Система работы по развитию способностей обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Зимоглядова Ольга Анатольевна

    Сегодня перед образовательными организациями стоит непростая задача: организовать процесс обучения, создавая условия, способствующие оптимальному развитию способностей детей и реализации их потенциальных возможностей. Именно об организации такой образовательной деятельности по образовательным программам начального общего образования, учитывающей образовательные потребности и интересы обучающихся, говорится в пункте 4 статьи 66 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

   Система работы по развитию способностей обучающихся предполагает создание организационных, методических условий для комплексного решения проблемы развития личности ребёнка, его интеллектуальных и творческих способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

О. А. Зимоглядова

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Нельзя кого-либо изменить,  передавая ему готовый опыт.

Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию человека.

Карл Роджерс

Сегодня перед образовательными организациями стоит непростая задача: организовать процесс обучения, создавая условия, способствующие оптимальному развитию способностей детей и реализации их потенциальных возможностей. Именно об организации такой образовательной деятельности по образовательным программам начального общего образования, учитывающей образовательные потребности и интересы обучающихся, говорится в пункте 4 статьи 66 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»[5].

Система работы по развитию способностей обучающихся предполагает создание организационных, методических условий для комплексного решения проблемы развития личности ребёнка, его интеллектуальных и творческих способностей.

Данная работа имеет своей целью разработку системы работы по развитию способностей обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО.

Задачи данной работы:

  1. Проанализировать зависимость эффективности работы по развитию способностей обучающихся от  уровня готовности к этому педагога.
  2. Подобрать наиболее эффективные и доступные для применения в практике методики диагностики изучения и выявлениеспособностей обучающихся.
  3. Рассмотреть игры и упражнения на развитие познавательных способностей младших школьников на уроках.
  4. Разработать программу внеурочной деятельности, направленную на развитие интеллектуальных, творческих и исследовательских способностей обучающихся.
  5. Показать способы взаимодействия с родителями обучающихся в вопросе развития способностей младших школьников.

В работе обобщен комплекс форм, методов и приемов, которые при системном подходе позволяют обеспечить достижение поставленной цели.

  1. Готовность педагога к работе по развитию способностей обучающихся

Совершенствование качества обучения и воспитания в современной школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов, поэтому перед тем, как приступить к работе по развитию способностей обучающихся, необходимо проверить готовность педагога решать новые задачи. Надо быть готовым к тому, что способности обучающихся, имеющих задатки, обусловленные наследственностью, будут развиваться стремительно. Такие дети скоро начнут опережать одноклассников и нуждаться в большем внимании и помощи. Зачастую это пугает и останавливает педагогов, привыкших быть на голову выше своих подопечных. Но останавливаться уже нельзя, придется расти вместе с учениками, все время совершенствоваться, обучаться. Поэтому первым этапом в системе работы по развитию способностей обучающихся является определение уровня готовности педагога, осознание им новых целей, оценка имеющихся условий. Наиболее распространенная ошибка неподготовленных к такой работе педагогов – это количественное увеличение заданий, а не качественное их изменение. Как показывает опыт, подготовленные учителя больше ориентируются на творчество, поощряют учащихся к принятию риска. Они больше способствуют самостоятельной работе учащихся и стимулируют сложные познавательные процессы (обобщение, углубленный анализ проблем, оценку информации и т.д.). И способные дети оценивают атмосферу в классе у таких учителей как более благоприятную. Соответственно, можно выделить следующие требования, предъявляемые к учителю, начинающему работу по данной системе:

•        наличие собственной педагогической концепции;

•        профессиональная компетентность;

•        высокая теоретическая подготовка;

•        активная научно-методическая деятельность;

•        высокая коммуникативная культура и наличие творческих способностей;

•        эмоциональная стабильность, целеустремленность, адекватная самооценка, умение объективно оценивать успехи детей;

•        знание возрастной психологии;

•        стремление к самообразованию и самосовершенствованию;

•        высокий уровень знаний предмета;

•        требовательность и умение найти подход к нестандартным детям;

•        высокий уровень интеллектуально-духовного развития, эрудированность;

•        доброжелательность, чуткость, педагогический такт;

•        наличие организаторских способностей[1, с. 6].  

Определив уровень готовности учителя к работе по развитию способностей обучающихся с помощью теста «Диагностика определения склонности учителя к работе с одарёнными детьми» источник [7], можно переходить ко второму этапу работы – стартовой диагностике способностей обучающихся.

  1. Диагностика способностей обучающихся

Диагностика способностей обучающихся должна служить не целям отбора, а быть средством эффективного обучения и развития способного ребенка.

Отбор методик по выявлению способностей детей представляет особую сложность в работе педагога, поэтому в данной работе предложены наиболее доступные и простые в применении и обработке тесты.

Карта интересов для младших школьников

Данная методика поможет педагогу получить первичную информацию о направленности интересов младших школьников. Это даст ему возможность более объективно судить о способностях обучающегося.

При изучении направленности интересов младших школьников следует учитывать, что интересы у большинства детей данного возраста нечетко дифференцированы и неустойчивы. Но это не может стать причиной отказа от их изучения. Без информации о склонностях и интересах ребенка наши педагогические меры могут быть не эффективны.

Чтобы полученная информация была объективна, целесообразно провести по данной методике опрос не только детей, но и их родителей.

Инструкция для детей:

В правом верхнем углу листа запишите свое имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках: ответ на первый вопрос – в клетке под номером 1, ответ на второй – в клетке под номером 2 и т.д.Всего 35 вопросов. Если то, о чем говорится, вам не нравится, ставьте знак – (–); если нравится – (+); если очень нравится – (++). Если по какой-либо причине Вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.

Лист вопросов

Каждый вопрос начинается со слов «Нравится ли…»

  1. Решать логические задачи и задачи на сообразительность.
  2. Читать самостоятельно (слушать, когда читают) сказки, рассказы, повести.
  3. Петь, музицировать.
  4. Заниматься физкультурой.
  5. Играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры.
  6. Читать (слушать, когда читают) рассказы о природе.
  7. Делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).
  8. Играть с техническим конструктором.
  9. Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами.
  10. Самостоятельно рисовать.
  11. Играть в спортивные, подвижные игры.
  12. Руководить играми детей.
  13. Ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми.
  14. Ходить в магазин за продуктами.
  15. Читать (слушать, когда читают книги о технике, машинах, космических кораблях.
  16. Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).
  17. Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.
  18. Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.
  19. Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми.
  20. Ухаживать за домашним аквариумом, содержать птиц, животных(кошек, собак и др.).
  21. Убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.
  22. Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.
  23. Знакомиться с историей (посещать исторические музеи).
  24. Самостоятельно, без побуждения взрослых, заниматься различными видами художественного творчества.
  25. Читать (слушать, когда читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи.
  26. Объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение).
  27. Ухаживать за домашними животными и растениями, помогать им, лечить их и др.
  28. Помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.).
  29. Считать самостоятельно, заниматься математикой в школе.
  30. Знакомиться с общественными явлениями и международными событиями.
  31. Принимать участие в играх-драматизациях, в постановке спектаклей.
  32. Заниматься спортом в секциях и кружках.
  33. Помогать другим людям.
  34. Работать в саду, на огороде, выращивать растения.
  35. Помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер: математика и техника, гуманитарная сфера, художественная деятельность, физкультура и спорт, коммуникативные интересы, природа и естествознание, домашние обязанности, труд по самообслуживанию.

Лист ответов

Дата ______           Фамилия, имя _____________________________________

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

Обработка результатов

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где наибольшее число плюсов. При подведении итогов и, особенно, при формулировании выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены.

Все используемые методики диагностики способностей обучающихся представлены в источнике [6].

