Оформление презентаций в программе Power Point для уроков в начальной школе.
статья

Ерофеева Мария Владимировна

Данная работа посвящена оформлению презентаций для уроков в начальной школе, которые являются эффективной визуальной формой представления информации. Показано, что презентации играют важную роль в освоении детьми образов и понятий изучаемых на уроках. Рассмотрены рекомендации по оформлению презентаций. Предложены способы повышения эффективности презентаций. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оформление презентаций в программе Power Point

для уроков в начальной школе

Составила: Ерофеева М.В.

Санкт-Петербург

2018 год

Презентация

Для понимания рассматриваемого объекта найдем ему определение.
Что такое презентация?

Презентация – это наглядный способ представления информации, использующий текст, изображения и аудио/видеоматериалы, связанный между слайдами (фрагментами) смыслом.

Для детей младшего школьного возраста принцип наглядности применим, как нельзя лучше. Однако, задачи, поставленные обществом перед школой, новая образовательная концепция, поиск эффективных дидактических методов, заставляют современного учителя по–другому посмотреть на проблему средств наглядного обучения, изменить стратегии их применения.

 Системно – деятельностный подход, как методологическое основание ФГОС, предполагает сформированность у учащихся способности быстро ориентироваться в складывающихся на уроке учебных ситуациях. Прежние наглядные средства (например, схема, таблица, демонстрационная карточка, учебная картина) уже не обеспечивают желаемого эффекта при их использовании.

Вместе с тем расширение способов наглядности: от предметов и картинок до презентаций и мультимедийных программ оставляет принцип наглядности в обучении по прежнему актуальным.  Это связано с тем, что появившиеся наглядные средства имеют возможность показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Они стимулируют познавательные интересы учащихся, создают при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебной работе, обеспечивают разностороннее формирование образов, способствуют прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью, при этом экономя время учителей.

Несомненно, ИКТ и презентации, в частности, имеют преимущество:

  • появление компьютера в школе намного облегчило работу учителя (изготовление наглядного и раздаточного материала);
  • урок проводится на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация, качество изображения);
  • появляется возможность усилить мотивацию учения;
  • в процесс урока включаются все дети, даже самые пассивные и застенчивые;
  • чаще возникают и ярче проявляются положительные эмоции, вследствие чего увеличивается объём выполняемой работы и запоминаемого материала.

Наряду с плюсами ИКТ, используемые непродуманно во время урока, вносят много минусов в структуру урока, отрицательно сказываются на здоровье младших школьников:

  • частое использование ИКТ вызывает утомление зрительных нервов, влияет на нервную систему;
  • неправильно оформленное место, средство или другое нарушение норм СанПиНа, отразится на здоровье ученика.

Опыт учителей показывает: если урок превращается в «лекцию со слайдами», учеников начинает не только утомлять, но и усыплять размеренный голос учителя. Особенно часто это наблюдается у младших школьников при условии, что презентация занимает более 15 минут урока и проводится в условиях приглушенного света. Дети - не пассивные слушатели, а активные участники обсуждения представленного материала. Слайды презентации – инструмент, который помогает по-новому осветить тему урока, но не заменить его.

Типы презентаций. Оформление

Презентации могут преследовать различные цели. В соответствии с этим можно выделить следующие типы презентаций:

• Сопровождение докладов

Данный вид презентаций имеет особую структуру и чаще всего используется как вспомогательное наглядное средство докладчика для визуализации проекта. Для правильного оформления презентаций этого типа руководствуются пунктом 7.1 ГОСТ или методическими рекомендациями конкретного ОУ.

• Обучающие (учебные) презентации

Используется в сфере образования при обучении дисциплинам в школе и другом ОУ не имеет четкой структуры, но выполняется согласно рекомендациям.

• Торговые и маркетинговые презентации

Презентации этого типа позволяют представить товар или услугу. Данный вид презентаций использует различного вида воздействия и рекламные уловки для более эффективного достижения цели – заинтересованности представляемого продукта.

