Внеклассное мероприятие по теме «В гости к эвенкам» 4- 5 класс
методическая разработка (4 класс)

Гладкова Ирина Анатольевна

В ходе мероприятия обучающиеся знакомятся с традициями и фолклором народаКрайнего Севера- эвенками 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie.docx21.27 КБ
Файл evenkiyskaya_kuhnya.docx1.25 МБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по теме «В гости к эвенкам» 4- 5 класс Составитель: учитель начальных классов МБОУ «СОШ №9» г. Ангрска Гладкова Ирина Анатольевна

Цель данного мероприятия: познакомить учащихся с традициями и фольклором народа Крайнего Севера - эвенков.

Задачи:
- углублять и уточнять представления учащихся о родине – России;
- развивать познавательные интересы, речь;
- расширять кругозор.

Учитель: (слайд 1) Добрый день, дорогие ребята. Вокруг Байкала издавна жили и живут разные народы - буряты, якуты, эвенки, русские, тофалары... Предки бурят и эвенков жили в районе Байкала с глубокой древности. Позднее сюда пришли русские казаки...В традициях, обычаях каждого народа проявляется особенность народной культуры, которая является частью культуры мировой. Как вы думаете, для чего нам нужно знать культуру других народов? (ответы детей) Знание народной культуры помогает людям лучше узнать, а главное, понять друг друга.
Для коренных народов Сибири земля вокруг Байкала родная. Другие же народы она гостеприимно приняла. Она надёжно защищает всех, кто живёт здесь. Не случайно, что на этой земле не было, и нет распрей между народами. Сегодня мы побываем в гостях у коренного народа нашей области эвенков.

(2 слайд) Эвенки, считают, что они первыми пришли на Берега Байкала, который они называют Ламу, что значит «море». По мнению многих учёных, Прибайкалье считается прародиной эвенков, откуда их предки «верхом на оленях», которых они смогли приручить, расселились по землям современного проживания. Раньше эвенков называли тунгусами, что переводится как «идущие поперек хребтов». Каково значение этого выражения как вы думаете? (ответы детей). В нём отразился не только кочевой образ жизни, но мужество, стойкость в преодолении трудностей.
Многие века тайга для эвенка - дом, кормилица, защитница, дающая ему уверенность и радость жизни.
 (3 слайд) Особенно почитались у эвенков олени, которых они приручили в древности. Обряды и поверья эвенков, связанные с оленеводством, были направлены на сохранение и увеличение поголовья стада. Например, оленя нельзя было продать, его дарили, а вещи вышитые подшейным волосом оленя, оберегали хозяина от несчастий и бед.

Все они знатоки и любители природы, по характеру добры, отзывчивы и миролюбивы. (4 слайд) Их дом – чум, просторный и уютный внутри. Сооружают его из деревянных опор и покрывают шкурами оленей. Такое устройство жилища позволяет очень быстро собрать его и перевезти на новое место, где будет корм оленям и людям. За год семья может поменять место стоянки несколько раз.
(Звучит национальная музыка, входит ученица  в национальном эвенкийском костюме )
Ученица : Здравствуйте, дорогие друзья. Аяврил гиркил!  Вы все мои гости, и рада вам я! Старый закон Севера гласит: сначала накорми и напои гостя, попотчуй всем, что имеешь, а потом расспрашивай. Какие бы гости ни пришли, по древним обычаям моего народа надо встречать их добром и теплом. Гостю всегда предлагается центральное место в чуме, застеленное новой шкурой оленя, поближе к печке. Если гость поел и больше не хочет, то он ставит чашку вверх дном и ли кладёт чайную ложку поперёк чашки, показывая этим, что он больше не будет пить. Если гость просто отодвинул чашку от себя, то хозяйка продолжает наливать чай бесконечно. После того, как гость насытился, его расспрашивают о новостях.
Словно люльку, дверь тяжёлую качни – 
Обогрейся, покалякай, отдохни.
Если я убил оленя, вдоволь ешь.
Мяса нет – посмотри, как окунь свеж.
Ну, а нету даже рыбы у меня – 
Мы вкусим тепло домашнего огня.
Гость высокий, слушаю я речь твою
И в ответ всё, что имею, отдаю.
Учитель: А какой национальной едой вы угощаете своих гостей?

Ученица: Об этом расскажут ребята.

