Рабочая программа по внеурочной деятельности
рабочая программа (4 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа к курсу «Я - исследователь» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа составлена на основе авторской программы Р. И. Сизовой, Р. Ф. Селимовой «Учусь создавать проект»»
Цель курса : создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Задачи курса:
- формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
- обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
- развивать познавательные потребности и способности, креативность.
На курс «Я - исследователь» в 4 классе отводится 1 час в неделю (34 учебных недели), всего 34 часа.
- Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Формирование универсальных учебных действий
Личностные
- формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
- развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Метапредметные результаты
Регулятивные
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
Познавательные
- умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
- добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- умение координировать свои усилия с усилиями других.
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
- Содержание курса внеурочной деятельности
Тема1. Твои новые интересы и увлечения - 1 ч.
Тема2. Культура мышления - 1ч.
- Практическая работа «Неоконченный рассказ».
Тема3.Исследовательско – творческий проект – 1 ч.
- Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем. Работа над актуальностью выбранной проблемы.
Тема 4. Творческий проект -1 ч
- Задания на развитие умения выявлять проблему. Беседа о роли научных исследований в нашей жизни.
Тема 5-6. Ролево – игровой проект -2ч.
- Знакомство с видами проектов. Работа в группах.
Тема 7- 8. Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей её проверкой-2 ч.
- Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования.
- Обоснование актуальности выбора темы исследования.
- Предмет исследования как проблема в самой теме исследования.
- Какими могут быть исследования.
Тема 9-10. Информационно - исследовательской проект - 2ч.
- Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по теме исследования.
Тема 11. Информационно - ориентированный проект - 1 ч.
- Определение предмета и объекта исследования и их формулирование.
Тема 12. Практико - ориентированный проект-1 ч.
Тема 13- 14. Монопредметный проект– 2 ч.
Работа с литературой по выбранной теме.
- Выборка необходимого материала для работы.
Тема15.Межпредметный проект -1 ч.
Тема 16.Виды презентационных проектов – 1 ч.
- Знакомство с видами проектов
Тема 17.Вид презентации проекта как отчёт участников исследовательской экспедиции
- Выступление с проектами перед одноклассниками.
Тема 18. Вид презентации проекта в рамках научной конференции
- Презентация проекта на школьной НПК.
Тема 19. Правильная подготовка презентации к проекту
- Проведение эксперимента.
Тема 20- 21.Работа с Памяткой при подготовке публичного выступления
Тема 22-23. Работа с Памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом - 2ч.
- Выборочное чтение.
- Подбор необходимых высказываний по теме проекта.
Тема 24. Типичные ошибки проектантов.
Тема 25. Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся
Тема 26. Программа МРР. Формирование умения в работе с диаграммой.
Тема 27- 28. Программа МРР. Формирование умения в работе с таблицей
Тема 29. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия.
Тема 30. Использование ресурсов Интернета при подготовке презентации.
- Подбор необходимых картинок.
- Составление альбома иллюстраций.
Выполнение поделок
Тема 31-32. Программа MicrosoftOfficeWord. Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев.
Тема 33. Твои впечатления от работы над проектом.
- Анализ исследовательской деятельности. Выводы.
