Педагогический дебют среди молодых учителей - 2016г. "Методический семинар"
статья

Коршунова Елена Александровна

Участие в конкурсе молодых учителей "Педагогический дебют - 2016"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskiy_seminar_vystuplenie_korshunova.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление

Добрый день, уважаемые коллеги, члены жюри. Меня зовут Коршунова Елена Александровна, я учитель первого класса средней школы селения Црау.

Готовясь к сегодняшней встречи, я задавала себе множество вопросов: чем поделиться с коллегами, о чем и как рассказывать, а главное с чего начать…

Начну с переломного момента в своей жизни, с окончания педагогического университета, в котором я получила специальность «Учитель начальных классов и информатики». По окончании мне  предложили остаться в университете в  должности заместителя директора по внеучебной работе.  Я  участвовала во всероссийских научных конкурсах, участвовала в организации городских научно-практических конференций; вела научно-методическую работу, была научным руководителем курсовых проектов студентов.  В мои должностные обязанности также  входили: организация культурно-досуговых мероприятий; профориентационная работа в регионе;  я являлась руководителем команды, которая представляла наш город в крае в военно-спортивных соревнованиях; получила дополнительную специализацию «Хореограф».

  По велению судьбы год тому назад мы с семьей переехали в Алагир. И я решила попробовать свои силы в школе. Конечно, идти работать в школу мне  было страшно, потому что еще в университете поняла, насколько архиважная обязанность лежит на учительских плечах.

         Ведь с ребенком именно учитель проводит большую часть времени, а как говорил Василий Александрович Сухомлинский:

 «Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь, и от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.»

 Приступая к работе, первым делом я ознакомилась с федеральным государственным образовательным стандартом, и поняла, что передо мной будет стоять такая задача как активизация познавательной деятельности младших школьников. Эта задача особо актуальна для младшего школьника у которого процесс эпизодичен, в основном неустойчив. Сегодня важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни.

Готовясь к урокам, я ищу различные методы, формы, приемы и подходы, влияющие на развитие познавательного интереса к обучению моих детей.    

Знаю, что и моих коллег сегодня интересует эта проблема и поэтому, обобщив теоретический опыт, выступала на педсовете с темой «Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения».

Для меня важно, чтобы дети на каждом уроке переживали радость открытия.

Стремлюсь организовать работу так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.  Побуждаю учащихся к  самостоятельному "творчеству". Конечно, в начале пути меня очень расстраивало то, что в классе есть дети с низком мотивацией, которые утрачивают интерес при затруднениях и проявляют отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов. Но постепенно их число уменьшается, к кому-то нужно было найти подход, у кого-то «проснулся» интерес, а у кого-то снижается языковой барьер.  Эта проблема, которая не решается за один год, она нуждается в поэтапности. Ведь если в возрасте 4 лет интерес детей родителями не поддерживался, конечно, он пропадает не у всех детей, но у большинства.

Каждый урок строю таким образом, чтобы ученики наблюдали, сравнивали, классифицировали, группировали, делали выводы. Ход познания организую «от ученика». Например, в начале урока ученикам 2 класса даю неожиданное задание – где линия горизонта, с чем они до этого не встречались. Я выражаю уверенность, что дети смогут его выполнить, надо только подумать.  Далее я рассматриваю вместе с учениками разные способы решения этой проблемы. Моя задача подхватить нужную мысль, направить и вести учеников в их поиске. Проблема сохраняется в том, что не у всех детей есть вера в себя и понимание того, что они сами могут быть «первооткрывателями».

Особое внимание уделяю постановке вопросов. Ставлю вопросы так, чтобы пробудить самостоятельную мысль учеников. Например: «Что вы можете сказать о числе 7?», «Расскажите все, что вы знаете об этой букве?», «Поделитесь своими мыслями и чувствами об этом рассказе» и т.п. Я не задаю параметров мыслительной деятельности – ученики сами определяют все, что надо сказать о числе, букве, произведении. Я спокойно реагирую на ответы, не говорю сразу, прав или нет ученик, об этом должны сказать дети. Своих детей приучаю к выражаю своего мнения: «Я думаю…», «Я считаю…», «Я согласен с ним, но хочу добавить…», «Я не согласен с ним…».  В такой работе очень важно развивать внимание и уважение к суждениям других учеников. Часто вспоминаю слова Януша Корчака: “Уважайте незнание ребёнка”, напоминаю детям о том, что не стыдно не знать, а стыдно не спрашивать.  Так своих детей приучаю жить и работать не «рядом», а «вместе».

Использую занимательные и дидактические игры, исследовательские задания в игровой форме: 1.фокусы с разгадыванием задуманных чисел; 2.задания с магическими квадратами; 3.задачи со сказочным сюжетом.

Ещё большую активность у учащихся наблюдаю при использовании интеллектуальных игр. Даю им  шарады, головоломки, загадки, шахматы. .

Я не говорю детям слова «Неверно», «Неправильно», «Не думаешь», они заменяются личностно-значимыми и уважительными «Ты так думаешь, а кто думает иначе…». При этом я признаю право каждого ребёнка на самоценность, индивидуальность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их в разнообразной и интересной для него деятельности, формируя тем самым регулятивные УУД.

В своей работе регулярно пользуюсь средствами ИКТ.

Каждый учитель начальных классов, как известно, является классным руководителем. Главной задачей  в период первого года обучения была выбрана – формирование  уважительного отношения к жизни, к себе и ко всему живому как проявление жизни. При планировании воспитательной работы,  мне важно было так организовать жизнь коллектива в свободное от уроков время, чтобы учащиеся добровольно и с желанием участвовали в делах класса и школы, учились быть самостоятельными,.

Воспитательную работу я разделила на несколько направлений.