После проведения диагностики познавательной сферы, выявляется картина развития у детей различных познавательных процессов.        Диагностика проводится два раза в год, с той целью, чтобы посмотреть динамику развития познавательных процессов, после проведенной развивающей работы, и с целью наметить дальнейшие пути развития. По результатам диагностики заполняется  «Карта наблюдения учителя за развитием школьника».Такие данные как: свойства внимания (объем, концентрация, устойчивость, распределение и переключение);виды памяти (слуховая, зрительная, смысловая); операции словесно-логического мышления (классификация, обобщение, выделение главного, сравнение) заполняются на основе диагностических данных. Остальные характеристики (в соответствии с возрастом) заполняются на основе наблюдений. Диагностическое обследование психических познавательных процессов проводится учителем совместно и под руководством психолога.

В учебной деятельности работа по развитию способностей обучающихся основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому  данная работа должна  состоять как из урочной, так и внеурочной деятельности.  

3.  Развитие способностей младших школьников на уроках

На уроках необходимо создавать условия для проявления школьниками сильных сторон их личности с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Использование дифференцированных, индивидуальных, творческих заданий,  дополнительного и занимательного материала на уроках, создание на  уроках ситуации успеха  для каждого ученика инициирует детское действие. Таким образом, практические приложения педагогических подходов – системного-деятельностного и личностно ориентированного – приобретают актуальность в системе работы по развитию способностей обучающихся.

В урочной деятельности используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе [3, с. 9]:

- проблемно-развивающее обучение;

- проектно-исследовательская деятельность;

- игровые технологии (деловые игры и путешествия);

- творческие и нестандартные задания.

Учителя создают на уроках ситуацию познавательного затруднения, при которой школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением и др. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

В каждый урок необходимо включать упражнения на развитие познавательных процессов младших школьников. В рабочей тетради на полях напротив таких упражнений и заданий условными знаками учитель обозначает на развитие, какого познавательного процесса было направлено задание. Это помогает обучающимся и их родителям наглядно видеть динамику развития познавательных процессов. Рассмотрим некоторые из подобных упражнений.

Упражнения на развитие познавательных процессов

Упражнение на развитие внимания

Инструкция: «Представьте, что вы – клавиши печатной машинки! У каждого из вас на столе карточка с буквой, буквы у всех разные. Каждая ваша буква – это клавиша печатной машинки. Когда до вашей клавиши будет доходить очередь, то вы будете вставать с места и громко называть свою букву, как будто печатать ее. Когда будет «напечатано» слово, все клавиши встают. В конце строки – все топают. Когда подходим к знаку препинания – все делают хлопок. Будем «печатать» четверостишие из произведения А.С. Пушкина»

Словесный материал:

У лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом.

Упражнение на развитие зрительной памяти

Инструкция: «Прочитайте один раз ряды слов. Ответьте на вопросы»

Словесный материал:

МАМА          ДЕТИ     ЧЕЛОВЕК       БРАТ

ДОБРОТА     ТЁТЯ     МУЖЧИНА     РЕБЁНОК

Вопросы.

1. Сколько сущ. Ж. рода?

2. Сколько сущ. М. рода?

3. Сколько слов, состоящих из 3 слогов?

4. На какие 2 группы можно разделить слова?

Систематическое использование упражнений на развитие познавательных процессов (Приложение 3)[2, с. 57-62]дает положительную динамику развития познавательной сферы младших школьников:

- свойств внимания (объем, концентрация, устойчивость, распределение и переключение);

- виды памяти (слуховая, зрительная, смысловая);

- операции словесно-логического мышления (классификация, обобщение, выделение главного, сравнение)[2, с. 55].

Также на уроках необходимо использовать информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры). Как можно чаще на уроках обучающиеся должны осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее. Именно в начальной школе происходит активизация развития познавательных способностей и формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений. Поэтому знакомство с основами информационной культуры, а, следовательно, и формирование информационной грамотности, должны начинаться в младшем школьном возрасте [4, с. 7].