Тема 34. Пожелания будущим проектантам
3. Тематическое планирование 4 класс
Тема | Виды деятельности | Результаты изучения курса | Кол- во часов | По плану | По факту | |
1 | Твои новые интересы и увлечения | Исследование, исследователь. Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир. | Регулятивные: планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные: выбирать адекватные речевые средства в диалоге учителем и одноклассниками; | 1 | ||
2 | Виды проектов | Выбор темы. Цель и задачи. Пути решения. Гипотеза исследования. Наблюдение. Эксперимент. Опыт. Обмен мнениями. | Регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу Познавательные: составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку; Коммуникативные: задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания | 1 | ||
3 | Исследовательско – творческий проект | Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем. | Регулятивные: действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в речи учителя, учебника; Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи Познавательные: строить несложные рассуждения, делать выводы | 1 | ||
4 | Творческий проект | Работа над актуальностью выбранной проблемы. | Регулятивные: планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Познавательные: работать с графической информацией, Коммуникативные: выбирать адекватные речевые средства в диалоге учителем и одноклассниками; | 1 | ||
5-6 | Ролево – игровой проект | Предположение, рассуждение, догадка, суждение, гипотезы-предположения. Слова – помощники – предположим, допустим, возможно, что, если… Проблема, выдвижение гипотез. | Регулятивные: планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные: выбирать адекватные речевые средства в диалоге учителем и одноклассниками; | 2 | ||
7- 8 | Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей её проверкой | Выбор путей решения. Работа с различными источниками информации. Составления анкет, опросников, интервью. Правила проведения опроса, интервьюирования. Поиск объектов для опроса. Интервьюирование. | Регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу Познавательные: составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку; Коммуникативные: задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания | 2 | ||
9 - 10 | Информационно - исследовательской проект | Отбор и анализ литературы по выбранной теме. Работа с литературой, Интернет. Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. | Регулятивные: действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в речи учителя, учебника; Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи Познавательные: строить несложные рассуждения, делать выводы | 2 | ||
11 | Информационно - ориентированный проект | Обработка анкет. Оформление результатов анкетирования. Таблицы, схемы, чертежи. | Регулятивные: планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Познавательные: работать с графической информацией, Коммуникативные: выбирать адекватные речевые средства в диалоге учителем и одноклассниками; | 1 | ||
12 | Практико - ориентированный проект | Чтение - просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала. Распределение ролей в группе | Регулятивные: планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные: выбирать адекватные речевые средства в диалоге учителем и одноклассниками; | 1 | ||
13 -14 | Монопредметный проект | Логическое построение текстового материала в работе. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения. Объем исследовательской работы. | Регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу Познавательные: составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку; Коммуникативные: задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания | 2 | ||
15 | Межпредметный проект | Логическое построение текстового материала в работе. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения. Объем исследовательской работы. | Регулятивные: действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в речи учителя, учебника; Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи Познавательные: строить несложные рассуждения, делать выводы | 1 | ||
16 | Виды презентационных проектов | Логическое построение текстового материала в работе. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения. Объем исследовательской работы. Эстетическое оформление. Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности. | Регулятивные: планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Познавательные: работать с графической информацией, Коммуникативные: выбирать адекватные речевые средства в диалоге учителем и одноклассниками; | 1 | ||
17 | Вид презентации проекта как отчёт участников исследовательской экспедиции | Обработка информации. Оформление информации. | Регулятивные: планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные: выбирать адекватные речевые средства в диалоге учителем и одноклассниками; | 1 | ||
18 | Вид презентации проекта в рамках научной конференции | Логическое построение текстового материала в работе. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения. Объем исследовательской работы. Эстетическое оформление. Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности. | Регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу Познавательные: составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку; Коммуникативные: задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания | 1 | ||
19 | Правильная подготовка презентации к проекту | Предположение, рассуждение, догадка, суждение, гипотезы-предположения. Слова – помощники – предположим, допустим, возможно, что, если… Проблема, выдвижение гипотез. | Регулятивные: действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в речи учителя, учебника; Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи Познавательные: строить несложные рассуждения, делать выводы | 1 | ||
20-21 | Работа с Памяткой при подготовке публичного выступления | Выбор путей решения. Работа с различными источниками информации. Составления анкет, опросников, интервью. Правила проведения опроса, интервьюирования. Поиск объектов для опроса. Интервьюирование. | Регулятивные: планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Познавательные: работать с графической информацией, Коммуникативные: выбирать адекватные речевые средства в диалоге учителем и одноклассниками; | 2 | ||