Слайд Направление «Здоровье». Цель направления: Формирование у обучающихся осознанного отношения к своему здоровью и физической культуре. Пропаганда здорового образа жизни. Обучение приемам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, общей культуры.

  • Обеспечение оптимальных гигиенических условий в классе
  •    Просветительно-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности и здорового образа жизни.

4. Привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению дней Здоровья, спортивных соревнований.

Классные часы:  «Полезные привычки» (преодоление обучающимися неуверенности в себе), «Режим дня школьника» (значение соблюдения режима дня, составление индивидуального режима дня).Приняли участие в школьной акции «День здоровья». праздник «Веселые старты».

Направление «Нравственность». Учить детей понимать смысл человеческого существования, ценность своего Я и ценности существования других людей; поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях, формировать у детей умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

На  конкретных примерах систематически приучаю каждого ученика рассматривать своё действие, оценивать свой поступок. Учимся работать в парах и группах. А это нелегко, когда хочется каждому быть командиром, быть ведущим.

 Начиная с 1 четверти, в классе ведется дежурство. Обязанности дежурных: намочить тряпки для доски; обрызгать цветы в классе; внести изменения в календарь природы; взять в столовую полотенце; поддерживать чистоту и порядок в классе.

Очень трудно пришлось ребятам, которые постигали впервые смысл слов «надо» и «нельзя». Не случайно  классные часы «Правила школьника», «Мы теперь не просто дети, мы теперь – ученики», «Уроки вежливости» (Научить применять вежливые слова в жизни; воспитывать вежливость, уважительное отношение к людям, друг к другу, к себе) были посвящены теме «Хочу» и «надо». 

Приняли участие в акции  «Помоги пойти учиться». 

Слайд  Направление «Патриот» 

Цель: воспитание  любви к родной школе, к республике, формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины.

Кл.час «С чего начинается Родина». Расширить круг знаний и представлений об истории России. Воспитывать чувство гордости за свою страну.

 Провели конкурс на лучший рисунок «Символы России». 

В классе провели акцию «Поможем птицам перезимовать».

Праздник «Школа, здравствуй! Это – мы!». Развивать коммуникативные умения; воспитывать доброжелательность по отношению друг к другу, чувство гордости по отношению к школе.

Направление «Досуг. Семья.»

  Цель: Создание условий для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях; развитие интереса к внеклассной деятельности. Максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

В канун нового года в классе была организована выставка новогодних поделок. Выставка очень радовала детей, а главное дети гордились своими поделками. Из 23 семей в выставке приняло участие 13 из них. А несколько семей вошли во вкус и сделали несколько поделок.

Самая главная моя опора в работе с детьми это родители. Конечно, как и во всем в работе с родителями нужна системность. 1 раз в 2 месяца у нас проходят родительские собрания. На каждом собрании я знакомлю родителей с чем-то новым, к каждой проблеме подхожу творчески. Так у нас проходили и психологические тренинги, и сказкотерапия и т. д.  Почти еженедельно я общаюсь с родительским комитетом, потому что кабинет новый для меня и мне часто бывает, нужна их помощь.

Для меня очень важна среда, в которой дети «живут» находясь в школе, поэтому слова Василия Александровича Сухомлинского для меня стали ориентиром в организации образовательной среды«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

На данный момент в классе организовано несколько зон:

  • Зона природы: календарь природы, инвентарь по уходу за комнатными цветами.
  • Зона творчества: выставка рисунков  и поделок.
  • Зона безопасности: информационные плакаты.
  • Зона отдыха: мягкая мебель и библиотека класса, коробка с игрушками

Конечно,  я в начале пути, передо мной огромное поле  и для меня очень важно, чтобы моими всходами гордилась школа.

Пока могу сказать, что большинство моих  детей  к концу 1го класса научились слышать, сравнивать,  доказывать свою точку зрения и принимать точку зрения другого человека. Анализируя свою работу я определила для себя заповеди, по которым живу и работаю:

  • люби своих учеников, стань для них таким же дорогим и родным человеком, как мама, то есть отдать им свое сердце.
  • помоги ребенку чувствовать себя уверенно;
  • найти самое лучшее, что есть в ученике, и постараться развить.
  • Быть требовательным не только к ученикам, но и к себе.
  • Не останавливаться на достигнутом и постоянно совершенствоваться!
  • Последовательность и системность!

О себе хотела бы сказать, что я полна идей, мыслей, мне хочется заниматься со своими детьми каждый день. И в будущей я вижу себя как учитель-исследователь. И я надеюсь, что моя мечта поступить в аспирантуру и защитить кандидатскую сбудется!

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Учитель года-2016", номинация "Педагогический дебют"

Технологическая карта урока на тему : " Горные породы". Презентация к уроку....

"Учитель года-2016", номинация "Педагогический дебют"

Метод проектов на уроках в начальной школе....

Конспект открытого урока участника муниципального этапа конкурса профессионального мастерства «Учитель года- 2020» в номинации «Педагогический дебют», учителя начальных классов Шакирзяновой Р.Н.

Конспект открытого урока участника муниципального этапа конкурса профессионального мастерства "Учитель года 2020" в номинации "Педагогический дебют"...

Проект для III Всероссийского конкурса "Педагогический дебют учителя-дефектолога"

Проект для III Всероссийского конкурса Педагогический дебют учителя-дефектолога. Разработка для конкурса....

Социальный проект «Мир вокруг доступен всем» разработанный для участия во Всероссийском конкурсе "Педагогический дебют учителя-дефектолога-2022"

Социальный проект «Мир вокруг доступен всем» направлен на развитие активной жизненной позиции ребёнка, способного к толерантному взаимодействию с другими людьми, его творческого потенциала...