Конспект классного часа "Северные посиделки" 2016 год
материал

Горохова Наталья Александровна

 

Классный час

«Северные посиделки»

Горохова Наталья Александровна - учитель начальных классов

с. Мыс Каменный, 2016

Классный час «Путешествие в тундру»

Цели:

- пробуждение интереса и любви к родному краю;

- знакомство детей с природой родного края;

- воспитание бережного отношения к природе;

- формирование экологических знаний у учащихся;

- развитие кругозора детей;

- развитие мышления, речи.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл severnye_posidelki_kl._chas.docx24.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Мыскаменскаяшкола-интернат»

Классный час

«Северные посиделки»

Горохова Наталья Александровна - учитель начальных классов

с. Мыс Каменный, 2016

Классный час «Путешествие в тундру»

Цели:

- пробуждение интереса и любви к родному краю;

- знакомство детей с природой родного края;

- воспитание бережного отношения к природе;

- формирование экологических знаний у учащихся;

- развитие кругозора детей;

- развитие мышления, речи.

 Оборудование:Проектор, компьютер, экран, импровизированный чум, аудиозаписи голосов птиц и животных, выставка детских рисунков и поделок, костюмы персонажей сказок, презентация, аудиозаписи ненецких песен

1 Ведущий: Добрый день, ребята и уважаемые взрослые! Почтальон принес письмо (читает).

«Письмо с далекого юга»

«Здравствуйте, ребята! Пишут вам дети с далекого юга. Мы очень хотим с вами подружиться, узнать о вашей жизни,  о вашем крае, о природе. Хотим узнать,  знаете ли вы сказки.

2 Ведущий: Ну, чторебята,расскажем детям, которые не были на севере, о нашем крае?Ребята узнают, что такое чум, кто такие пастухи-оленеводы, какие имена дают ненецким детям, почему просторы тундры называют морошковой землей и многое другое....

      Олени, полярные совы, лемминги, песцы, перелетные птицы гуси-лебеди — кого только не встретишь на просторах морошковой земли! Несомненно, запомнятся ребятам считалки, загадки, сказки. И поэтому, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по нашему удивительно богатому природному краю, где живем мы с вами.Это - Ямальский край.

Чтец 1:Ямальский край - заветный край России,

Земля легенд и сказок старины.

В твои просторы, зори молодые

Мыс детских лет всем сердцем влюблены.

Как добрый друг, хозяйка той земли,

Я вам в пути поддержку обещаю.

И в край Ямальский всех вас приглашаю.

1Ведущий:Кому как не нам, детям своего края, хорошо знать землю своих предков, своего народа. А небо? Небо белой ночизвенит от полета уток, гогота гусей, лепета лебедей. Живая музыка белой ночи неужели вас не заворожит? Но как обо всем этом всем  рассказать? Может, сказки помогут? Ведь в них глаза народа! А может, песни помогут? Ведь в них душа народа! Сказка, пой о жизни моего края! Лейся, песня!

Звучит ненецкая песня, показ слайдов.

2 Ведущий:   Тундра... Почти безлесная и холмистая равнина, известная кочующими стадами оленей, разными птицами, зверями и рыбой. Зимой, долгой и студеной, — снега, бураны, метели. Весной долгожданной — новорожденные олешки-авки и вереницы летящих перелетных птиц. Летом, коротким, теплым, светлым круглые сутки, предстает тундра в зелени-траве, в ягеле, в низкорослых цветочках и всяких ягодах-морошках, и кочуют по ней гонимые оводами и комарами стада дальше, на север. А осенью, темной и слякотной, — кочевка оленьих стад обратно на юг и начало охотничьего промысла.

1 Ведущий:И привела нас, ребята, песня к чуму.  (В импровизированном чуме накрыт стол.  На столе угощения – дары тундры.  Дети в национальных костюмах приглашают к себе в гости)

Чтец 2:
Словно люльку, дверь тяжелую качни —

С другом к нам на посиделки приходи.

