Сравнительная характеристика традиционного и личностно-ориентированного классного часа
учебно-методический материал

Байрамгулова Лилия Ямиловна

Сравнительная характеристика традиционного и личностно-ориентированного классного часа

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Сравнительная характеристика традиционного и личностно-ориентированного классного часа»

Байрамгулова Л.Я.

Обобщенное понятие классного часа: 

  • Классный час (Час классного руководителя ) – это форма  воспитательной работы  классного руководителя в классе, при которой ученики  принимают активное участие в специально организованной деятельности,  способствующей формированию  у них системы отношений к окружающему миру.
  • «Классный час - это форма воспитательной работы педагогов с обучающимися во внеурочное время».
  • Классный час – это одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы (Н.И. Болдырев)
  • Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентационной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру. (Н.Е. Щуркова)
  • Классный час – это время для общения классного руководителя со своим коллективом, когда он использует разнообразные приемы, средства и способы организации взаимодействия. (Е.В.Титова)

Функции классного часа

   Просветительская - классный час расширяет круг тех знаний обучающихся, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, проходящих в стране, за рубежом. Объектом обсуждения может быть любое явление или событие.

    Ориентирующая - классный час формирует ценностные ориентации у обучающихся, определенное отношение к окружающему миру, к тому, что в нем происходит, способствует выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в жизни.

    Направляющая - классный час помогает теоретические знания перевести в область практики, направить обучающихся на реальные практические дела.

    Формирующая - классный час формирует у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, навыки ведения диалога и построения высказывания, отстаивания своего мнения. Способствует формированию основных умений и навыков (за счет разнообразия деятельности), укрепляет отношения в детском коллективе

Типы классного часа

Информационный классный час

Цели:

  • Формирование у обучающихся сопричастности к событиям и явлениям общественно-политической жизни своей страны, своего города, района;
  • Применение знаний, полученных на уроках истории и граждановедения;
  • Формирование своего отношения к происходящему;
  • Развитие исследовательских умений

Тематический классный час

Цели:

  • Развивать кругозор обучающихся;
  • Способствовать духовному развитию обучающихся, формированию их интересов и духовных потребностей.

Интеллектуально-познавательный классный час

Цели:

  • Развивать познавательный интерес обучающихся;
  • Развивать умение осознавать свои индивидуальные возможности, стремление к самосовершенствованию.

Нравственный классный час

Цели:

  • Просвещение обучающихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок;
  • Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений;
  • Критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, поступков сверстников и одноклассников;
  • Развитие нравственных личностных качеств (доброта, желание помогать людям, умение признавать свои ошибки, отстаивать свою точку зрения и уважать чужую, и др.)

Формы классного часа

  • классное собрание
  • беседа (этическая, нравственная)
  • диспуты
  • встречи с интересными людьми
  • викторины по различным областям знаний
  • дискуссии, КВН
  • интерактивные игры
  • игры – путешествия
  • театральные премьеры
  • тренинги
  • читательские конференции

 

Форма – это внешнее очертание, наружный вид, контуры предмета; внешнее выражение какого-либо содержания.

Выбор формы классного часа  зависит от уровня развития коллектива, от особенностей класса, от возрастных особенностей детей, профессионализма педагога!

Сравнительная характеристика традиционного и личностно-ориентированного классного часа

Традиционный классный час

  • Цель: усвоение обучающимися принятых ценностей, норм, образцов поведения.
  • Содержание: определение темы и содержания выбирает педагог.
  • Деятельность: часто единственным организатором деятельности и общения выступает классный руководитель; взаимодействие строится на основе монолога, фронтальных и групповых форм работы; совместная деятельность регламентируется в соответствии с планом, который разработал учитель.
  • При анализе внимание обращается на объем, новизну, духовную ценность передаваемой информации.

Личностно-ориентированный классный час

  • Цель: развитие индивидуальности ребенка и уникальности образа его жизнедеятельности.
  • Содержание: включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения; в определении темы активно участвуют обучающиеся.
  • Организация: акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого ребенка, актуализации его жизненного опыта; педагог создает ситуацию выбора и успеха.
  • При анализе учитывается обогащение жизненного опыта ребенка, развитие творческих способностей, активность участия.

