Исследовательская работа и презентация "Сравнительная характеристика традиционных кукол Маслениц"
проект (3 класс)

Анисифорова Анна Васильевна

Исследовательская работа может быть полезна и интересна как обучающим школы, которые увлекаются историей, традициями русского народа, так и учителями, для проведения уроков окружающего мира, литературного чтения, истории, технологии и внеурочных занятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования г.Нягань «Средняя общеобразовательная школа №4»

 

Сравнительная характеристика традиционных кукол Маслениц

(исследовательская работа по окружающему миру)

                                                                       Работу выполнили ученики 3А класса:

                                                                       

Руководитель работы:

учитель начальных классов

Анисифорова А.В.

г.Нягань, 2017

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение…………………………………………………………….  3
  2. Основная часть……………………………………………………….5
  1. Толкование понятия «Кукла» и «Масленица»..……………….5
  2. История происхождения традиционной куклы Масленицы…..6
  3. Виды кукол Маслениц, их особенности и назначение………...8
  4. Результаты исследования……………………………………….10
  1. Заключение…………………………………………………………..12
  2. Список литературы………………………………………………….13

Приложение…………………………………………………………….......14


Введение

                                                       Душа ты наша, Масленица,

                                                       Приезжай к нам в гости на широкий двор;

                                                       На горах покататься, в блинах поваляться,

                                                       Сердцем потешиться.

В настоящее время возрождается интерес к  культуре, традициям, обычаям русского народа. И это не дань моде! Люди, уставшие от постоянных стрессов, сумасшедшего темпа работы подсознательно тянутся к размеренной жизни предков, их житейской мудрости, опыту и спокойствию. Бесценным источником знаний о русской культуре является народное творчество. И одним из интереснейших фольклорных направлений, безусловно, являются традиционные куклы.

26 февраля этого года в нашем городе проходил традиционный праздник «Проводы Зимы» или Масленица, в рамках которого  проводился  конкурс кукол «Сударыня Масленица». Учителя школы и родители нашего класса решили принять участие в этом конкурсе и изготовили куклу Масленицу больших  размеров.  

Нам стало интересно, каких видов кукол делали на традиционный праздник Масленица?  Что учитывают при изготовлении этих кукол? Есть что-то общего между ними? И в чем их различие?

Итак, тема нашей работы: «Сравнительная характеристика традиционных кукол Маслениц».

Цель: выявление общих черт и отличительных особенностей традиционных кукол Маслениц.

Для достижения этой цели мы ставим перед собой следующие задачи:

  • Узнать значение слов «кукла» и «масленица»;
  • Изучить историю возникновения куклы Масленицы;
  • Рассмотреть виды кукол Маслениц и их особенности;
  • Сделать анализ общих черт и особенностей видов кукол Маслениц;
  • Научиться изготавливать одну из видов куклы Масленицы;
  • Провести мастер-класс по изготовлению данной куклы для сверстников.

Исходя из целей и задач, был составлен  план действий:

  • выяснить значение слов «кукла» и «масленица»;
  • изучить литературу о видах и  особенностях кукол Маслениц;
  • дать им сравнительную характеристику;
  • рассмотреть историю возникновения куклы Масленицы;
  • научиться изготавливать традиционную куклу Масленицу;
  • провести творческую мастерскую по изготовлению кукол для обучающихся  младших классов.

Гипотеза: если существует несколько видов кукол Маслениц, то каждая из них во время праздника имела свое назначение.  

Объект исследования: виды кукол Маслениц.

Предмет исследования: кукла Масленица.

Методы исследования: изучение и анализ литературы, сравнительный анализ особенностей кукол, изучение технологии изготовления куклы, проведение мастер-класса.


Основная часть

Толкование понятия «кукла» и «масленица»

Из разных толковых словарей русского языка мы узнали значение слова «Кукла» и «Масленица».

        С. И. Ожегов толкует слово «Кукла» так: 1. Детская игрушка в виде фигурки человека 2. Фигура человека или животного в театральном представлении, управляемая из ширмы актёром.

В словаре В. И. Даля «Кукла»  означает сделанное из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева и прочего подобие человека, а иногда и животного.

Слово «Масленица» в словаре С.И.Ожегова означает старинный славянский праздник проводов зимы, от которого сохранился обычай печь блины и устраивать увеселения.

В толковом словаре Т.Ф.Ефремовой слово «Масленица» означает:

1) Весенний праздник проводов зимы, с которым у славянских народов связан обычай печь блины и устраивать различные увеселения.

2) Чучело или ряженый человек, олицетворяющие собою этот праздник.


