Главные вкладки

    Программа внеурочной деятельности "Оригами"
    рабочая программа (3 класс)

    Теленкевич Елена Вячеславовна

    Программа внеурочной деятельности "Оригами" разработана для учащихся 3 классов, но может быть использована и для других классов.

    Программа содержит:

    Пояснительную записку

    Цель

    Задачи

    Планируемые результаты

    Оценку результатов образовательной деятельности

    Содержание программы

    Календарно-тематическое планирование

    Список литературы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti_origami.docx34.94 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГБОУ гимназия № 540 Приморского района Санкт-Петербурга

    Программа по внеурочной деятельности

    ОРИГАМИ

    Воспитатель ГПД

    Теленкевич Елена Вячеславовна

    Санкт-Петербург

    2019

    Пояснительная записка

                                                           Таинственный  мир  превращенья  бумаги.
                                                         Здесь  все  чародеи,  волшебники,  маги.
                                                         Творят  они  сказки  своими  руками.
                                                       И  мир  тот чудесный зовут  ОРИГАМИ.        

               Рабочая программа кружка «Оригами» составлена на основе авторской программы Т.Н. Просняковой «Художественное творчество»  в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования.

    Программа организации внеурочной деятельности младших школьников предназначена для работы с детьми 3 классов.

    Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

    •  быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения
    • быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

               Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко- творческое воображение и мышление.

              Одним из видов конструирования является оригами.  

    Оригами:

    • развивает пространственное воображение, память, творческие и  исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую мускулатуру    кистей рук, концентрацию  внимания, уверенность в своих силах и  способностях, так как неуспевающих на занятиях оригами нет;
    • знакомит с основными геометрическими понятиями;
    •  улучшает способность следовать устным инструкциям;
    • расширяет коммуникативные способности;
    • воспитывает личность как члена общества с его нравственными,   патриотическими, интернациональными чувствами;
    • воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей,   самостоятельность и аккуратность при работе.

     Все занимающиеся преподаванием оригами педагоги отмечают положительное влияние этого занятия на успехи своих учеников и по остальным предметам. В частности, оригами помогает осваивать чтение, графические основы письма, математику и геометрию, черчение, природоведение, историю. Дети увлечённо изучают литературу, связанную с оригами, находятся в постоянном поиске нового.   Можно рассматривать оригами в учебно-воспитательном процессе как:

    • конечный результат уроков технологии (все авторы существующих программ по этому курсу используют оригами) – поделки оригами;
    • объект исследования – например, куб, пирамида при изучении объёмных геометрических тел;
    • наглядное сопровождение темы урока – например, журавлик при изучении истории о Хиросиме и Нагасаки, кусудама при изучении образа солнца в поэзии, дома при изучении темы «Экологическая улица», куклы – на занятиях театральной студии;
    •  средство организации урока – например, лебедь, при складывании которого урок плавно перетекает из этапа в этап;
    •  

    Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект.

               Программа «Волшебный мир оригами» является программой общекультурной направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства оригами.  

    Цель программы:

    • всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.

    Задачи программы: 
    Обучающие

    • знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
    • формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
    • обучение различным приемам работы с бумагой.
    • применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

    Развивающие: 

    • развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
    • развитие мелкой моторики рук и глазомера.
    • развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

    Воспитательные:

    • воспитание интереса к искусству оригами.
    • расширение коммуникативных способностей детей.
    • формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

               Программа рассчитана на учащихся 3 классов. Количество часов в учебном году – 34 -1 раз в неделю. Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять не более 15 человек.

               Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
             Программа предполагает и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, творческих альбомов детей, сказочных персонажей с последующей драматизацией, участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
            Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.

    ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    Личностные универсальные учебные действия

    У обучающегося будут сформированы:

    • широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
    • адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

    Обучающийся получит возможность для формирования:

    • внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;  
    • устойчивого интереса к новым способам познания;
    • адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

    Регулятивные универсальные учебные действия

    Обучающийся научится:

    • принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
    • планировать свои действия;
    • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
    • адекватно воспринимать оценку учителя;
    • различать способ и результат действия;
    • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

    Обучающийся получит возможность научиться:

    • проявлять познавательную инициативу;
    • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
    • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
    • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

    Коммуникативные универсальные учебные действия

    Учащиеся смогут:

    • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
    • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
    • формулировать собственное мнение и позицию;
    • договариваться, приходить к общему решению;
    • соблюдать корректность в высказываниях;
    • задавать вопросы по существу;
    • использовать речь для регуляции своего действия;
    • контролировать действия партнера;

    Обучающийся получит возможность научиться:

    • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
    • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
    • владеть монологической и диалогической формой речи.
    • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

    Познавательные универсальные учебные действия

    Обучающийся научится:

    • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
    • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;  
    • анализировать объекты, выделять главное;
    • осуществлять синтез (целое из частей);
    • обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
    • подводить под понятие;
    • устанавливать аналогии.