Основные компоненты классного часа

  • Целевой – целевые установки должны быть связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности ребёнка, с проектированием и установлением уникального его образа жизни.
  • Содержательный – содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности ребёнка.
  • Организационно-деятельный – обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Актуальное участие и заинтересованность каждого ребёнка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности.
  • Оценочно-аналитический – в качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребёнка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся

Сравнительная характеристика традиционного и личностно-ориентированного классного часа

Основные компоненты классного часа

Традиционный классный час

Личностно-ориентированный классный час

Целевой

Направленность на усвоение учащимися принятых в обществе ценностей, норм отношений и образцов поведения, т.е. на формирование в личности ребенка социально типичного

Целевые установки связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности и субъектности ребёнка, проектированием и становлением уникального образа его жизнедеятельности

Содержательный

Содержание классного часа составляет социально одобряемый опыт построения деятельности, общения и отношений. Оно регламентируется нормативно-программными документами. Субъектом определения темы и содержания классного часа является педагог, и лишь в редких случаях субъектную роль выполняют члены ученического самоуправления

Содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самостроительства, самореализации и самоутверждения личности ребёнка. В определении темы и содержания классного часа наряду с педагогом субъектными полномочиями обладает большинство учащихся

Организационно-деятельностный

Главным и часто единственным организатором совместной деятельности и общения выступает классный руководитель. Взаимодействие участников классного часа строится на основе монолога, фронтальных и групповых форм работы, субъектно-объектных отношений между педагогом и другими членами классного сообщества. Совместная деятельность, как правило, жестко регламентируется и осуществляется в строгом соответствии с разработанным учителем планом классного часа

Учащиеся являются полноправными организаторами классного часа, происходящей на нём совместной деятельности. Акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого ребёнка, актуализации его жизненного опыта, проявлении и развитии его индивидуальности. Педагог заботится о создании для детей и взрослых ситуаций выбора и успеха. Преобладают субъект-субъектные отношения, диалоговые и полилоговые формы общения

Оценочно-аналитический

При анализе и оценке эффективности классного часа внимание обращается на объём, новизну и духовную ценность передаваемой детям информации, культуру и оригинальность ее изложения, качество её усвоения учащимися

В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребёнка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияние на развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся, комфортность и активность их участия в классном часе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка личностно-ориентированного классного часа для учащихся начальной школы "Кто мы есть?"

Разработка личностно-ориентированного классного часа для учащихся начальных классов "Кто мы есть?"Цели  классного часа: •    формировать у учащихся представление о характере; •...

Выступление на школьном педагогическом совете: «Наша новая школа»по теме: «Сравнительная характеристика образовательных моделей: традиционного и современного уроков».

Самое страшное в школе – это ничего не делать шесть уроков подряд в течении 11 лет, просто тихо сидеть и что-то фиксировать. Такие ученики не умеют работать, а могут только брать (или отнимать)....

Личностно - ориентированное обучение как основа традиционного обучения в современной системе образования на уроках в начальной школе.

  Российская современная школа,  находясь  в начале  21 столетия,  переживает   новый  этап  своего  развития.  Нарастающий  объём...

Методическая разработка по теме: «Личностно-ориентированный подход при подготовке и проведении классных часов».

Личностно-ориентированный классный час связан, прежде всего, с развитием индивидуальности, проектированием и становлением уникального образа его жизнедеятельности....

Сравнительная характеристика традиционной и инновационной модели обучения

Сравнительная характеристика традиционной и инновационной модели обучения...

Сущность личностно-ориентированного подхода. Классный час в условиях личностно -ориентированного подхода

Презентация отображающая сущность личностно - ориентированного подхода в воспитании....

Исследовательская работа и презентация "Сравнительная характеристика традиционных кукол Маслениц"

Исследовательская работа может быть полезна и интересна как обучающим школы, которые увлекаются историей, традициями русского народа, так и учителями, для проведения уроков окружающего мира, литератур...