История происхождения традиционной куклы Масленицы

Изучив литературу, мы узнали, что прародительницей современной куклы Масленицы была древнеславянская языческая Марена, которая являлась обрядовой куклой  праздника Красногор. У наших предков проводился он в марте, в день весеннего равноденствия и посвящался проводам, или точнее изгнанию Зимы, встрече весеннего солнца, возрождению природы и всего живого.

Считалось, что Великая Богиня Марена имеет на крайнем севере Ледяные  Чертоги, в которых она любит отдыхать после странствий по свету. Когда Богиня Марена приходит, то вся Природа засыпает, уходит на покой, погружаясь в долгий трехмесячный сон. A когда Марена уходит в свои Ледяные Чертоги, то на второй день после дня Весеннего Равноденствия, происходит пробуждение Природы и Жизни. В честь проводов Богини Марены  и отмечался праздник Красногор – «Красно Солнце в гору пошло» - так гласит одна из поговорок, дошедшая до наших дней.

Изготовлению куклы Марены  – образа Богини Зимы и Смерти природы, наши предки уделяли особое место. Из больших деревянных палок делали  крест, скрепляя палки красной шерстяной ниткой, привязывали туловище и руки из соломы или сена, крепили голову. Наряжали старыми сарафанами и юбками, повязывали платок. Лицо куклы Марены рисовали только девицы угольком в такой последовательности: сначала нос, рот, брови, а только потом – глаза. Глаза рисовали обязательно закрытыми, так как Мара-Марена – Богиня Смерти – не должна до своей поры смотреть в глаза живым. Готовый образ Богини Марены торжественно везли на лошади к месту, где проводились обряды  и ставили ее посередине. После обряда сжигания куклы Марены горсть пепла развеивали над полем, садом или огородом, чтобы вырос хороший, богатый урожай. Сжигание Марены – типичный пример жертвы Богам, в обмен на которую человек ожидал хорошего урожая.

Стоит отметить, что накануне праздника дома так же изготавливали куклу Марену по типу «большой» куклы, но только в меньших размерах. В старые вещи, лоскутки тканей и платки, которые использовали для наряда куклы, вкладывали образ всего плохого, от которого желали избавиться. Во время обряда сжигания большой куклы Марены маленькие куклы так же сжигались, «унося» с собой всё плохое.

С принятием христианства на Руси  церковь «назначила» на место языческого праздника Красногор свой, который получил название Масленица. Обязательным элементом этого праздника вместо куклы Марены стала обрядовая кукла Масленица, которая символизировала злую и холодную Зиму.

Вывод: история возникновения куклы Масленицы возникла с давних времен. У древних славян она называлась Марена и  олицетворяла Богиню Зимы и Смерти природы.  


Виды кукол Маслениц, их особенности и назначение

Наши предки на праздник Масленицу делали кукол Маслениц следующих видов:

  1. Обрядовая.

В первый день праздника Масленицы, который назывался встречей, из соломы или лыка делали обрядовую куклу Масленицу в человеческий рост, которая символизировала Зиму. 

При ее изготовлении  использовали солому, лыко и обязательно дерево –  тонкий ствол берёзы. Её закрепляли на крестовине из дерева с помощью веревок сделанных из лыка, наряжали в праздничные одежды, обязательно с растительным рисунком, или же в лохмотья. Кукла в лохмотьях более соответствовала символу стужи, холода, тьмы.  А если наряжали куклу в новые одежды, то перед сожжением их снимали. Так же ее украшали лентами, искусственными цветами. На руки ей ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесёмки, при завязывании которых, люди загадывали желания. Чтобы желания сбылись, эти тесёмки, должны были сгореть вместе с куклой.

Кукла Масленица один из немногих вариантов кукол на Руси у которой  разрешалось изображать лицо. Сделав куклу, с пением и прибаутками возили ее по деревне на санях, затем устанавливали на самое высокое место. В честь куклы Масленицы пели величальные песни.

В последний день масляной недели, в Прощеное воскресенье, везли провожать Масленицу за околицу, где устраивался большой костер. Давали ей блин и торжественно сжигали ее. Так прощались с Зимой и встречали Весну.  

Изредка куклу не жгли, а топили в реке или разрывали в клочья.

  1. Игровая.

В отличие от обрядовой куклы Масленицы, игровая кукла изображалась нарядной и привлекательной.  Изготавливали ее из ткани. Таких кукол делали по количеству детей в семье. С ней ребенок мог играть целый год, а потом самостоятельно бросал ее в костер, когда горела обрядовая кукла Масленица. Считалось, что это избавит ребенка от всех болезней минувшего года.

  1. Обереговая «Домашняя».  

Эта кукла считалась мощным оберегом жилища. Её называли дочкой Масленицы или её младшей сестрой. Была она высотой 20 – 25 сантиметров. Делали ее из соломы или лыка с белым тряпичным лицом, украшали яркими тканями и цветными лентами. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище, как символ достатка и здорового потомства.

На масленичной неделе, в пятницу, молодожены приходили к матери жены (теще) на блины, а так же приходили родственники молодого мужа, которые были «ряжеными». Любое ряженье у крестьян считалось опасным соприкосновением с неведомыми злыми силами Иного мира. Поэтому теща и делала куклу, которая должна была отвлечь на себя влияние злых сил при посещении дома «ряжеными». Перед приходом гостей эту куклу обязательно выставляли в окно или даже на улицу – гостей встречать. Её следовало трижды повернуть, приговаривая «Отвернись со злом, повернись к добру».

Срок жизни «Домашней» куклы Масленицыбыл всего лишь один год. В масленичное (Прощеное) воскресенье ее, вместе с обрядовой куклой, сжигали, а на замену делали новую.

Кукол «Домашняя»  Масленица было несколько разновидностей.

Знаком счастливой семейной жизни была кукла с ребенком на руках, созданная в домах молодоженов на Масленицу.

Очень часто Домашнюю куклу Масленицу делали  в виде козы или  коровы. Наши предки считали, что их благосостояние во многом зависело от этих животных.

Вывод: на праздник Масленица наши предки делали  кукол Маслениц трех видов: обрядовую, игровую и обереговую «Домашнюю». Каждая кукла имела свое назначение.

Результаты  исследования

Общие черты видов традиционных кукол Маслениц

Обрядовая

Игровая

Обереговая Домашняя

1

При изготовлении используется дерево, лыко, солома, ткань с цветочным и растительным рисунком

2

есть руки

3

наличие платка, юбки

Отличительные  особенности кукол Маслениц

Особенности

Виды кукол

Обрядовая

Игровая

Обереговая Домашняя

1

Размер куклы

с человеческий рост

высотой 20-25 см

2

Для крепления

верёвка сделанная из лыка

шерстяные нитки красного цвета

3

Наряд (одежда)

лохмотья

4

Украшение

искусственные цветы, разноцветные тесёмки

разноцветные ленты

5

Наличие лица

есть

нет

6

Мастера

все

женщины и дети

7

Разновидности

нет

-  с ребенком на руках;

-в виде козы или коровы;

- с солнцем в руках.

8

Назначение

символизирует Зиму

игрушка детей

оберег жилища

10

Сжигали

через 1 неделю

через 1 год

Вывод: каждый вид куклы Масленицы отличается друг от друга своими особенностями, предназначением, но имеют и некоторые сходства.


Заключение

Гипотеза, выдвинутая нами, подтвердилась. Кукол Маслениц существовало три вида: обрядовая, игровая и обереговая «Домашняя». Каждая из них имела свое назначение.

Итак, цель поставленная нами достигнута, задачи выполнены.

  • узнали значение слов «кукла» и «масленица»;
  • изучили историю возникновения куклы Масленицы;
  • рассмотрели виды кукол Маслениц и их особенности;
  • сделали анализ общих черт и особенностей видов кукол Маслениц;
  • научились изготавливать «Домашнюю» куклу Масленицу;
  • провели мастер-класс по ее изготовлению для сверстников.

Исследовательская работа может быть полезна и интересна как обучающим школы, которые увлекаются историей, традициями русского народа, так и учителями, для проведения уроков окружающего мира, литературного чтения, истории, технологии и внеурочных занятий.

В перспективе было бы интересно узнать, каких кукол делали наши предки на другие традиционные праздники.


Список использованной литературы и других источников

  1. Ожегова С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник,1997. - 994 с.
  2. Ефремова Т.Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой.2012 г.
  3. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: Т.2 –М: Рус. яз., 1989- 779с.
  4. Некрылова А.Ф. Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома. – СПб.: Азбука-классика, 2007.- 768 с.: ил.
  5. Шапарова Н.С. Энциклопедия славянских праздников. Календарные поверья и обычаи славян. -  М.: Астрель: АСТ, 2010.- 508 [4] с.
  6. http://mam2mam.ru/articles/favorites/article.php?ID=21430
  7. http://luckytoys.ru/mclass/view/2/kak_svoimi_rukami_sdelat_narodnuyu_kuklu_domashnyaya_maslenitsa_1833.html
  8. http://kladraz.ru/blogs/tatjana-konstantinovna-dmitrieva/master-klas-kukla-iz-lyka.html
  9. http://www.wild-istress.ru/wm/wm.nsf/publicall/8207615_chto_za_prazdnik___maslenica_istoriya_tradicii_sovremennaya_maslenica