Учебные презентации

Л.А. Беляева выделяет ряд специфических признаков в подготовке и оформлении такого вида презентаций.

1. Функциональность. Презентация органично вплетается в канву урока и является методическим инструментом учителя, а не электронной доской с наглядными пособиями. Она является живым элементом урока. Наличие упражнений отличает обучающую презентацию от познавательной.

2. Нелинейность. Обучающая презентация не статична, а подвижна за счет эффектов анимации и гиперссылок. Она управляет вниманием аудитории. Постепенная (дозированная) подача информации необходима для переключения внимания с одного объекта на другой.

3. Интерактивность. Обучающая презентация имеет элементы обратной связи с обучающимися, которые видят на экране результат проделанной ими работы. Это означает, что упражнение должно быть подвижным – анимационным.

4. Смысловая завершенность. Обучающая презентация представляет законченный фрагмент урока. Она полностью охватывает этап работы над новым учебным материалом и построена на принципе одной трудности.

5. Единый стиль. Обучающая презентация соответствует требованиям, предъявляемым к компьютерной наглядности на уроке, что предусматривает:

  • единый размер шрифта для заголовков;
  • единый размер шрифта для текста на всех слайдах;
  • один тип шрифта для всех слайдов;
  • один фон для всех слайдов;
  • умеренную цветовую палитру обучающего электронного продукта;
  • единообразие эффектов анимации;
  • единый эффект перехода слайдов;
  • сбалансированный объем текстовой информации на каждом слайде;
  • преобладание изобразительной информации над текстовой;
  • единая панель управления показом слайдов (маркеры перехода по гиперссылкам).

С. Бондаренко предлагает следующий алгоритм оформления презентации:

План

  • Титульная страница (первый слайд);
  • Введение;
  • Основная часть презентации (обычно содержит несколько подразделов);
  • Заключение.

Оформление

  • Текст и заголовки разных слайдов в одном стиле.
  • Если выбран для заголовков определенный цвет и шрифт, то на всех слайдах заголовки должны быть этим же цветом и шрифтом.
  • Можно выделить другим шрифтом и цветом цитаты или примечания.
  • Не использовать часто жирность, курсив и цветной текст.
  • Необходимо следить за тем, чтобы текст не сливался с фоном, учитывать, что на проекторе контрастность будет меньше, чем у вас на мониторе.

Рекомендации по оформлению презентаций

Общество на всех этапах своего исторического развития предъявляет серьезные требования к педагогам и учителям, поскольку именно от них зависит его культурно-образовательный уровень. Эти требования всегда выражали особенности конкретной эпохи.

На определяющую роль и большое значение личности учителя в учебно-воспитательном процессе указывали многие выдающиеся педагоги. А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.

Сейчас требования к личности учителя описаны в документах ФГОС, на которых не буду останавливаться. Отмечу только, что личность учителя и его умения, навыки и знания во все времена являлась образцом для роста и развития самого ребенка.

В свете этой мысли и знаний о том, что по ФГОС ученик должен приобрести знания относительно ИКТ-компетентности, можно сделать определенный вывод:

«Умение учителя работать с ИКТ, а в частности, с презентацией, отражается на эффективности приобретения ИКТ-компетентности ученика».

Следовательно, наши презентации должны нести дополнительную функцию наглядного примера правильной презентации.

Возможно ли это осуществить?

В сети Internet множество различных рекомендаций по оформлению презентаций, но проанализировав их можно выделить пункты, являющиеся неотъемлемой частью презентации.

  1. Выбор темы

В данном случае темы выбирается в соответствии с ПТП

  1. Выбор цели презентации
  • Какова цель используемой презентации?

При проектировании своего мультимедийного урока нужно задуматься над тем, какие цели он преследует, какую роль играет этот урок в изучаемой теме, для чего предназначен.

  • Каковы особенности слушателей?

Наша аудитория – дети младшего школьного возраста. Рассеянность внимания, быстрая утомляемость, индивидуальные рекомендации врача-офтальмолога у детей с проблемами зрения. Все это нужно учитывать, подготавливая презентацию.

