Рабочая программа внеурочной деятельности «Риторика» для 4 класса
рабочая программа (4 класс)

Дёмина Наталья Геннадьевна

Рабочая программа  курса «Риторика»  составлена   на основе авторской программы  Т.А. Ладыженской «Риторика» и реализует общекультурное направление внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ritorika.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности «Риторика»

для 4 класса

Пояснительная записка

Рабочая программа  курса «Риторика»     составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы  Т.А. Ладыженской «Риторика» и реализует общекультурное направление внеурочной деятельности.

      Изучение курса  «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования.  Цель курса «Риторика» как предмета филологического цикла - научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).

В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества».

В 4 классе на курс  «Риторика»     отводится  34 ч (1 ч в неделю, 34 учебных недели).

  1. Планируемые результаты

Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания - осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

п/п

Наименование

раздела

Требования ФГОС

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1

Часть 1. Общение.  Проверь себя

Обучающийся научится 

  • характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;
  • осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;
  • уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;
  • оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм; обращаться к нормативным словарям за справкой;
  • определять тему, основную мысль несложного текста;
  • определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);
  • подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);
  • разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;
  • сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;
  • давать оценку невежливому речевому поведению.

Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться 

  • определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;
  • планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;
  • анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров: просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;
  • продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа применительно к разным ситуациям общения;
  • формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);
  • пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;
  • отличать подробный пересказ от краткого;
  • знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;
  • пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;

-        пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок),
ключевые слова;

  • реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры; определять цель рассуждения (доказать, объяснить); формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;
  • реализовывать устные и письменные высказывания - описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли; анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;
  • при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;

-        делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

  • осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
  • осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
  • оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
  • анализировать тактичность речевого поведения в семье;
  • объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.

2

Наука риторика

3

Кто – что- кому

4

Как мы говорим

5

Учусь слушать

6

Вежливая просьба

7

Учусь читать и писать

8

Часть 2. Текст.

Тема и основная мысль текста.

9

Пересказ.

10

Вежливый отказ.

11

Типы текстов.

12

Рассуждение.

13

Описание.

14

Повторение и обобщение.

2.Содержание курса

В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:

Первый блок - «Общение» - даёт представление о:

  • сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;
  • компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).

Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.

Второй блок - «Текст» - даёт сведения о:

  • тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;
  • типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);
  • речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.

Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.

Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи - основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач.

Преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений - школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.

Часть 1. ОБЩЕНИЕ (17ч)

Проверь себя (1 ч)

Проверь себя.

Наука риторика (1 ч)

Чему учит риторика. Что такое успешное общение.

Кто – что - кому (2 ч)

Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит (пишет) - кому (адресат) - что - с какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т.д.).

Как мы говорим (4 ч)

Виды общения. Общение в быту (обыденное - повседневное); общение личное: один - один (два - три).

Речевая деятельность. Четыре вида речевой деятельности. Говорить -слушать, их взаимосвязь. Писать - читать, их взаимосвязь.

Учусь слушать (5 ч)

Слушание. Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и непонятных слов.

Вежливая просьба (2 ч)

Говорение. Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче.

Учусь читать и писать (2 ч)

О чем нам говорит шрифт. Рисунки, иллюстрации, таблицы, схемы…

Часть 2. ТЕКСТ (17 ч)

Тема и основная мысль текста (3 ч)

Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков. Основная мысль текста. Рассуждения с целью объяснения или доказательства.

Опорные слова.

Пересказ (3 ч)

Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче.

Вежливый отказ (2 ч)

Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и письменной речи.

Этикетные речевые жанры. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие. Вежливый отказ.

Типы текстов (1 ч)

Повествование. Описание. Рассуждение. Отличие.

Рассуждение (3 ч)

Части рассуждений. Объяснение. Доказательство. Примеры рассуждений. Ссылка на правило, закон. Точные и неточные объяснения.

Описание (4 ч)

Признаки предмета. Описание в объявлении. Загадки – описания. Сочинение загадок.