(1 группа представляет национальные блюда эвенкийского народа)

Учитель: А знаешь ли ты, что у  эвенкийского народа богатые фольклорные традиции? Долгими, тёмными вечерами в чуме, сидя у огня, старики ребятне загадывали загадки. Попробуем вместе отгадать их.
Эвенкийские загадки.
1.Четыре уха, два брюха. (Подушка)
2.Какой олень быстрее всех бегает? (Ветер)
3.Десять мальчиков на спичках льдинки несут. (Ногти)
4.Много говорит, а бездомная. (Кукушка)
5.Большая змея без конца. (Река)

А сейчас вои гости предлагают посмотреть тебе сказку «Как карась плоским стал» (рассказчик, медведь, карась)  

Ученица: Спасибо, дорогие гости, Широко распространён у эвенков миф о том, что они произошли от медведя. Называют они его «амака»- дедушка.
Особо у эвенков почитался дух огня  «Того Мусун» - это был добрый дух. Жил он в очаге, и всегда был другом эвенков.
За многовековое существование у древнего эвенкийского народа сложились свои традиции по отношению к огню, главный смысл которых в том, чтобы не доставлять ему своими поступками неприятности. Из поколения в поколение передавались запреты, касающиеся огня: 
(7 слайд)

  • Нельзя рубить дрова около огня, чтобы его не ударить.
  • Никогда нельзя класть нож остриём к огню, чтобы не поранить огонь.
  • Нельзя бросать в огонь острые предметы, тыкать ими в костёр, потому что дух огня наколется и обидится.

А теперь конкурс: «Объясни эвенкийскую пословицу» 

  • Родное гнездо и птица не забывает.
  • Рыба без воды не проживёт, а человек - без дружбы.
  • Хороший промысел без труда не бывает.
  • Работящий рубит дрова вечером, а ленивый - утром.
  • Болтуна надо бояться, как боится олень волка.
  • Кому нужен зимою чум без огня?
  • Без времени не упадёт с веточки лист, а время придёт - не устоит утёс.
  • Собака костью не подавится, эвенк в тайге не потеряется.
  • Как оленя покормишь, так и поедешь.

Учитель: Молодцы, ребята. (Обращается по имени к эвенкийке). А в гости ребята пришли к тебе не с пустыми руками. Символ достатка и благополучия у эвенков  – ковёр из оленьих шкур кумалан, мастер-класс по изготовлению которого мы с ребятами провели. И сейчас мы его тебе преподносим в дар.
Учитель : Сегодня мы с вами познакомились с коренным народом Севера- эвеками. . В наше время они являются малочисленным народом. Большая часть населения стала жить в городах, посёлках. И нам нужно научиться понимать их, поддерживать и и уважать традиции живущих на этой земле людей.
Ученик: Есть у нас такой обычай – 
Делиться первою добычей.
Запомни, мальчик. 
Дай гостю лучший из кусков,
Второй кусок – для стариков.
Запомни, мальчик.
Поверье древнее гласит:
Удача у того гостит,
Кто от людей её не прячет.
Поверь мне, мальчик.
Есть у долган такой обычай:
Делись – и будешь сам с добычей.

Приезжайте в тундру к нам,
К белым тающим снегам.
Тундра щедро вас напоит
Стылой талою водой.
Силой вас вода наполнит,
Лёгкой силой молодой.
Учитель: На этом наше занятие закончено. Благодарю всех за участие и внимание.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие на тему "Русская матрешка" для 1-2 классов

Обогащать представление детей о народном искусстве.Познакомить с декоративно-прикладным искусством - русской матрешкой.Дать представление детям о русской матрешке, как об одном из старинных народных п...

Внеклассное мероприятие на тему "В гостях у Математики"

Данное внеклассное мероприятие очень хорошо подойдет для закрепления тем 1-2 четверти по математике....

Конспект внеклассного мероприятия На тему: «В гостях у доктора Неболита»

Цель: формирование понимания значимости здоровья и необходимости работать над ним на протяжении всей жизни....

Конспект внеклассного мероприятия На тему: «В гостях у доктора Неболита»

Цель: формирование понимания значимости здоровья и необходимости работать над ним на протяжении всей жизни....

Конспект внеклассного мероприятия На тему: «В гостях у доктора Неболита»

Цель: формирование понимания значимости здоровья и необходимости работать над ним на протяжении всей жизни....

Методическая разработка. Внеклассное мероприятие по теме: "В гостях у радуги" (1 класс)

Мероприятие знакомит детей (7-8 лет) с цветовой гаммой, учит называть основные цвета, развивает мышление, творческую фантазию....