Рабочая программа по риторике
рабочая программа (3 класс)

Майсюк Гюзель Алмасовна

Рабочая программа курса «Детская риторика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе   программы «Риторика» (1-4) под редакцией Т.А. Ладыженской, Н.В. Ладыженской ( М., Баласс, 2012)  . Программа составлена из расчёта 1 час в неделю, 34 часа в год и обеспечена учебно-методическим комплектом для 3 класса: Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Учебник-тетрадь «Детская риторика».  3 класс, часть 1,2. Издательство: М., «Баласс», 2018 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritorika_3_klass.docx33.05 КБ

Предварительный просмотр:

       Рабочая программа курса «Детская риторика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе   программы «Риторика» (1-4) под редакцией Т.А. Ладыженской, Н.В. Ладыженской ( М., Баласс, 2012)  . Программа составлена из расчёта 1 час в неделю, 34 часа в год и обеспечена учебно-методическим комплектом для 3 класса: Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Учебник-тетрадь «Детская риторика».  3 класс, часть 1,2. Издательство: М., «Баласс», 2018 год.

        Программа соответствует миссии школы: "Учить, развивая и развиваясь" целям и задачам  МБОУ Видновской СОШ №5  с углублённым изучением отдельных предметов, и содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний и  формирование базовых  компетентностей, что соответствует основной образовательной программе начального общего образования. Она отвечает всем требованиям  Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования по риторике. Опирается на опыт обучающихся, приводит их к осмыслению  своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь.    Риторика помогает осознать общечеловеческие ценности, учит гуманитарному мышлению, помогает будущему члену общества искать и находить выходы из различных неоднозначных ситуаций, развивающего способности адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

   Риторика формирует позитивное отношение к миру, к личности, развивает аналитические навыки. С помощью этого предмета ребенок учится адекватному речевому поведению, становится личностью, меньше подверженной стрессам.

   На основе этой программы будут формироваться коммуникативно-речевые умения, будет формироваться личность, которая могла бы, владея определенным запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением и т.д.

 Цели и задачи данной программы достигаются путём проведения различных видов и форм работы. Контроль проводится   в виде риторических игр.

Основные цели уроков риторики

* формирование коммуникативно-риторических умений и навыков;

* формирование инструментальных знаний – о способах деятельности;

* формирование понятийного аппарата, его отбора и интерпретации;

* развитие познавательных интересов, мышления, пространственного воображения;

* интеллектуальных, творческих, организаторских способностей.

Основные задачи уроков риторики

*  обучение умелой, искусной и эффективной речи;

*  развитие дара речи;

*  научение свободному владению речью, свободой слова для самовыражения;

*  воспитание творческой личности;

*  воспитание внимания, уважения доброго отношения к людям;

* воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости и ответственности за результаты своей деятельности.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Основные риторические умения

Первый тип умений (У-1). Умение анализировать и оценивать общение, а именно:

  -  корректность речевого поведения (речи) в ситуациях, обозначенных в разделах «Наука риторика», «Учимся говорить», «Вежливое общение», «Правила успешного пересказа»,  «Учись объяснять, доказывать»;

  - уместность использования несловесных (невербальных) средств общения — жестов, мимики, телодвижений, интонации в устных высказываниях, предусмотренных учебником.

Второй тип умений (У-2). Умение общаться как минимум в пределах, обозначенных в программе (при решении риторических задач, разыгрывании этикетных диалогов, сочинении считалок, сказочных историй), в частности:

  -  ориентироваться в ситуации общения, вступая в контакт и поддерживая его в разделах «Учимся читать и писать», «Текст», «Правильная речь», «Поздравления»;

  - уместность использования словесных и несловесных средств общения, учитывая ситуацию общения, например, учитывать адресата, аудиторию; формировать свое коммуникативное намерение; определять свои неудачи и промахи и т.п.

  В результате обучения обучающиеся должны уметь:

- быть хорошим слушателем, уместно использовать изученные средства словесного и несловесного общения;

-  вступать в контакт и поддерживать грамотно разговор, уметь благодарить, вести этикетный диалог;

- анализировать и оценивать говоримую речь по темпу, громкости и т.д.; пользоваться наиболее подходящими приемами чтения текстов;

-  определять основные компоненты коммуникативной ситуации, произносить скороговорки.

Содержание программы

Наука риторика  –  5 часов

    Повторение о науке риторика. Понятие о красноречии. Говорим «тихо», «громко», «не тем  тоном». Повторение о речевой ситуации (кто – адресант? Кто -адресат?). Твои речевые роли (говоришь, читаешь, слушаешь, пишешь). Слушаем, смотрим. С какой целью? Зачем? (объяснения, сообщения и т.д.)

Учимся говорить – 6 часов

  Неподготовленная речь (следить за своей речью, за тем, что и как ты говоришь, кому и в какой обстановке говоришь). Подготовленная речь (с какой целью, о чём, что ты будешь говорить? Что главное хочешь сказать? Ключевые слова, рисунок, схема, план, репетиция выступления). Говорим подробно, кратко (лаконичность, ёмкость, сжатость, обстоятельно, детально). Комплимент (похвала, добрые, приветливые и обязательно правдивые слова). Слушаем. Вдумываемся (сосредоточься, постарайся, запиши, не перебивай, следи за…).