Грамотно организованный урок в рамках системно-деятельностного подхода, содержащий упражнения на развитие познавательных процессов учащихся, создающий условия для формирования информационной культуры личности, является наиболее благодатной почвой для развития способностей большинства обучающихся младших классов.

  1. Развитие способностей младших школьников во внеурочное время

В рамках введения ФГОС второго поколения задача создания новых условий обучения школьников, направленных на оптимальное развитие способных детей, решается не только на уроках, но и на внеурочных занятиях. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные и т.д., что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков. Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Для развития способностей необходимо стараться вовлекать ребенка в те формы активности, которые соответствуют его склонностям и интересам.

 К внеурочным формам работы  относятся следующие:

- факультативы, кружки по интересам;

- предметные недели;

- театрализованные праздники;

- творческие мастерские;

- олимпиады и конкурсы по предметам;

- научно-практические конференции;

- работа по индивидуальным планам;

- сотрудничество с другими школами, учреждениями дополнительного образования.

В качестве наиболее удобного для использования варианта по развитию способностей обучающихся во внеурочное время предлагаю разработанную мною и апробированную рабочую программу курса «Интеллектуал», представляющую собой систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов.

Программа внеурочной деятельности «Интеллектуал»

Актуальность выбора определена результатами диагностики познавательных процессов младших школьников: у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.

Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Причем, метапредметные результаты освоения ООП НОО в соответствии с требованиями ФГОС НОО должны отражать овладение логическими действиями:

•        сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

•        установления аналогий и причинно-следственных связей;

•        построения рассуждений.

Программа внеурочной деятельности «Интеллектуал» решает эти первостепенные задачи ФГОС НОО путем развития познавательных процессов младших школьников и овладения учащимися логическими действиями.

Курс имеет концентрическое построение и это позволяет соблюдать необходимую постепенность и нарастание сложности материала, что создает хорошие условия для совершенствования знаний, умений, навыков. Большие возможности для развития мышления младших школьников в процессе обучения заложены в математике, но они не реализуются сами собой, а требуют методического решения, а именно, организации занятий по развитию математических способностей. Программа кружка представляет собой интегрированный курс: в нем имеет место исторический, геометрический, алгебраический, арифметический материал.

Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной.

 Сроки реализации. Программа рассчитана на один год обучения,  на 45 учебных часов (30 учебных недель по 1 занятию (1,5 академ. часа – 1ч 10 мин).

Возраст учащихся. Занятия проводятся с учащимися 4 класса. Наполняемость учебной группы 15- 25 человек.

Программа внеурочной деятельности «Интеллектуал» представлена в подробном изложении  в источнике [8].

  1. Работа с родителями по развитию способностей младших школьников

Успех работы по развитию способностей младших школьников невозможен без участия в этом процессе родителей. Ведь эффективность работы в данном направлении зависит от непрерывности процесса. Необходимо, чтобы и дома: вечерами, в выходные дни, на каникулах ребенок выполнял упражнения на развитие познавательных процессов. Для этого педагог должен провести подготовительную работу с родителями обучающихся: ознакомить их с результатами стартовой диагностики детей, провести анкету и тест-прогноз для родителей, провести диагностику родителей по методике «Карта одаренности обучающихся», систематически проводить родительские собрания целью которых является психолого-педагогическое просвещение родителей. На собраниях педагог знакомит родителей с теми упражнениями на развитие познавательных процессов, которые родители могут проводить с детьми в домашних условиях. Два раза в год (конец первого полугодия и конец года) учитель предоставляет родителям информацию о динамике развития познавательных процессов обучающихся по итогам диагностики.

Результативность родительского собрания во многом зависит от целенаправленности, продуманности, тщательной подготовки педагога. Поэтому педагоги могут воспользоваться конспектами собраний по теме работы, предложенными в источниках [9, 10, 11].

Таким образом, возможности общеобразовательной организации в работе по развитию способностей обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО позволяют школе работать в сотрудничестве с учащимися и их родителями, развивать ребенка в урочное и внеурочное время, подходить к ученику с учётом его индивидуальных способностей и возможностей.