Соберемся у ненецкого огня,

Зазвучат легенды, песни для тебя.

С жизнью ненцев познакомишься, друг мой,

Ты вниманьем посиделки удостой.

Чтец 1:
Словно люльку, дверь тяжелую качни —

Обогрейся, покалякай, отдохни.

Если я убил оленя, вдоволь ешь.

 Мяса нету — посмотри, как окунь свеж.

Ну а нету даже рыбы у меня —

Мы вкусим тепло домашнего огня.

2 Ведущий:Сидя у огня, дети всегда слушали сказки и отгадывализагадки. Скажите, дети, как вы думаете. Откуда взялись сказки? (ответы детей).

1 Ведущий:Сочиняли сказки люди, народ, еще в те давние времена, когда и книжек не было. А может, и были книжки, да только в северные края, где живут ненцы, где пасутся олени, книжки не попадали. А если бы и попали книжки — кто бы их читать стал? Грамотных-то не было...

Но без сказок нельзя! Скучно жить без сказок. Вот и придумали их дедушки и бабушки, отцы и матери для детей, чтобы дети знали родной край, в котором живут, птиц, зверей и рыб — все, чем богата земля, чтобы учились быть смелыми и честными, добрыми и умными.

Подумайте и скажите, откуда эти строки?

2 Ведущий:...так бежали дети за матерью много дней и ночей по камням и болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили! Где пробегут, там красный следостается. («Кукушка»).

1 Ведущий:...- ступай в лес, заберись на дерево.  Как только мы с работникомпокажемся, крикни кукушкой. Только на глаза не попадайся...» («Хозяин иработник»)

2 Ведущий:...тут подлетела Серая Весенняя, Куропатка и говорит: - Ай, - яй - яй! Это называется братья! Я видела, как вы лупили друг дружку! А зря дрались -вон, сколько места! - и улетела, («Черный и белый»)

1 Ведущий:...подняли они большой, шум. И пока ссорились, - потеряли крошку. Кинулись искать. А в это время, на шум прилетела куропатка, увидела две ровные кучки крошек да обе исклевала, («Снегирь и мышонок)

2 Ведущий: …Хорошо зажили с тех пор старик со старухой. Утром встанут, крикнут: «Из мешка!» — и на столике всякие вкусные вещи сами собой появляются. Днём есть захочется, опять крикнут: «Из мешка!» — и еда уже перед ними.

1 Ведущий:…— Врешь ведь,— скосила на нее глаз хитрунья.— Твой век короткий, а уму-разуму учиться долго. Ворон живет триста лет и то всех моих уловок не знает. Это он тебя надоумил.(«Как ворон лису перехитрил»).

2 Ведущий:— На берегу моря, оказывается, житья нет! В лесу житья нет! Придется мне жить в тундре среди холмов, в кустарниках, вместе с совой.(«Куропатка»).

1 Ведущий:Невестка ответила:

— Моя чернота вместе со мной на свет появилась. Так, слово за слово, и поспорили. Рассердилась невестка на свою свекровь и говорит:

— Пока видны еще мои следы, пойду-ка я обратно в свою землю(«Почему совы не видят солнечного света»)

…Эх, ты, дружок Олененок! Сам большой, а недогадливый! Я маленький и хитрее тебя!...(«Мышонок и Олененок»)

2 Ведущий:  Но, что – то мы засиделись! Пора и побегать, поиграть в догонялки.  Несомненно, запомнятся ребятам с юга  считалки и загадки которые мы приготовили:

Считалочки

1 Чтец:Детивсюду на земле —

в тундре,в городе,в селе —

летом,зимнею порой

день проводят за игрой.

2  Чтец:Только прежде чем играть,

нужно всех пересчитать,

чтоб узнать,

кто все же будет

догонять вас и искать...

1 Чтец:Прилетели  в тундру утки-

позолоченные грудки,

чтоб утяток выводить…

 А тебе сейчас водить!

