/documents/922


    [1] Михалев С.В., Галиева Р.И. «Основы организации агробизнеса». Учебное пособие для обучающихся  и преподавателей среднего профессионального образования. - Иркутск. - 2015. - 189 с.

    [2] Непрерывное агробизнес-образование в Иркутской области стартует на 18-ти площадках // [Электронный ресурс]. – 2015. URL: http://irkutskmedia.ru/news/society/20.04.2015/433468/neprerivnoe-agrobiznes-obrazovaniev-irkutskoy-oblasti-startuet-na-18-ti-ploschadk.htm (дата обращения: 30.03.2016)

    [3] Стефановская Т. А. Проект Концепции развития агробизнес-образования на сельских территориях Иркутской области на период до 2020 года. Иркутск: ИИПКРО, 2014. 11 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

    проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

    Статья для методического сборника "Внеурочная деятельность в начальной школе-одна из составляющих формирования гармоничной личности школьника"

    Внеурочная деятельность в начальной школе - одна из важных составляющих формирования гармоничной личности школьника....

    «Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования»

    https://nsportal.ru/nikitina-natalya-sergeevna   В статье рассмотрен вопрос внеурочной деятельности в аспекте содержания ФГОС начального общего образования....

    Формирование ценности здорового образа жизни во внеурочной деятельности в начальной школе

    В материале рассказывается о системе работы школы по формированию здорового образа жизни, тех мероприятиях, которые способствуют укреплению и сохранению здоровья, а также воспитывающих ценности ЗОЖ....

    Словарная работа на уроках русского языка и внеурочной деятельности в начальной школе как способ формирования читательской грамотности

    В данном материале продемонстрированы приемы работы над словарными на уроках русского языка и внеурочной деятельности...

    Формирование мотивационной сферы гигиенического поведения и физического воспитания на занятиях «Уроки здоровья» по внеурочной деятельности в начальной школе

    Перед педагогом стоит задача сформировать  мотивационную  сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания на занятиях по внеурочной деятельности «Уроки здоровь...

    «Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»

    laquo;Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»...