Исследовательская работа "«Нгухуко – традиционная ненецкая кукла» Яптик Марьяны 2016 год
материал (2 класс)

Горохова Наталья Александровна

«Нгухуко – традиционная ненецкая кукла»

Яптик Марьяна Викторовна 

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение  

«Мыскаменская школа – интернат»

2 б класс

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota.docx37.94 КБ

Предварительный просмотр:

«Нгухуко – традиционная ненецкая кукла»

Яптик Марьяна Викторовна

Российская Федерация

Министерство образования

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

Муниципальное  образование  Ямальский район

п. Мыс Каменный

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение  

«Мыскаменская школа – интернат»

2 б класс

Содержание

I. Введение………………………………………………………...…………………………...…….2

II. Основная часть……..………………….…………………………………………………...…….3

                II.1. Происхождение первой куклы…………………………………………………….…..3

                II.2. История происхождения ненецкой куклы «нгухуко»…………....……………….…3

II.3. Значимость ненецкой куклы…………………………………………………………..3

                II.4. Кукольное приданое………………………………………………………………...…4

III. Практическая часть…………………………………………………………………….…….…4

        III.1. Социальный опрос………………………………………………………………….....4

IV. Заключение……..…...…………………………………………………………………….….…5

V. Список используемой литературы…..…….…………………………………………….…...…6

VI. Приложение 1. Строение куклы «нгухуко»……………………………………………....I- III

          Приложение 2. Традиции материальной культуры ….……………….………………........IV

       Приложение 3. Кукольное хозяйство…………………………………………........………...V

          Приложение 4. Социальный опрос…………….……………..…………...………...….VI-VIII

 

 

     

«Нгухуко – традиционная ненецкая кукла»

Яптик Марьяна Викторовна

Российская Федерация

Министерство образования

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

Муниципальное образование  Ямальский район

п. Мыс Каменный

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Мыскаменская школа – интернат»

  1. б класс

  1. Введение

История ненецкого народа очень уникальна. Изучить её нам помогают старинные книги, национальный костюм и, конечно же, игрушка. Моя самая любимая игрушка - это кукла «нгухуко», но я никогда не задумывалась, откуда она взялась. Кто придумал её?

На наш взгляд, ненецкая кукла, как традиционная игрушка, стала менее востребована детьми, чем кукла, купленная в магазине. В этом и заключается актуальность выбранной нами темы. В своей работе, на примере куклы «нгухуко», мы бы хотели показать, как важно сохранить национальные традиции. Говорят, «то, что ребенок усваивает в детстве, сохраняется на всю жизнь».

Цель нашей работы: выяснить, почему кукла «нгухуко» стала менее интересна ненецким девочкам.

Задачи исследования:

- найти и изучить материал об истории возникновения куклы «нгухуко» и её приданом;                  

- провести социальный опрос;

- сделать выводы проделанной работы.

Мы выдвинули следующую гипотезу: предположим, что традиционная ненецкая кукла «нгухуко» теряет свою  значимость в воспитании подрастающего поколения.

Объект исследования: кукла «нгухуко».        

Предмет исследования: значимость ненецкой куклы «нгухуко» в сохранении национальных традиций.

Методы исследования: поиск и изучение литературы, обобщение изученного материала,  оценка результатов проведённого социального опроса.        

Проблема исследования: к сожалению, в наше время, исчезают многие национальные традиции. Но почему так происходит?  Почему дети забывают традиции предков?

Практическая значимость: данную работу можно использовать на уроках ОРКСЭ, технологии и во внеклассной работе, чтобы показать школьникам значимость сохранения национальных традиций.

II . Основная часть

II.1. Происхождение первой куклы

Мы решили выяснить, как же появилась знакомая всем нам с детства кукла?

Изучив литературу, мы узнали, что кукла, самая древняя, после погремушки, игрушка. Она была характерной принадлежностью детского быта у самых разных народов. Каждый народ создавал свои куклы, передавая в них свой взгляд на мир.

На сегодняшний день самой древней куклой считается фигурка из слоновой кости, найденная на территории Чехии, которой примерно 35 тысяч лет.

