Работа над ошибками,как один из факторов развития грамотной личности в условиях реализации ФГОС
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

В работе представлена памятка по работе над ошибками, способы исправления ошибок, а так же упражнения по работе с памяткой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_rabota.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Работа над ошибками,  как один из факторов развития грамотной личности в условиях реализации ФГОС  »

Теоретическое обоснование.

Основной орфографической  единицей, принятой в современной методике . служит орфограмма. То есть написание, требующее проверки. Орфограммой может быть отдельная буква. Сочетание букв, морфема, стык морфем, позиция между словами, место разделения слова при переносе на другую строку.

В орфограмме всегда есть не менее двух предполагаемых написаний; один из вариантов выбирает пишущий. Орфограмма «работает»  в процессе обучения лишь в том случае, если школьник её замечает. По данным исследований. Более чем у 30% учащихся умение видеть орфограмму формируется стихийно. Одним из факторов способствующих этому является работа над ошибками. Целенаправленное обучение обнаружению орфограмм должно начинаться с первого года обучения. Главным образом в процессе звукобуквенного анализа слов. Для обучения распознаванию орфограмм существенное значение  имеют опознавательные признаки орфограмм.

В своей работе я использую памятку по работе над ошибками, составленную ещё на основе памятки по программе Бунеева.  Работу над ошибками провожу с 1 класса, но по памятке начинаю работать с  3 класса.

Памятка

Подпиши «Работа над ошибками»

Орфограмма

Как выполнить работу

над ошибками

  1. Безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением. Грозы – гроза

  1. Звонкие/глухие парные согласные на конце слова и перед другими согласными. Грибы – гриб

  1. Непроизносимые согласные в корне слова.

Звезда - звёздный

  • Подбери проверочное слово, запиши его.
  • Рядом запиши слово, в котором допустил(а) ошибку.
  • Выдели орфограмму

  1. Разделительный  ь      Вьюга, пьют, льёт

  1. Разделительный  ъ          Въезд, съел, подъезд

  1. Наличие/отсутствие ь на конце имён существительных после шипящих.

           Ночь(ж.р), рожь(ж.р), печь(ж.р.)

  1. Заглавная буква в именах людей, названиях городов и т.д. Москва, Киров, Ока

  1. Буквы  И, А, У после шипящих(жи,ши,ча,ща,чу,

щу)  Мыши, шины, шишки 

  1. Заглавная буква в начале предложения.

12. Правописание сочетаний ЧК – ЧН

Дочка, точка, сочный

  • Напиши слово правильно.
  • Вспомни и запиши ещё 2 слова на это же правило.
  • Выдели орфограмму.

  1. Раздельное написание предлогов, слитное написание приставок. В  лес – в  густой  лес

  1. Раздельное написание  частицы  НЕ  с глаголами.

Не  идёт (гл.)

13.Написание букв    И/Ы после Ц

Птицы,  цирк, цыц(иск.)

  • Напиши слово правильно.
  • Объясни, почему так написал(а).
  • Выдели орфограмму.

14.     Словарное слово.  Погода, погода, погода

15.     Удвоенная согласная. Осенние, осенние. Осенние

16.     Пропуск, лишняя буква.

  • Напиши слово правильно 3 раза.
  • Подчеркни букву, в которой ошибся.

17.    Ошибка при выполнении   задания упражнения.

  • Прочитай внимательно задание упражнения и выполни пошагово.

 Данная памятка соответствует номерам орфограмм, которые даны в нашей программе по русскому языку. В данную памятку я добавила способы исправления ошибок. Все орфограммы я разделила на 4 группы. Для орфограмм1,2,3 дети подбирают проверочные слова, для орфограмм 4,5,6,7,8,9  ученики подбирают 2 слова на эту же орфограмму, для 10,11,12 – объясняют почему так написали и орфограммы 14,15,16 – пишут слова 3 раза. Таким образом дети исправляя ошибку работают  над орфограммой.  Учатся самостоятельно подбирать проверочные слова,  запоминают словарные слова, пополняют свой словарный запас.  Исправление ошибок в тетрадях детей провожу дифференцированно. Всех детей можно разделить на 3 группы:

1группа – это ученики, которые самостоятельно могут обнаружить ошибку, определить орфограмму и исправить её. У таких учеников на полях ставится условный знак / на той строчке, где допущена ошибка.

2 группа – это ученики, которые  по номеру орфограммы могут найти ошибку на строчке самостоятельно.. Для них  к условному обозначению  /14  добавляю номер орфограммы.

3 группа – это ученики , которые самостоятельно не могут обнаружить ошибку и правильно её исправить. Для них учитель сам исправляет ошибку и на полях обозначает номер орфограммы.

После того как ошибка зафиксирована учителем, ученик должен выполнить работу над ошибками по памятке. Постепенно работая по данной памятке  дети переходят из третьей  группы в первую.

В нашей программе по русскому языку имеется много заданий по данной памятке. Но можно дополнить и следующие задания.

  1. Выпиши из стихотворения слова на орфограммы №1,
  2. Обозначь орфограммы

Записать предложение и обозначит орфограммы

  1. Слуховой диктант:

Учитель читает слова на различные орфограммы , а дети показывают № орфограммы или записывают их в тетради.

  1. Орфографический диктант:

На доске написаны № орфограмм, а дети должны написать слова на эти орфограммы.

  1. Найди ошибки, исправь,  обозначь № орфограммы.

Проверяя диктанты, изложения и другие проверочные работы заполняю следующую таблицу, которая поможет мне увидеть общую картину по всему классу, каких ошибок допущено больше, над какими следует поработать. Да и у каждого ученика видно его продвижение .  

Ф.И. учащихся

Контрольное списывание

Входной диктант

диктант

Дубровина Анна

Карнаухов Максим

Кислицына наталия

Макаров Кирилл

№3,№6

Мамаев Егор

Маслов Алексей

Морозов Фёдор

№8,№7

Норин Антон

Опарин Фёдор

Пасынков Александр

Перевалов Илья

Савченко Никита

Сергеева Александра

Сергеева Алёна

№9,№5

Столбова Валерия

Сухих Ульяна

Сысолятин Никита

Трушкова Виктория

Устюгова Ксения

Федянов Даниил

Хлыбова Лада

Шаляпина Дарья

Шихова Валерия

Решетников Никита

№7,№8

Я понимаю, что данная работа трудоёмкая , особенно если приходится проверять большое количество тетрадей , но она приносит свои результаты, но нужно учитывать , что такая работа должна быть системной. Ведь ещё Ушинский писал  «Системность упражнений есть первая и главная основа их успеха».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эстетическое воспитание и развитие личности в условиях реализации ФГОС общего образования

Доклад на тему "Эстетическое воспитание и развитие личности в условиях реализации ФГОС общего образования"...

Выявление и развитие способностей обучающихся в условиях реализации ФГОС. (Работа с одарёнными детьми) доклад

Нельзя кого –либо изменить, передавая ему готовый опыт. Можно лишь создать атмосферу , способствующую развитию человека. К. Роджерс ФГОС предполагаетвоспитание и развитие качеств личности, отвеч...

Выявление и развитие способностей обучающихся в условиях реализации ФГОС. (Работа с одарёнными детьми)

Выявление и развитие способностей обучающихся в условиях реализации ФГОС. (Работа с одарёнными детьми)»...

Система работы по развитию способностей обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО

  Сегодня перед образовательными организациями стоит непростая задача: организовать процесс обучения, создавая условия, способствующие оптимальному развитию способностей детей и реализации...