Система работы по развитию способностей обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО позволяет так построить урочную и внеурочную деятельность, воспитательную работу, чтобы любые индивидуальные особенности детей, содержащие  в себе ростки опережающего развития в той или иной области, были замечены, развиты и реализованы.

Библиографический список:

  1. Анненкова И.Н., Зимоглядова О.А., Рудак И.А. Готовность педагога к работе с одаренными детьми: сборник материалов: сборник статей из опыта работы III педагогического марафона «Новой школе – новое качество», Петропавловск-Камчатский, 2012. – Часть 1. – 118 с.
  2. Анненкова И.Н., Зимоглядова О.А., Рудак И.А.Развитие одаренности младших школьников: сборник материалов: сборник статей из опыта работы II педагогического марафона «Реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Петропавловск-Камчатский, 2011.  – 102 с.
  3. Зимоглядова О.А. Особенности организации урока в рамках системно-деятельностного подхода: сборник материалов: сборник методических материалов из опыта работы учителей начальных классов «ФГОС: Начальное общее образование, 3 класс», Петропавловск-Камчатский, 2015.  – 148 с.
  4. Зимоглядова О.А. Формирование навыка работы с информацией у младших школьников: сборник материалов: сборник методических материалов из опыта работы учителей начальных классов «ФГОС: Начальное общее образование, 4 класс», Петропавловск-Камчатский, 2017.  – 178 с.
  5. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
  6. Одаренные дети: сборник методик по выявлению способностей и одаренности детей/ ГОУ ДОД Дом детского творчества «На реке Сестре»; Составители Л.Ф. Васильченко, Я.П. Атласова. – СПб.: ДДТ «На реке Сестре», 2014. – 2-е изд. – 39 с.
  7. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми/ авт.-сост. Н.И. Панютина и др. – Волгоград: Учитель, 2008. – 204 с.
  8. Зимоглядова О.А. Рабочая программа внеурочной деятельности «Интеллектуал» -

URL https://urok.1sept.ru/articles/675284

  1. Зимоглядова О.А. Конспект родительского собрания на тему «Как помочь ребенку стать внимательным?»  URL https://urok.1sept.ru/articles/675261
  2. Зимоглядова О.А. Конспект родительского собрания на тему «Родителям об особенностях памяти младшего школьника URL https://urok.1sept.ru/articles/675285
  3. Зимоглядова О.А. Конспект родительского собрания на тему «Особенности мыслительной деятельности младших школьников» URL https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/12/26/konspekt_roditelskogo_sobraniya_na_temu_osobennosti_myslitelnoy_deyatelnosti_mladshih_shkolnikov.docx

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические условия обеспечения динамики развития личности, успешности обучающихся в условиях реализации ФГОС

Педагогические условия обеспечения динамики развития личности, успешности обучающихся в условиях  реализации ФГОС...

Развитие творческих способностей детей в условиях реализации ФГОС НОО

quot;Развитие творческих  способностей детей в условиях реализации ФГОС НОО"...

«Развитие творческих способностей детей в условиях реализации ФГОС НОО»

Отчет о работе по теме самообразования«Развитие творческих способностей детей в условиях реализации ФГОС НОО»...

Выявление и развитие способностей обучающихся в условиях реализации ФГОС. (Работа с одарёнными детьми) доклад

Нельзя кого –либо изменить, передавая ему готовый опыт. Можно лишь создать атмосферу , способствующую развитию человека. К. Роджерс ФГОС предполагаетвоспитание и развитие качеств личности, отвеч...

Выявление и развитие способностей обучающихся в условиях реализации ФГОС. (Работа с одарёнными детьми)

Выявление и развитие способностей обучающихся в условиях реализации ФГОС. (Работа с одарёнными детьми)»...

Развитие речи обучающихся в условиях реализации ФГОС

Выступление на школьном педагогическом совете...