Учимся читать, писать –  3 часа.

   Читаем учебные тексты (учебные тексты, абзацы). Учимся писать, редактировать (правки письменных текстов, редактирование)

Вежливое общение - 4 часа

   Что такое вежливость? (пожалуйста, извини, спасибо и др.) Вежливо, невежливо, грубо (грубые выражения, воспитанность).  Добрые дела – добрые слова (посмотри на себя в зеркало, добрые дела)  А ты вежлив? Игры и задачи.

Текст – 2 часа.

Тексты разные нужны (типы, разновидности текстов)

Диалог, монолог (разыгрывание сцен со сменой говорящих)

Правильная речь – 3 часа.

Пиши правильно (орфографический словарь, нормы правильного письма)

Произноси правильно (орфоэпический словарь, нормы правильного произношения) Употребляй слова правильно (толковый словарь, разъяснить, истолковать, растолковать)

Правила успешного пересказа – 3 часа.

Пересказ (краткий, подробный, близкий к тексту). Выбери нужное (выборочный пересказ, начальное предложение, цитата в пересказе). Кратко о книге (аннотация)

Поздравления – 3 часа.

Поздравляю кого? Как? и желаю кому? Как? (обращение, поздравление, пожелание). С днем рождения! (начать, сам текст, пожелание). С новым годом! (поздравления от души). С праздником 8 марта! (милым мамам, бабушкам, девочкам)

Учись объяснять, доказывать – 2 часа.

Рассуждение и вывод (рассуждать, объяснять, доказывать, вывод) Правило в доказательстве (точное правило, своя точка зрения, цитата в доказательстве)

Что общего – чем отличаются – 3 часа

Сравни и скажи (сравнить, различия, напоминание, сходство). Правила сравнения (сопоставимые признаки, форма, величина, окраска). Как строятся сравнительные тексты.

Календарно-тематическое планирование курса «Детская риторика»

Наименование разделов и тем

Количество часов

Плановые сроки прохождения программы

Скорректированные сроки прохождения программы

Наука  риторика

5 час.

1

Риторика – красноречие (повторение)

1

05.10.18г

2

Кто? Что? Кому? Речевая ситуация

1

12.10.18г

3

Почему? Зачем? Речевые роли

1

19.10.18г

4 - 5

Слушаем, смотрим. С какой целью? Зачем?

2

26.10.18г

2.11.18г

Учимся говорить

6 час.

6

Неподготовленная речь

1

09.11.18

7 - 8

Подготовленная речь

2

16.11.18

30.11.18

9

Говорим подробно, кратко

1

07.12.18

10

Комплимент

1

14.12.18

11

Слушаем. Вдумываемся

1

21.12.18

Учимся читать, писать

3 час.

12

Читаем учебные тексты

1

28.12.18

13-14

Учимся писать, редактировать

2

11. 01.19

18. 01.19

Вежливое общение

4 час.

15

Что такое вежливость?

1

24. 01.19

16

Вежливо, невежливо, грубо

1

25. 01.19

17

Добрые дела – добрые слова

1

01. 02.19

18

А ты вежлив? Игры и задачи.

1

08. 02.19

Текст

2 час.

19

Тексты разные нужны

1

15. 02.19

20

Диалог, монолог

1

22. 02.19

Правильная речь

3 час.

21

Пиши правильно

1

01. 03.19

22

Произноси правильно

1

08. 03.19

23

Употребляй слова правильно

1

15. 03.19

Правила успешного пересказа

3 часа

24

Пересказ

1

22. 03.19

25

Выбери нужное.

1

29. 03.19

26

Цитата в пересказе.  Кратко о книге.

1

05. 04.19

Поздравления

3 часа

27

Поздравляю и желаю

1

12. 04.19

28

С днем рождения! С новым годом!

1

19. 04.19

29

С праздником 8 марта!

1

26. 04.19

Учись объяснять, доказывать  

2 час.

30

Рассуждение и вывод

1

03. 05.19

31

Правило и цитата в доказательстве

1

10. 05.19

Что общего – чем отличаются

3 часа

32

Сравни и скажи. Правила сравнения.

1

17. 05.19

33

Как строятся сравнительные тексты

1

24. 05.19

34

Подведем итоги

1

31. 05.19

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по риторике 3 класс

Разработана  на основе  примерной  типовой  программы по риторике  в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования ,на осно...

Пояснительная записка к рабочей программе по риторике 2 класс

Пояснительная записка составлена к рабочей программе по риторике 2 класс в соответствии ФГОС....

рабочая программа кружка "Риторика"

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 42» г.Энгельса Саратовской области  «Рекомендовано к утверждению»...

Рабочая программа по риторике

Научить речи , развивать коммуникативные умения , общению в разных ситуациях ....

рабочая программа по риторике 1 класс

в данной программе представлена пояснительная записка по курсу, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по риторике для 3 класса

  Рабочая программа, по направлению «Детская риторика в рассказах и рисунках» для 3 классов, составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего ...