О реализации курса "Финансовая грамотность"
статья (2, 3 класс)

В статье рассказывается о реализации курса "Финансовая грамотность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_realizatsii_kursa_finansovaya_gramotnost.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

О реализации курса «Финансовая грамотность»

Учитель начальных классов

МОУ «СОШ №7 г.Ртищево Саратовской области»

 Акинтеева Е.П.

Обучение финансовой грамотности целесообразно начинать на начальных ступенях образовательной системы. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше у них могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Учащиеся начальных классов вполне способны воспринимать финансовые понятия, изложенные простым языком и на доступных примерах.

В МОУ «СОШ №7 г.Ртищево Саратовской области» разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Финансовая грамотность. История денег» для обучающихся 2-3 классов. Данный курс имеет социально-педагогическую направленность. Освоение данной программы» поможет обучающимся научиться обращению с деньгами, определить цели и приоритеты, сделать правильный выбор и изучить стратегии, позволяющие реализовать личные финансовые планы.

Целями данной программы являются:

  • развитие экономического образа мышления;
  • воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;
  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Наиболее значимые задачи программы:

Обучающие:

  • содействовать целостному восприятию картины окружающего мира, составной частью которого являются экономические отношения, с помощью экономических категорий и понятий.

Развивающие:

  • способствовать общему развитию школьников: развивать эмоционально-волевую сферу;
  • развивать культуру экономического мышления.

Воспитательные:

  • формировать нравственные качества.

Наиболее важные планируемые результаты:

Личностные результаты:

• овладение начальными навыками финансовых отношений: сопоставление собственных и семейных доходов и расходов;

• развитие осознания личной ответственности за планирование собственного бюджета, понимание финансового положения семьи;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных экономических ситуациях.

 Метапредметные результаты изучения:

Познавательные:

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; овладение логическими действиями сравнения, обобщения и классификации; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:

понимание цели своих действий в проектной и исследовательской деятельности; составление простых планов с помощью педагога; самооценка и взаимооценка правильности выполнения действий.

Коммуникативные:

готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свою точку зрения; признавать иные точки зрения; умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты изучения курса:

• понимание и правильное использование экономических терминов;

• представление о роли денег в семье и обществе;

• умение характеризовать виды и функции денег;

• проведение элементарных финансовых расчётов.

Реализация курса «Финансовая грамотность. История денег» во 2-3классах проходит в рамках дополнительного образования. Для реализации программы осуществляется комплектование групп по 15-20 человек одного возраста. Занятия проходят в очной форме в виде беседы, выставки, обсуждения, игры, конкурса. Данный курс краткосрочный – 8 часов на группу, по 1 часу в неделю.

Все учащиеся обеспечены учебниками (автор Сергей Федин), рабочими тетрадями (автор Татьяна Сергеева),  а педагоги – методическими рекомендациями (автор Юлия Корлюгова).

Предлагаю рассмотреть учебный план курса.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

1

Что такое деньги и откуда они взялись?

2

1

1

тест, практические задачи, кроссворд

2

Рассмотрим деньги поближе. Защита денег от подделок

2

1

1

мини-исследование, практические задачи

3

Какие деньги были раньше в России

2

1

1

творческое задание

4

Современные деньги России и других стран

2

1

1

исследование, практические задачи

Всего часов:

8

4

4

        

Учебный план состоит из 4 разделов: «Что такое деньги и откуда они взялись?»,

«Рассмотрим деньги поближе. Защита денег от подделок», «Какие деньги были раньше в России», «Современные деньги России и других стран». На каждый раздел выделяется 2 учебных часа, один из них теоретический, второй практический. Всего 8 часов.

При изучении 1-го раздела «Что такое деньги и откуда они взялись»

учащиеся узнают об обмене товарами и о проблемах товарного обмена, о первых монетах разных государств. Усвоят основные понятия -  товар, деньги, покупка, продажа, ликвидность, монеты, банкноты, купюры.

        

        Во 2-ом разделе «Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок» дети изучат устройство монеты, сравнят металлические и бумажные деньги, узнают способы защиты от подделок бумажных денег и почему изготовление фальшивых денег является преступлением. Усвоят основные понятия – гурт, аверс, реверс, «орёл», «решка», номинал, фальшивые деньги, фальшивомонетчики.