  • Какова продолжительность презентации и планируемое содержание?

Продолжительность презентации в начальной школе не должна превышать 20 минут.

Уникальность мультимедийной презентации заключается еще в том, что она может использоваться на всех типах урока.

Тип урока №1 (По ФГОС) Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цели: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины; сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.

Тип урока №2 (По ФГОС) Урок рефлексии

Цели: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта; закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.

Тип урока №3 (По ФГОС) Урок систематизации знаний

Цели: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы; научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

Тип урока №4 (По ФГОС) Урок развивающего контроля

Цели: научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль; проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников.

Использование мультимедийных презентаций наиболее востребовано в настоящее время в преподавательской среде в качестве иллюстративного материала к урокам – беседам. Презентации, сопровождаемые красивыми изображениями или анимацией, являются визуально более привлекательными, нежели статический текст и картинка, и они могут поддерживать должный эмоциональный настрой, облегчающий восприятие и запоминание представленного материала. Эти презентации призваны проиллюстрировать рассказ учителя и расширить возможности работы с темой. 

  1.  Оформление презентации и структура

Не смотря на то, что показ презентации не должен превышать 20 минут, умелое оформление и четкая структура помогут в дальнейшем не только вам, но и коллегам.

Чтобы понять, по какой именно структуре работать с презентацией, необходимо проанализировать структуру самого урока.

Для примера рассмотрим урок первого типа: обретение новых знаний (ОНЗ)

1) Организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся

2) Постановка цели и задач урока

3) Актуализация знаний

4) Первичное усвоение новых знаний

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Структура презентации в соответствии со структурой урока ОНЗ

  1. Титульная страница (1 слайд):
  • Учебное заведение;
  • Тема урока;
  • Фамилию, имя и отчество выполнившего презентацию;

Даже если тема урока не произносится заранее, можно пропустить это слайд

  1. Введение (1-2 слайда)
  • Мотивация к учебной деятельности
  • Постановка целей и задач
  • Актуализация знаний
  1. Основная часть (5-6 слайдов)
  • Первичное усвоение новых знаний
  • Первичная проверка понимания
  • Первичное закрепление
  1. Заключение (1-2 слайда)
  • Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
  • Рефлексия (подведение итогов занятия)

Оформление презентации. Рекомендации

  1. Для новых презентаций Power Point по умолчанию использует шаблон презентации. Старайтесь подобрать фон (шаблон) в соответствии с темой урока/предмета, не обремененную деталями (рисунками, надписями, которые невозможно будет убрать). Не следует делать слайды слишком пёстрыми и разрозненными по цветовому решению. Это вредит формированию устойчивых зрительных образов.
  2. Не размещайте на одном слайде сразу несколько блоков зрительной или текстовой информации. Это отвлекает, рассеивает внимание, ухудшает концентрацию.
  3. Текст должен контрастировать с фоном, иначе слайд будет плохо читаем. Легче воспринять темный текст на светлом фоне, чем наоборот.
  4. Использование на слайдах не более трёх-четырёх цветов в общей визуализации) благоприятно влияет на концентрацию внимания и улучшает восприятие.
  5. Особое внимание к содержанию картинок.

Картинка должна быть хорошего качества. Если по какой-то причине её нельзя заменить, то подберите несколько изображений и уменьшите размер. Таким образом картинка станет четче.

Картинка должна соответствовать теме урока или быть связана с предметом.

  1. Уделите особое внимание такому моменту, как «читаемость» слайда.

Для разных видов объектов рекомендуются разные размеры шрифта. Заголовок слайда лучше писать размером шрифта 28-32, подзаголовок и подписи данных в диаграммах – 22-26, текст, подписи и заголовки осей в диаграммах, информацию в таблицах – 20-22.