    Обучающийся получит возможность научиться:

    • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
    • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
    • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

    Планируемые результаты

    освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

    К концу обучения обучающиеся должны

    знать

    уметь

    что такое оригами

    подбирать бумагу нужного цвета

    историю возникновения оригами

    выполнять разметку листа бумаги

    основные приемы работы, способ складывания базового треугольника

    пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой

    название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов

    пользоваться чертежными инструментами, ножницами

    название, приемы складывания модулей

    собирать игрушки – «оригамушки»

    необходимые  правила  техники  безопасности  в  процессе всех этапов работы

    составлять композицию из готовых поделок

    уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку

    анализировать образец, анализировать свою работу

    Оценка  результатов  образовательной деятельности

            Наиболее  плодотворным  фактором, в  оценочной  работе  итогов  обучения, являются  выставки  работ  учащихся. В  одном  месте  могут  сравниваться  различные  модели, макеты, различные  направления  творчества. Параметры  оценивания  представленных  участниками  работ  могут  изменяться  в  зависимости  от  уровня  и  целей  проводимых  выставок. Выставки  позволяют  обменяться  опытом, технологией, оказывают  неоценимое  значение  в  эстетическом  становлении  личности  ребенка. Однако  выставки  проводятся  один–два  раза  в  учебный  год, творческая  же  работа  ребенка  постоянно  требует  поощрения  в  стремлениях.

          Одним  из  важнейших  оценочных  видов  становится  проведение  соревнований, в  процессе  которых  набираются  баллы  по  различным  характеристикам: качество  исполнения, дизайн, характеристики  движения   (скорость, дальность  и  т.п.). Ребенок, сравнивая  свою  модель  с  другими, наглядно  видит  преимущества  и  ошибки, получает  возможность  выработать  навык  анализа  для  дальнейшей  реализации  в  творчестве.

              Большое  значение  в  оценивании  итогов  обучения  имеют  разнообразные  конкурсы  к  «красным»  дням  календаря. Подарки, поделки, сувениры  с  элементами  художественного  конструирования  ребята  готовят  к  праздникам  с  большим  удовольствием. В  декоративном  решении  работы  детей  выглядят  красочно, празднично, а  иногда  и  фантастически.  Результативность  развития  художественного  мышления  ребят  оценивается  по  следующим  критериям: степень  оригинальности  замысла, выразительность  выполненной  работы, овладение  приемами  работы  в  материале. В  процессе  таких  занятий  более  интенсивно  развиваются  творческие  способности  детей (воображение, образное  и  техническое  мышление, художественный  вкус)

    Содержание программы

    1 год обучения (19 часов)


    п/п

             Дата

                                     Наименование тем

    Количество часов

    1

    Вводное занятие. История оригами. Условные обозначения

    1

    2-3

    Простые базовые формы оригами

    2

    4-5

    Базовая форма «Треугольник»

    2

    6-7

    Базовая форма «Воздушный змей»

    2

    8

    Базовая форма «Двойной треугольник»

    1

    9

    Поздравительная открытка к празднику 8 марта

    1

    10

    Базовая форма «Двойной треугольник»

    1

    11-12

    Базовая форма «Квадрат»

    2

    13-14

    Базовая форма «Конверт»

    2

    15-16

    Новые базовые формы. Базовая форма «Рыба»

    2

    17-18

    Базовая форма «Дверь»

    2

    19

    Оформление выставочных работ

    1

    ИТОГО:

    19

    Календарно-тематическое планирование

    п/п

    Тематическое планирование

    Часы

    Деятельность учащихся

    Формирование   УУД

    Сроки проведения

    по плану

    фактически

    1

    Вводные занятия

    2 ч.

    Цели и задачи второго года обучения. Правила техники безопасности.

    Заполнение диагностической карты «Оценка результатов освоения программы».