        При изучении 3-го раздела «Какие деньги были раньше в России» учащиеся узнают о происхождении слов «деньги», «рубль», «копейка». Усвоят основные понятия «меховые деньги», гривна, грош, алтын, гривенник, полтинник, ассигнация.

        В 4-ом разделе «Современные деньги России и других стран» дети изучат описание современных денег, решат задачи с элементарными денежными расчётами, узнают о появлении безналичных денег, о проведении безналичных расчётов. Усвоят основные понятия – доллары, евро, наличные, безналичные и электронные деньги, банкомат, пластиковая карта.

        На занятиях по изучению данного курса педагог может использовать занимательный материал учебника и тетради под названиями «Это интересно», «Для чтения с родителями». Есть вставки «Веселые минутки» с шутками по теме, также забавные «Задачки из блокнота с различными персонажами. После каждой части даны вопросы и задания по пройденной теме. Это позволяет формировать у детей познавательные интересы к изучаемому материалу.

По окончанию курса «Финансовая грамотность. История денег» педагогом проводится диагностика результативности освоения данной программы по критериям согласно разработанному в нашей школе положению.

Рассчитывается процент набранных обучающимся баллов от общего количества баллов и определяется уровень достижения планируемых результатов освоения программы:

  • обучающийся набрал менее 10% от максимального возможного количества баллов - программа не освоена;
  • от 10% до 39% - низкий уровень освоения;
  • от 40% до 55% - базовый уровень освоения;
  • от 56% до 70% - повышенный уровень освоения;
  • от 71% до 100% - высокий уровень освоения.

По результатам итоговой диагностики каждому обучающемуся, достигшему любого уровня, кроме уровня «программа не освоена», выдается сертификат о прохождении полного курса обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Финансовая грамотность. История денег».

Выданным сертификатам присваивается индивидуальный регистрационный номер.

Управление общего образования администрации Ртищевского

муниципального района Саратовской области

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7

Г. РТИЩЕВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

(МОУ "СОШ № 7 г. Ртищево Саратовской области")

СЕРТИФИКАТ

Подтверждает, что обучающийся______________________________________________

(Ф.И.О обучающегося)

освоил в полном объеме дополнительную общеобразовательную, общеразвивающую программу__________________________________________________________________

(наименование программы)

в объеме _________________________________________________________________

                                                                                                 (количество часов)

Директор МОУ СОШ № 7

г. Ртищево Саратовской области»       _______________             /_________________/

                (подпись)

М.П.

Регистрационный номер ____________________

Дата выдачи сертификата ___________________

В настоящее время дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Финансовая грамотность. История денег» внесена в реестр программ на портале персонифицированного дополнительного образования Саратовской области. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа занятия по внеурочной деятельности "Пишу красиво и грамотно" для 2 класса с учётом реализации требований ФГОС.

Рабочая программа внеурочных занятий "Пишу красиво и грамотно" для 2 класса по УМК "Начальная школа 21 век" составлена с учётом требований ФГОС начального общего образования на основании авторского ку...

Работа над ошибками,как один из факторов развития грамотной личности в условиях реализации ФГОС

В работе представлена памятка по работе над ошибками, способы исправления ошибок, а так же упражнения по работе с памяткой....

Доклад От развития орфографической зоркости к формированию грамотности в условиях реализации ФГОС

Доклад От развития орфографической зоркости к формированию грамотности в условиях реализации ФГОС...

Формирование читательской грамотности обучающихся начальной школы в условиях реализации ФГОС

Речь в статье пойдёт о формировании читательской грамотности обучающихся начальной школы вусловияхреализации ФГОС...

Функциональная грамотность и её реализация на различных этапах урока

В статье приводятся примеры формирования функциональной грамотности на уроках русского языка, используя задания образовательного сайта Учи.ру....

Развитие функциональной грамотности у младших школьников в условиях реализации ФГОС.

Обучение ребёнка в школе в рамках действующей педагогической системы предполагает овладение и развитие им функциональной грамотности....

Справка о представлении опыта своей работы по теме: « Функциональная грамотность младшего школьника как средство реализации ФГОС" на заседании педагогического совета

Справка    о  представлении  опыта своей  работы по теме: « Функциональная грамотность младшего школьника как средство реализации ФГОС" на заседании педагогического...