Главные вкладки

    Работа над ошибками,как один из факторов развития грамотной личности в условиях реализации ФГОС
    методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

    В работе представлена памятка по работе над ошибками, способы исправления ошибок, а так же упражнения по работе с памяткой.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metodicheskaya_rabota.doc78.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема «Работа над ошибками,  как один из факторов развития грамотной личности в условиях реализации ФГОС  »

    Теоретическое обоснование.

    Основной орфографической  единицей, принятой в современной методике . служит орфограмма. То есть написание, требующее проверки. Орфограммой может быть отдельная буква. Сочетание букв, морфема, стык морфем, позиция между словами, место разделения слова при переносе на другую строку.

    В орфограмме всегда есть не менее двух предполагаемых написаний; один из вариантов выбирает пишущий. Орфограмма «работает»  в процессе обучения лишь в том случае, если школьник её замечает. По данным исследований. Более чем у 30% учащихся умение видеть орфограмму формируется стихийно. Одним из факторов способствующих этому является работа над ошибками. Целенаправленное обучение обнаружению орфограмм должно начинаться с первого года обучения. Главным образом в процессе звукобуквенного анализа слов. Для обучения распознаванию орфограмм существенное значение  имеют опознавательные признаки орфограмм.

    В своей работе я использую памятку по работе над ошибками, составленную ещё на основе памятки по программе Бунеева.  Работу над ошибками провожу с 1 класса, но по памятке начинаю работать с  3 класса.

    Памятка

    Подпиши «Работа над ошибками»

    Орфограмма

    Как выполнить работу

    над ошибками

    1. Безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением. Грозы – гроза

    1. Звонкие/глухие парные согласные на конце слова и перед другими согласными. Грибы – гриб

    1. Непроизносимые согласные в корне слова.

    Звезда - звёздный

    • Подбери проверочное слово, запиши его.
    • Рядом запиши слово, в котором допустил(а) ошибку.
    • Выдели орфограмму

    1. Разделительный  ь      Вьюга, пьют, льёт

    1. Разделительный  ъ          Въезд, съел, подъезд

    1. Наличие/отсутствие ь на конце имён существительных после шипящих.

               Ночь(ж.р), рожь(ж.р), печь(ж.р.)

    1. Заглавная буква в именах людей, названиях городов и т.д. Москва, Киров, Ока

    1. Буквы  И, А, У после шипящих(жи,ши,ча,ща,чу,

    щу)  Мыши, шины, шишки 

    1. Заглавная буква в начале предложения.

    12. Правописание сочетаний ЧК – ЧН

    Дочка, точка, сочный

    • Напиши слово правильно.
    • Вспомни и запиши ещё 2 слова на это же правило.
    • Выдели орфограмму.

    1. Раздельное написание предлогов, слитное написание приставок. В  лес – в  густой  лес

    1. Раздельное написание  частицы  НЕ  с глаголами.

    Не  идёт (гл.)

    13.Написание букв    И/Ы после Ц

    Птицы,  цирк, цыц(иск.)

    • Напиши слово правильно.
    • Объясни, почему так написал(а).
    • Выдели орфограмму.

    14.     Словарное слово.  Погода, погода, погода

    15.     Удвоенная согласная. Осенние, осенние. Осенние

    16.     Пропуск, лишняя буква.

    • Напиши слово правильно 3 раза.
    • Подчеркни букву, в которой ошибся.

    17.    Ошибка при выполнении   задания упражнения.

    • Прочитай внимательно задание упражнения и выполни пошагово.