    Познавательные                                        

     - формулирование познавательной цели;

    Личностные

    - мотивация учения;

    - смыслообразование;

    Коммуникативные

    - постановка вопросов;

    - контроль, оценка;

    Регулятивные

    - планирование;

    - прогнозирование;

    - волевая саморегуляция;

    2

    Простые базовые формы оригами

    3 ч.

    Повторение условных знаков, принятых в оригами и основных приемов складывания. Повторение изученных базовых форм. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм.

    Познавательные                                        

     - знаково-символические

    - моделирование;

    - анализ;

    Личностные

    - мотивация учения;

    - смыслообразование;

    Коммуникативные

    - постановка вопросов;

    - планирование;

    Регулятивные

    - целеполагание;

     - волевая саморегуляция;

    3

    Осенние композиции

    2 ч.

    Полевые и садовые цветы (ромашка, колокольчик и другие). Складывание цветов.

    Оформление композиций.

    Познавательные                                        

     - поиск и выделение информации;

    - построение логической цепи рассуждений;

    - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

    Личностные

    - мотивация учения;

    - смыслообразование;

    Коммуникативные

    - постановка вопросов;

    - планирование;

    - контроль и коррекция;

    Регулятивные

    - целеполагание;

     - волевая саморегуляция;

    4

    Базовая форма:
    «Треугольник»
     

    3 ч.

    Домик с крыльцом, домик с трубой.  

    Домик с верандами. Деревья и травы.

    Познавательные

     - формулирование познавательной цели;

     - поиск и выделение информации;

     - знаково-символические;

    - построение логической цепи рассуждений;

    Личностные

    - мотивация учения;

    - нравственно-этическое оценивание;

    Коммуникативные

    - планирование;

    - постановка вопросов;

    - контроль, оценка;

    Регулятивные

    - планирование;

    - прогнозирование;

    - контроль, оценка

     - волевая саморегуляция;

    5

    Базовая форма:
    «Воздушный змей»

    2 ч.

    Лебеди (2 способа).

    Утка с утёнком.

    6

    Базовая форма:
    «Двойной треугольник»

    2 ч.

    Тропическая рыбка.

    Отделка модели.

    7

    Базовая форма:

    «Двойной квадрат»

    3 ч.

    Золотая рыбка.

    Краб.

    Композиция «Аквариум».

    8

    Базовая форма:

    «Конверт»

    2 ч.

    Рыбка-бабочка.

    Водоросли и камешки.

    Оформление аквариума.

    9

    Базовая форма:

    «Рыба»

    4 ч.

    Царевна-Лебедь.

    Пингвин (2 способа).

    Композиция «Пингвины на льду».

    10

    Базовая форма:

    «Дверь»

    4 ч.

    Мышь и поросёнок.

    Бурёнка.

     Композиция «В деревне».

    11

    Поздравительная открытка к празднику             8 Марта

    3 ч.

    Оформление поздравительной открытки.
    Конкурс «Я люблю свою маму».

    Познавательные

    - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

    - формулирование познавательной цели;

    Коммуникативные

    - постановка вопросов;

    - умение точно выражать свои мысли;

    Регулятивные

    - планирование и прогнозирование;

    - контроль;

    - коррекция;

    Личностные

    - нравственно- этическое оценивание;

    12

    Итоговые занятия.

    Оформление выставочных работ

    2 ч.

    Изготовление мобиля  «Бабочки и цветы».

    Подведение  итогов  работы  за  год.

     Выставка моделей, изготовленных  в  течение  года.

    Познавательные

    - формулирование познавательной цели;

    - построение логической цепи рассуждений;

    Коммуникативные

    - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; 

    Регулятивные

    - целеполагание;

    - оценка;

    Личностные

     - самоопределение;

            

            СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        

    1. Проснякова  Т. Н  Программа «Художественное творчество»  http://stranamasterov.ru
    2. Проснякова  Т. Н  Забавные фигурки. Модульное оригами»,. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. -104 с.: ил.- (Золотая библиотека увлечений)
    3. Художественная творческая деятельность. Оригами. Авторы-составители И.А.Рыбакова, О.А.Дюрлюкова Волгоград, 2012
    4. Цветы и вазы оригами. С.Афонькин, Е. Афонькина, 2002


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Авторская рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1класса «Умники и умницы» Автор программы: учитель начальных классов Зыбанова Татьяна Павловна МКОУ «СОШ №23» п. Айхал, Мирнинский район.

    Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интелл...

    Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

    Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

    Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

    Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

    АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

    Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

    АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

    Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

    Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

    Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....