2 Чтец:Сильный северный олень

 нас катает целый день!

Но на нарты всем не сесть-

Значит ты, останься здесь!

1 Чтец:Вышло солнце из-за туч,

Уронило солнца луч

 прямо в травы и цветы…

Этот лучик ищешь ты!

1 Ведущий:

Но вернемся в чум, где у огня всегда дети отгадывали  загадки. Обычно взрослый начинает с таких слов: Моя загадка говорит…

(Ведущие поочерёдно загадывают загадки)

- Летом меховые, зимой – берестяные. (Рога оленей)

- Летом красным сукном одета, на одной ножке стоит. (Морошка)

- Невидимо придет, невидимо уйдет. (Сон)

- В чум входящего бьет, уходящего бьет.  (Полог чума)

- В безбрежном море щепка плавает.  (Луна)

- Кто в году четыре раза переодевается? (Земля)

- Летом греет, зимой холодит.  (Солнце)

- Жевать не жую, а все пожираю.  (Огонь)

Литературные загадки

По ночам она летает,

Вкусных мышек промышляет.

Днем на кочке сидит,

С закрытыми глазами спит. (Сова.)

Ночью очень чутко спит,

Оленье стадо сторожит,

Волков отгоняет

И на охоте помогает. (Собака.)

Птицы белоснежные,

Дружные, верные.

Осенью с нами прощаются,

Весною опять возвращаются. (Лебеди.)

Кто в жестокую пургу

Роет норку в снегу,

В снежок зарывается,

От холода спасается? (Куропатка.)

На тоненьких ножках

Под ветром дрожит.

Как только обсохнет —

За мамой бежит. (Олененок.)

По мхам он ходит и траве,

Носит лес на голове.

Рогами защищается —

От врагов спасается. (Олень.)

2 Ведущий:Молодцы! И загадки умеете отгадывать.

Звучит ненецкая песня.

1 Ведущий: Воти подошло к концу наше путешествие. Песня вернула нас обратно, домой. Понравилось вам наше путешествие? Что нового для себя вы узнали? (Ответы детей)

2  Ведущий: Мы сегодня мысленно побывали в вашей семье, но временно вы живете в интернате. Это пока ваш дом, ваша семья. Воспитатель, учитель вам вместо мамы, И вы должны их слушать так же, как и своих родителей. Для всех нас дом — это нечто гораздо большее, чем квартира.

1 Ведущий:  Дом — это место, где мы живем, учимся и работаем. И для нас с вами этим общим домом является наш Ямал. Ямал -  гостеприимная  земля.

Лакомбой! – говорят ненцы. С небом живите— так говорят ненцы, прощаясь. Живите всюду в ладу сБогом, с природой и с собой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект классного часа "Тайна имени" для учащихся 2 класса

Представлена разработка занятия по данной теме, дополнена детскими работами. Конспект можно использовать для проведения классного часа во 2 классе, а также на уроках развития речи....

Конспект классного часа по формированию эмпатийного поведения на тему «Делать добро спешите! »

Цель: Формирование доброжелательного (эмпатийного) поведения Задачи:Учить детей понимать чувства, переживания другого человека; продолжать знакомить с полярными понятиями «»Добро  и «З...

Конспект классного часа на тему: "Дружба" 2 класс (конспект+приложение)

Конспект классного часа на тему: "Дружба" 2 класс...

Конспект классного часа " Что такое классный коллектив"

классный час о том, как создавать учебный коллектив. Каким должно быть отношение одноклассников друг к другу....

Конспект классного часа "Классный час Огонь - друг или враг" (2 класс)

Цели:                   1. Закрепление у учащихся знания правил пожарной безопасности; углубление знания учащи...

Конспект классного часа "Мы разные? Мы классные?" (3 класс)

Цели: формирование представления учащихся о празднике, развитие чувства патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну на примере героических поступков людей в военное время....