     Данная памятка соответствует номерам орфограмм, которые даны в нашей программе по русскому языку. В данную памятку я добавила способы исправления ошибок. Все орфограммы я разделила на 4 группы. Для орфограмм1,2,3 дети подбирают проверочные слова, для орфограмм 4,5,6,7,8,9  ученики подбирают 2 слова на эту же орфограмму, для 10,11,12 – объясняют почему так написали и орфограммы 14,15,16 – пишут слова 3 раза. Таким образом дети исправляя ошибку работают  над орфограммой.  Учатся самостоятельно подбирать проверочные слова,  запоминают словарные слова, пополняют свой словарный запас.  Исправление ошибок в тетрадях детей провожу дифференцированно. Всех детей можно разделить на 3 группы:

    1группа – это ученики, которые самостоятельно могут обнаружить ошибку, определить орфограмму и исправить её. У таких учеников на полях ставится условный знак / на той строчке, где допущена ошибка.

    2 группа – это ученики, которые  по номеру орфограммы могут найти ошибку на строчке самостоятельно.. Для них  к условному обозначению  /14  добавляю номер орфограммы.

    3 группа – это ученики , которые самостоятельно не могут обнаружить ошибку и правильно её исправить. Для них учитель сам исправляет ошибку и на полях обозначает номер орфограммы.

    После того как ошибка зафиксирована учителем, ученик должен выполнить работу над ошибками по памятке. Постепенно работая по данной памятке  дети переходят из третьей  группы в первую.

    В нашей программе по русскому языку имеется много заданий по данной памятке. Но можно дополнить и следующие задания.

    1. Выпиши из стихотворения слова на орфограммы №1,
    2. Обозначь орфограммы

    Записать предложение и обозначит орфограммы

    1. Слуховой диктант:

    Учитель читает слова на различные орфограммы , а дети показывают № орфограммы или записывают их в тетради.

    1. Орфографический диктант:

    На доске написаны № орфограмм, а дети должны написать слова на эти орфограммы.

    1. Найди ошибки, исправь,  обозначь № орфограммы.

    Проверяя диктанты, изложения и другие проверочные работы заполняю следующую таблицу, которая поможет мне увидеть общую картину по всему классу, каких ошибок допущено больше, над какими следует поработать. Да и у каждого ученика видно его продвижение .  

    Ф.И. учащихся

    Контрольное списывание

    Входной диктант

    диктант

    Дубровина Анна

    Карнаухов Максим

    Кислицына наталия

    Макаров Кирилл

    №3,№6

    Мамаев Егор

    Маслов Алексей

    Морозов Фёдор

    №8,№7

    Норин Антон

    Опарин Фёдор

    Пасынков Александр

    Перевалов Илья

    Савченко Никита

    Сергеева Александра

    Сергеева Алёна

    №9,№5

    Столбова Валерия

    Сухих Ульяна

    Сысолятин Никита

    Трушкова Виктория

    Устюгова Ксения

    Федянов Даниил

    Хлыбова Лада

    Шаляпина Дарья

    Шихова Валерия

    Решетников Никита

    №7,№8

    Я понимаю, что данная работа трудоёмкая , особенно если приходится проверять большое количество тетрадей , но она приносит свои результаты, но нужно учитывать , что такая работа должна быть системной. Ведь ещё Ушинский писал  «Системность упражнений есть первая и главная основа их успеха».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Эстетическое воспитание и развитие личности в условиях реализации ФГОС общего образования

    Доклад на тему "Эстетическое воспитание и развитие личности в условиях реализации ФГОС общего образования"...

    «Речевое развитие младших школьников в условиях реализации ФГОС начального общего образования».

    «Речевое развитие младших школьников в условиях реализации ФГОС начального общего образования».                             ...

    Выявление и развитие способностей обучающихся в условиях реализации ФГОС. (Работа с одарёнными детьми) доклад

    Нельзя кого –либо изменить, передавая ему готовый опыт. Можно лишь создать атмосферу , способствующую развитию человека. К. Роджерс ФГОС предполагаетвоспитание и развитие качеств личности, отвеч...

    Выявление и развитие способностей обучающихся в условиях реализации ФГОС. (Работа с одарёнными детьми)

    Выявление и развитие способностей обучающихся в условиях реализации ФГОС. (Работа с одарёнными детьми)»...