  1. Для выделения заголовка, ключевых слов используйте полужирный или подчёркнутый шрифт. Для оформления второстепенной информации и комментариев – курсив.
  2. Чтобы повысить эффективность восприятия материала слушателями, помните о «принципе шести»: в строке – шесть слов, в слайде – шесть строк.
  3. Для хорошей читаемости презентации с любого расстояния в зале текст лучше набирать понятным шрифтом. Это могут быть шрифты Arial, Bookman Old Style, Calibri, Tahoma, Times New Roman, Verdana.
  4. Не выносите на слайд излишне много текстового материала. Из-за этого восприятие перегружается, нарушая концентрацию внимания.
  5. Старайтесь избегать использования слайда «картинка, обтекаемая текстом». Иллюстрацию лучше разместить на отдельном слайде, подписав под ней основную информацию.
  6. Не следует перенасыщать презентацию спецэффектами. Чрезмерное обилие мигающих, вертящихся и скачущих объектов, посторонних звуков, анимационных картинок отвлекает и мешает удерживать внимание на основном содержании. Например: появление заголовка или картинки, смена абзацев, появление отдельных элементов (ответы в примерах по математике, пропущенные буквы в словарных словах по русскому языку, подписи на картинке и др.)
  7. С помощью анимации хорошо выделять ключевые слова, цифры, обозначать выводы.
  8. Перед тем, как завершить презентацию, проверьте её читаемость. Отойдите на некоторое расстояние от презентации и просмотрите её или предложите посмотреть коллеге или ребенку. Если презентацию смогли прочитать и рассмотреть все, что вы планировали показать, то презентация готова.

Вывод

Таким образом, мультимедийная презентация становится одним из эффективных методов организации обучения на уроках ОРКиСЭ. Это мощное педагогическое средство, выходящее за рамки традиционной классно — урочной системы. Внедрение этой деятельности и соблюдение приведенных методических рекомендаций поможет добиться высоких показателей уровня качества знаний учащихся, интенсифицировать образовательный процесс, развить логическое мышление и ассоциативную память учащихся, позволит учителю организовать освоение современных информационных технологий и сформировать у учащихся необходимые навыки самостоятельной работы с современными системами.

Литературные источники

  1. Шмелева О. В. ИКТ-компетентность педагога — важнейший фактор реализации ФГОС [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 80-85.
  2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.- М.: Народное образование, 1998
  3. А. В., Попова Н. Б. Классификация средств наглядности в современной системе обучения // Мир науки, культуры, образования. 2007. № 2. С. 88–92.
  4. Суворова Н. Г. Методика критического мышления. Как лучше организовать урок // Учитель. 2010. № 4. С. 22–26.
  5. Ястребов Л.И. Создание мультимедийных презентаций в программе MS PowerPoint 2002//Вопросы Интернет образования. – 2007. – №47
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт. – http://standart.edu.ru/
  7. Бондаренко С. Как правильно оформить презентацию? Простые советы! – http://it-uroki.ru
  8. Низамова А. Использование мультимедийных презентаций в образовательном процессе. - https://pedsovet.org


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Анимашки" для оформления презентаций в Microsoft Power Point. Сборник №3

Как я вам и обещала, выкладываю сборник "анимашек" №3. Скачайте, разархивируйте, скопируйте рисунок и вставьте его в вашу презентацию - проще некуда!Содержание:1. Анимированные шрифты ("латиница")2. К...

Презентация "Исследовательская и проектная деятельность на уроках в начальной школе"

Эта презентация о том, какие виды проектов можно применять на уроках. Описаны упражнения для постановки проблемы на уроках русского языка и математики....

презентация "Реализация системно-деятельностного подохода на уроках в начальной школе"

Данный урок способствует развитию у обучающихся первоначальных навыков исследовательской работы, стимулирует познавательный интерес с помощью разнообразных заданий....

Презентация основного понятия здоровьесберегающих технологий на уроке в начальной школе

Презентация основного понятия здоровьесберегающих технологий на уроке в начальной школе...

Портфолио 1 "Г" класса 369 лицея (на основе презентации в программе Power Point)

Портфолио создано в виде презентации в программе Power Point и освещает самые значимые события, в которых принимали участие мои воспитанники - ученики 1 "Г" класса лицея №369. В работе испол...

Презентация. ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с по...