Куклы в древности делали из доступного материала: из дерева, тряпок, глины, ржаного теста. Со дня своего рождения куклы служили людям богами, их молили о помощи. Если божок помогал - его благодарили. А если же божок был лентяй – его выбрасывали. Выброшенных божков в качестве игрушек подбирали дети, но в них ещё могла оставаться магическая сила. И чтобы они не отомстили и не обидели ребенка - им стирали лица. Постепенно игрушки в виде кукол сами стали оберегами для детей от злых духов. Их стали вешать над детскими люльками.

Кукла – первая игрушка, которая оживает для ребенка, становится для него одушевленным персонажем: другом, советчиком, учителем, а иногда и врагом. Изучая куклу и процесс игры можно наблюдать за многими элементами культуры, скрытыми в обыденной жизни. 

II.2. История происхождения ненецкой куклы «нгухуко»

История создания кукол «нгухуко» напрямую связана с духовными представлениями северных народов. «Нгухуко» или «нгуху» – в переводе с ненецкого языка значит «кукла-игрушка». Своей матерью-прародительницей ненецкие народы считали птицу, поэтому, брали для изготовления кукол клюв водоплавающей птицы. Птица чувствует себя хорошо во всех трёх стихиях: летает в воздухе, ходит по земле, плавает по воде.  В древности ненцы считали, что птицы связаны с великими духами: они думали, что осенью птицы улетают к ним, а весной возвращаются.  Считалось, что так они ограждают своих детей от зла и различных напастей. (См. Приложение 1)

II.3. Значимость ненецкой куклы

Традиционный уклад жизнедеятельности ненцев напрямую связан с оленями, а именно с их постоянным движением по тундре. В таких условиях дети растут постоянно в дороге, и их образ жизни «уходящая вперед дорога». Аргиш ведёт мужчина и за ним следует женщина. Так, мальчики, подражая отцу, начиная с 4-5 лет, все свое основное время проводят на улице с оленями, играя в подвижные игры.

Обязанности женщины – это создание теплого места – дома, куда бы мог прийти уставший муж на отдых, и где бы росли дети. Подражая образу матери, девочки играют в дом и семью, и именно их основными игрушками становятся куклы «нгухуко». 

В тундре куклы «нгухуко» есть в каждом чуме, где есть девочки. Первых кукол дочерям делают матери или старшие сестры, затем под их руководством девочки самостоятельно мастерят игрушки. (См. Приложение 2) Люди стойбища судят об умениях будущей невесты по ее детским игрушкам. Считается, что девочка, умеющая хорошо делать игрушки, будет хорошей хозяйкой и мастерицей.   

У северных народов куклы были в чести, они проявили недюжинное творческое начало при  их изготовлении. Ненецких девочек рано выдавали замуж. Считалось хорошим знаком, когда невеста приносила в дом мужа много кукол (случалось и до сотни штук) – это значило, что в семье будет много детей.

II.4. Кукольное приданое

Кукол у ненецкой девочки собирается целое семейство: папа, мама, бабушка, дедушка и дети. Это традиционный, стандартный набор для игры. Также имеется кукольный гардероб и целое кукольное хозяйство. Наряды куклы «нгухуко» очень просты, но в тоже время каждая кукла именно по своей одежде и набору украшений  индивидуальна и несет на себе отпечаток своей мастерицы.

Некоторые куклы-женщины имеют при себе куклу-ребенка в люльке. У куклы есть маленький чумик, игрушечные нарты, выстроганные специально отцом или старшими братьями, и олени, причем олени могут быть из разного материала: дерева, камней, костей, оленьих копыт. (См. Приложение 3) Конечно же, у кукол есть и посуда: чашки из бересты или из сухих рыбьих позвонков, которые обычно хранятся в спичечной коробке, играющей роль низкого ненецкого стола.

У «нгухуко» есть целое хозяйство, как у настоящих ненцев: миниатюрная лодка-калданка, маленькая сеть для рыбы, модель нарт, хореи, тынзяны, олени и упряжь. Кукольное хозяйство позволяет обучить девочек женскому труду и подготовить будущих матерей и хозяек.

III. Практическая часть

III.1. Социальный опрос

В своём исследовании, мы провели социальный опрос девочек коренной национальности  начальных классов. Были заданы следующие вопросы:

1) Есть ли в вашей семье куклы «нгухуко»?

2) Играете ли вы куклами «нгухуко»?

3) Каким куклам вы отдаёте предпочтение: купленным в магазине или самодельным?

4) Знаете ли вы историю происхождения куклы «нгухуко»?

