Доклад на тему" Адаптация первоклассников".
статья (1 класс)

Черкашина Ольга Владимировна

В докладе рассказывается о том, что необходимо делать, чтобы адаптация прошла успешно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptatsiya_1_kl.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Адаптация первоклассников к школе».

         Первый год обучения в школе является одним из самых сложных этапов в жизни ребенка. В то же время именно в 1-ом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению. Для того, чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, необходимо знать и ежедневно учитывать особенности психического и физиологического состояния детей, возникающего с началом обучения в школе. Причём, эта работа должна объединить педагога и родителей.

         Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности очень многие стороны учебного процесса. Им сложно высиживать урок в одной и той же позе, сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сложно делать все время не то, что хочется, а то, что от них требуют, сложно сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции, которые появляются в изобилии. Кроме того, ребята не сразу усваивают новые правила поведения со взрослыми, не сразу признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с ним и другими взрослыми в школе.

 Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.

           Адаптация к школе - многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к одноклассникам).

Организация учебного процесса в 1-м классе.

Приспособление ребeнка к школе происходит не сразу. Это довольно длительный процесс. Оптимальное время для адаптации – 1,5–2 месяца. Но некоторые проходят сложный период дольше – 3–4 месяца, а то и до конца учебного года.

Первоклассники обучаются в первую смену с 9:00 , пять дней в неделю, с максимальной учебной нагрузкой 21 час. Согласно требованиям СанПиН, в целях облегчения процесса адаптации детей к требованиям школы учебная нагрузка на первоклассников увеличивается постепенно. Сентябрь начинается с 4-х уроков ежедневно по 35 минут каждый, 4 уроки проходят в игровой форме, организуются прогулки, экскурсии, физкультурно-оздоровительные занятия.

На каждом занятии я провожу по две физкультминутки. Также провожу  гимнастику для глаз, кистей рук, пальцев. После третьего урока – динамическая пауза.

Кроме того, расписание уроков составлено с учeтом того, что умственная работоспособность детей в разные дни недели неодинакова. Наибольший объeм учебной нагрузки приходится на среду (5 уроков).

Обучение первоклассников проходит без балльного оценивания знаний. Домашнее задание носит рекомендательный характер. Никакому оцениванию не подлежат темп работы обучающегося, личностные качества школьника, память, внимание, мышление и др.

В кабинете, в котором занимаются 1 класс санитарно-гигиенические требования полностью выполняются: это режим проветривания кабинета, освещeнность классной комнаты, после занятий проводится влажная уборка классов, соблюдается и питьевой режим.

        Что касаемо моего класса. По степени адаптированности я могу разделить детей на 2 группы: дети, которые уже прошли процесс адаптации к школе  и те, дети, у которых процесс адаптиции ещё не завершился до конца.

        1 группа детей это: Кофанов Савелий и Черкашина Дарья. Эти детки быстро влились в коллектив, освоили все правила поведения в школе и на уроках, они с большим желанием ходят в школу, они спокойны, доброжелательны, добросовестно выполняют все требования учителя.  Эти детки пришли подготовленными к школе, поэтому процесс обучения для них протекает на много проще, чем у остальных детей.

2 группа детей это: Гудков Матвей, Львов Александр и Фаизова Алёна. Процесс адаптации к школе у них ещё до конца не завершился. Гудков Матвей  нарушает дисциплину на уроке (разговаривает, выкрикивает с места, может заиграться), отвлекается,  на переменах очень активен.  Но в школу ходить хочет, старается учиться.

Львов Александр – в течение первого месяца учёбы он очень сильно нарушал дисциплину, как на уроках, так и на переменах. Он не мог концентрировать своё внимание длительное время. У него было негативное отношение к школе: не желание учиться. Но к началу второго месяца он стал лучше вести себя, у него появилось желание учиться, по письму он очень старается писать, любит физическую культуру, уроки технологии. Адекватно реагирует на все мои замечания.

Фаизова Алёна – на уроках она пассивна, её постоянно необходимо спрашивать, говорит тихо, неуверенно, процесс обучения ей даётся тяжелее, чем у всех остальных деток. Поэтому я ей уделяю больше внимания на уроках. Но в школу ходить хочет, учиться ей нравится. На переменах она активна.

        В целом,все детки легко влились в школьный коллектив, на это повлияло то, что все они посещали детский садик. У всех ребят сформировалось положительное отношение к учёбе, они с большим удовольствием посещают школу. Им интересно узнавать новое, готовиться к мероприятиям, они добрые и отзывчивые детки.

        С имеющимися трудностями в адаптации к школе я постараюсь справиться вместе с родителями, которые помогают мне в работе с их детками.

                                      Доклад выполнила: учитель начальных классов

                                      Черкашина Ольга Владимировна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Школа будущего первоклассника"

Материал использован на родительском собрании в 1 классе : Как помочь детям адаптироваться к школьной жизниПамятка для родителей...

Конспект доклада и презентация "Развитие фонематического слуха первоклассников"

Меня, педагога с 31 летним стажем, всегда волновал вопрос: как у первоклассников развивить фонематический слух с первых дней школы, чтобы в дальнейшем письмо было без ошибок, пропусков. Орфографическа...

Доклад родителя будущих первоклассников

В докладе рассказывается о подготовке детей в школу с заданиями...

Доклад "Адаптация как мера сохранения здоровья первоклассников"

У каждого учителя должно быть комплексное представление о готовности ребенка к школьному обучению.  Психологическая компетентность по этому вопросу поможет учителю лучше сориентироваться в трудно...

Доклад "Адаптация первоклассников"

Доклад о адаптации первоклассников...

Доклад:"Особенности адаптации первоклассников к школе."

laquo;Школьная адаптация» - приспособление ребенка к первичному учебному коллективу (классу), нормам поведения и взаимоотношений в новом коллективе....