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сравнительная характеристика традиционных кукол Маслениц Работу выполнили ученики 3а класса Руководитель: Анисифорова А.В. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Муниципального образования г.Нягань «Средняя общеобразовательная школа №4»

Слайд 2

Городской праздник «Масленица-2017»

Слайд 3

Конкурс кукол «Сударыня Масленица»

Слайд 5

Тема: «Сравнительная характеристика традиционных кукол Маслениц »

Слайд 6

Цель работы: выявление общих черт и отличительных особенностей традиционных кукол Маслениц

Слайд 7

Задачи: Узнать значение слова «кукла» и «масленица»; Изучить историю возникновения куклы Масленицы; Рассмотреть виды кукол Маслениц и их особенности; Сделать анализ общих черт и особенностей видов кукол Маслениц ; Научиться изготавливать одну из видов куклы Масленицы; Провести мастер-класс по изготовлению данной куклы для сверстников.

Слайд 8

Кукла - 1.Детская игрушка в виде фигурки человека; 2. Сделанное из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева и прочего подобие человека, а иногда и животного.

Слайд 9

Масленица – 1.Весенний праздник проводов зимы, с которым у славянских народов связан обычай печь блины и устраивать различные увеселения. 2.Чучело или ряженый человек, олицетворяющие собою этот праздник.

Слайд 10

История происхождения традиционной куклы Масленицы

Слайд 11

История происхождения традиционной куклы Масленицы

Слайд 12

История происхождения традиционной куклы Масленицы

Слайд 13

1. Обрядовая Виды кукол Маслениц

Слайд 14

Обрядовая кукла Масленица

Слайд 15

Обрядовая кукла Масленица

Слайд 16

Обрядовая кукла Масленица

Слайд 17

1. Обрядовая 2. Игровая 3. Обереговая «Домашняя» Виды кукол Маслениц

Слайд 18

Результаты исследования Общие черты видов традиционных кукол Маслениц Обрядовая Игровая Обереговая Домашняя 1 2 3 При изготовлении используется дерево, лыко или солома, ткань с цветочным и растительным рисунком. Есть руки. Наличие платка, юбки

Слайд 19

Отличительные особенности видов кукол Маслениц

Слайд 20

Заключение Узнали значение слова «кукла» и «масленица»; Изучили историю возникновения куклы Масленица; Рассмотрели виды кукол Маслениц и их особенности; Сделали анализ общих черт и особенностей видов кукол Маслениц ; Научились изготавливать «Домашнюю» куклу Масленицу; Провели мастер-класс по ее изготовлению для сверстников.

Слайд 21

Спасибо за внимание!

Слайд 23

Практическая часть. Для изготовления обереговой «Домашней» куклы Масленица понадобится: 2 пучка лыка длиной 20-25 см (купить можно в хозяйственных магазинах); деревянная шпажка 50 см; красные нитки; ножницы; белая плотная ткань для лица и туловища (размер 20см на 20см);

Слайд 24

Практическая часть. темная цветная ткань с растительным орнаментом для юбки (размер 20см на 30 см) светлая цветная ткань с растительным орнаментом для платка ( размер 15 см на 15 см); 15 см синей тесьмы шириной 2см для повойника; 15 см синей тесьмы шириной 2см для пояска;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа. «Исследование летательных характеристик бумажных самолетов различных моделей».

Исследовательская работа.«Исследование летательных характеристик бумажных самолетов различных моделей»....

Сравнительная характеристика традиционной и инновационной модели обучения

Сравнительная характеристика традиционной и инновационной модели обучения...

Исследовательская работа "«Нгухуко – традиционная ненецкая кукла» Яптик Марьяны 2016 год

laquo;Нгухуко – традиционная ненецкая кукла»Яптик Марьяна Викторовна Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение  «Мыскаменская школа – интернат»2 б ...

Исследовательская работа на тему "Колобок как символ традиционной русской культуры"

Русское народное творчество славится своими красочными и поучительными сказками и песнями. Одной из таких является «Колобок». Сказка, которую всем читают с самого детства, таит в себе множ...

Сравнительная характеристика традиционного и личностно-ориентированного классного часа

Сравнительная характеристика традиционного и личностно-ориентированного классного часа...

Исследовательская работа "День оленевода – традиционный праздник обских угров".

День оленевода – традиционный, ежегодный национальный праздник обско-угорских народов, связанный с их хозяйственной деятельностью. Праздник оленеводов отмечается, прежде всего, спортивными состя...

Презентация к исследовательской работе "Традиционное бурятское блюдо БООВЫ"

Цель данной работы: приобщение детей к обычаям и традициям бурятского народа, формировать интерес к культуре бурятского народа, воспитывать уважение к людям коренной национальности, интерес, уважение ...