22-23 | Работа с Памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом | Правила подготовки презентации. Приёмы презентации результатов исследовательской деятельности. | Регулятивные: планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные: выбирать адекватные речевые средства в диалоге учителем и одноклассниками; | 2 | ||
24 | Типичные ошибки проектантов. | Предположение, рассуждение, догадка, суждение, гипотезы-предположения. Слова – помощники – предположим, допустим, возможно, что, если… Проблема, выдвижение гипотез. | Регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу Познавательные: составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку; Коммуникативные: задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания | 1 | ||
25 | Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся | Выбор путей решения. Работа с различными источниками информации. Составления анкет, опросников, интервью. Правила проведения опроса, интервьюирования. Поиск объектов для опроса. Интервьюирование. | Регулятивные: действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в речи учителя, учебника; Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи Познавательные: строить несложные рассуждения, делать выводы | 1 | ||
26 | Программа МРР. Формирование умения в работе с диаграммой. | Логическое построение текстового материала в работе. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения. Объем исследовательской работы. | Регулятивные: планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Познавательные: работать с графической информацией, Коммуникативные: выбирать адекватные речевые средства в диалоге учителем и одноклассниками; | 1 | ||
27-28 | Программа МРР. Формирование умения в работе с таблицей | Выбор путей решения. Работа с различными источниками информации. Составления анкет, опросников, интервью. Правила проведения опроса, интервьюирования. Поиск объектов для опроса. Интервьюирование. | Регулятивные: планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные: выбирать адекватные речевые средства в диалоге учителем и одноклассниками; | 2 | ||
29 | Тестирование. Самоанализ. Рефлексия. | Выбор путей решения. Работа с различными источниками информации. Составления анкет, опросников, интервью. Правила проведения опроса, интервьюирования. Поиск объектов для опроса. Интервьюирование. | Регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу Познавательные: составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку; Коммуникативные: задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания | 1 | ||
30 | Использование ресурсов Интернета при подготовке презентации. | Предположение, рассуждение, догадка, суждение, гипотезы-предположения. Слова – помощники – предположим, допустим, возможно, что, если… Проблема, выдвижение гипотез. | Регулятивные: действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в речи учителя, учебника; Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи Познавательные: строить несложные рассуждения, делать выводы | 1 | ||
31 - 32 | ПрограммаMicrosoftOfficeWord. Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев. | Предположение, рассуждение, догадка, суждение, гипотезы-предположения. Слова – помощники – предположим, допустим, возможно, что, если… Проблема, выдвижение гипотез. | Регулятивные: планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Познавательные: работать с графической информацией, Коммуникативные: выбирать адекватные речевые средства в диалоге учителем и одноклассниками; | 2 | ||
33 | Твои впечатления от работы над проектом. | Сдача исследовательской работы. Рефлексия. Праздник исследователей | Регулятивные: планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные: выбирать адекватные речевые средства в диалоге учителем и одноклассниками; | 1 | ||
34 | Пожелания будущим проектантам. | Сдача исследовательской работы. Рефлексия. Праздник исследователей | Регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу Познавательные: составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку; Коммуникативные: задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания | 1 | ||
Всего | 34 | 34 |
В результате изучения данного курса 4 классе обучающиеся должны:
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
– владеть планированием и постановкой эксперимента.
- переносить свободно, широко знания с одного явления на другое;
- отбирать необходимые знания из большого объёма информации;
- конструировать знания, положив в основу принцип созидания;
- систематизировать учебный план;
- пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами общеразвивающего характера;
- высказывать содержательно свою мысль, идею;
- формулировать простые выводы на основе двух – трёх опытов;
- решать самостоятельно творческие задания, усложняя их;
- свободно владеть операционными способами усвоения знаний;
- переходить свободно от простого, частного к более сложному, общему.
Оборудование и кадровое обеспечение программы
Для осуществления образовательного процесса по программе «Я исследователь» необходимы следующие принадлежности:
- подборка видеофрагментов;
- подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;
- компьютер, принтер, сканер, мультимедиапроектор.
Занятия по Программе ведёт учитель начальных классов или учитель ОБЖ, либо любой другой специалист в области основ безопасности жизнедеятельности, обладающий достаточным опытом работы с детьми, либо с педагогическим образованием.
Учебно – методическая литература для учителя
- Сизова Р. И ,.Селимова Р. Ф. Учусь создавать проектыМетодическое пособие для учителя., Москва, издательство РОСТ, 2013.
- Сизова Р. И , .Селимова Р. Ф. Рабочая тетрадь для младших школьников. , Москва, издательство РОСТ, 2013.
- М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников.Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2013
Учебная литература для обучающихся
- Сизова Р. И , .Селимова Р. Ф. Рабочая тетрадь для младших школьников. , Москва, издательство РОСТ, 2013.
- Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
- Интернет - ресурсы
- А.В.Горячев, Н.И. Иглина" Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...