Повторение и обобщение (1 ч)

Чему мы научились на уроках риторики?

Основные формы и методы организации изучения курса

  • Словесный (рассказ, беседа, работа с учебником);
  • Объяснительно-иллюстративный (схемы, таблицы,);
  • Практический (самостоятельные и творческие работы);
  • Проблемно - поисковый метод (выявление проблем и постановка целей);
  • Самостоятельные и творческие работы, коллективная работа; индивидуальная работа; групповая и парная работа;
  • Дифференцированное обучение;
  • Иные формы проведения уроков:  урок-игра, урок-путешествие, викторины, уроки-сказки и др.

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

теория

практика

всего

1

Часть 1. Общение.  

1

-

1

2

Наука риторика

1

-

1

3

Кто – что- кому

1

1

2

4

Как мы говорим

2

2

4

5

Учусь слушать

2

3

5

6

Вежливая просьба

1

1

2

7

Учусь читать и писать

1

1

2

8

Часть 2. Текст.

Тема и основная мысль текста.

1

2

3

9

Пересказ.

1

2

3

10

Вежливый отказ.

1

1

2

11

Типы текстов.

1

-

1

12

Рассуждение..

2

1

3

13

Описание.

2

2

4

14

Повторение и обобщение.

1

1

2

Итого:

17

17

34

3. Тематическое планирование  

№ урока, четверти

Наименование тем

Кол-во часов по теме

Корректировка, причина

1четверть1

Общение. Проверь себя.

1

2

Наука риторика. Чему учит риторика. Надо ли учиться риторике?

1

3

Кто – что – кому. Речевая ситуация. Речевые роли.

1

4

Кому – кто, адресат – адресант. Кто кого и как приглашает

1

5

Как мы говорим. Темп – от медленного до скороговорки. Громкость – от шепота до крика

1

6

Тон речи. То же слово, да не так бы молвить.

1

7

Настроение, чувства и тон говорящего. Мимика, жесты, поза. Говорящий взгляд.

1

8

Обобщающий урок «Как мы говорим»

1

9

Учусь слушать. Мы слушаем – нас слушают.

1

2четверть10

Сигнал принят! Слушаю!

1

11

Слушаем и стараемся понять, выделяем непонятное.

1

12

Слушаем, как говорят.

1

13

Слушаем на уроке, слушаем целый день.

1

14

Вежливая просьба. Вежливая просьба.  

1

15

Скрытая просьба.

1

16

Учусь читать и писать. О чем нам говорит шрифт.

1

3четверть17

Рисунки, иллюстрации, таблицы, схемы…

1

18

Тема и основная мысль текста.

Тема, основная мысль, заголовок.

1

19

Опорные слова.

1

20

Пересказ. Подробный пересказ.

1

21

Краткий пересказ.

1

22

План.

1

23

Вежливый отказ. Согласие или отказ. Отказывай не обижая.

1

24

Ответы на отказ.

1

25

Типы текстов.

1

26

Рассуждение. Примеры в рассуждении.

1

4четверть27

Ссылка на правило, закон.

1

28

Точные и неточные объяснения. Подведем итоги.

1

29

Описание. Описание, признаки предмета.

1

30

Описание в объявлении, загадки – описания, сочини загадку.

1

31

Было или придумано, части рассказа.

1

32

Хочу вам рассказать.

1

33-34

Повторение и обобщение. Чему мы научились на уроках риторики?

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса.

Данная работа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников 1 класса....

Рабочая программа внеурочной деятельности во 2 классе "Умники и умницы"

Программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" предназначена для привлечения учащихся к исследовательской деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности являет...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса "Этикет поведения и общения"

Цель настоящей программы: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, самим себе....

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса " Следопыт". Направление:проектная деятельность.

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта начального образования. За основу рабочей программы взята авторская программа Григорьева Д.В. «Методиче...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Риторика"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Риторика" для 1-4 классов ФГОС...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса «Разговор о правильном питании» 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса «Разговор о правильном питании» для 3 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Риторика" 4 кл

Внеурочная деятельность " Риторика" 4 класс...