5) Есть ли в вашей семье куклы, которые передались вам по-наследству?

6) Чем вас привлекают куклы из магазина?

Результаты опроса представлены в виде диаграмм. (См. Приложение 4)

По результатам проведённого опроса, нами сделан вывод, что национальная кукла «нгухуко» стала менее востребована у ненецких девочек. К нашему удивлению, большее количество семей, не используют в воспитании своих детей национальные куклы и не рассказывают историю её происхождения. Из 20 опрошенных нами девочек, куклы «нгухуко» есть только у 8, это связано с тем, что сейчас в магазинах продаётся огромное количество красивых и нарядных кукол. И родителям проще купить куклу, чем сшить её. Девочкам интересней играть с магазинными куклами, потому что они более красочные, у них красивые волосы, наряды и в отличие от «нгухуко», у них есть лицо.

IV. Заключение

В ходе нашего исследования,  выяснилось, что  куклы выполняют важные ритуальные и социальные функции. Играя с ними, ребёнок подготавливается  к будущей семейной жизни и к трудовой деятельности.  Но, к сожалению, магазинные куклы приобретают все большее значение для детей коренной национальности. В дальнейшем это может привести к утрате национальных традиций.

Выдвинутая в начале исследования гипотеза,  получила своё подтверждение.

Работая над этой темой, мы выяснили, почему кукла «нгухуко» стала менее интересна ненецким девочкам.         

Мы проделали большую, но увлекательную работу и узнали много нового и интересного. И мне бы хотелось, чтобы традиции ненецкого народа имели продолжение. Я, как старшая сестра, хочу передать свои знания своей маленькой сестрёнке.  Поэтому, для неё я сшила куклу «нгухуко», чтобы она усваивала национальные традиции с раннего детства.

Наряды для традиционной куклы шьются из полосок цветного сукна. И куклы при этом получаются все одинаковые. А мне бы хотелось, чтобы их одежду украшали традиционные орнаменты. Но любой ли орнамент можно использовать для украшения?  Ведь каждый орнамент имеет своё предназначение. Поэтому в дальнейшем, мне бы хотелось побольше узнать о происхождении и значении  орнаментов. Это и будет следующей темой моего исследования.

V. Список используемой литературы

  1. Головнев А.В., Лезова С.В.Игра /Северные просторы. 1994. №2 с.56.
  2. Малыгина А.А. Куклы народов Сибири (по коллекциям МАЭ). Материальная и духовная культура народов Сибири. Ленинград «Наука», 1988. с.130.
  3. Мифологическое время: альбом-каталог. Государственный музей Природы и человека Ханты-Мансийск\сос.Е.В.Перевалова, С.В.Лезова, А.В.Головнев- М., Издательства «Эпифания», 2003.
  4. Павлинская Л.Ф. Игрушка и мир ребенка в традиционных культурах Сибири\Традиционное воспитание у народов Сибири. Ленинград, «Наука», 1988, с. 222-250.
  5. Рейсон-Правдин А.Н. Игра и игрушка народов обского Севера /Советская этнография, 1949. №3. с. 131.
  6. Хомич Л.В. Ненцы: СПб, Русский двор, 1995-336 с.
  7. https://yandex.ru/images/
  8.  http://www.tigrulki.ru/2010/06/05/neneckie-kukly/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа " Кубанские ярмарки" ученицы 2 Д класса Глуховой Марии

Исследовательская работа про ярмарки : покровская ярмарка, указ императрицы Екатерины II, народный фольклор на Кубанской казачей ярмарке....

Исследовательская работа на тему "Колобок как символ традиционной русской культуры"

Русское народное творчество славится своими красочными и поучительными сказками и песнями. Одной из таких является «Колобок». Сказка, которую всем читают с самого детства, таит в себе множ...

Исследовательская работа "День оленевода – традиционный праздник обских угров".

День оленевода – традиционный, ежегодный национальный праздник обско-угорских народов, связанный с их хозяйственной деятельностью. Праздник оленеводов отмечается, прежде всего, спортивными состя...

Исследовательская работа и презентация "Сравнительная характеристика традиционных кукол Маслениц"

Исследовательская работа может быть полезна и интересна как обучающим школы, которые увлекаются историей, традициями русского народа, так и учителями, для проведения уроков окружающего мира, литератур...