Конспект классного часа по формированию эмпатийного поведения на тему «Делать добро спешите! »
план-конспект урока (3 класс) по теме

 

Цель: Формирование доброжелательного (эмпатийного) поведения

 

Задачи:

  1. Учить детей понимать чувства, переживания другого человека; продолжать знакомить с полярными понятиями «»Добро  и «Зло»;
  2. Учить дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике. Закреплять умение определять эмоциональное состояние человека, побуждать к оказанию помощи;
  3.  Учить анализировать поступки, находить причину конфликтов;
  4.  Развивать способность сочувствовать, сопереживать;
  5. Воспитывать навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни;
  6.  Воспитывать чувство толерантности, эмпатии к другому человеку;
  7. Воспитывать стремление совершать добрые дела, повышать самооценку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект классного часа по формированию эмпатийного поведения

на тему: «Делать добро спешите! »

для учащихся 3  класса

                                                                                     

Цель: Формирование доброжелательного (эмпатийного) поведения

Задачи:

  1. Учить детей понимать чувства, переживания другого человека; продолжать знакомить с полярными понятиями «»Добро  и «Зло»;
  2. Учить дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике. Закреплять умение определять эмоциональное состояние человека, побуждать к оказанию помощи;
  3.  Учить анализировать поступки, находить причину конфликтов;
  4.  Развивать способность сочувствовать, сопереживать;
  5. Воспитывать навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни;
  6.  Воспитывать чувство толерантности, эмпатии к другому человеку;
  7. Воспитывать стремление совершать добрые дела, повышать самооценку.

Оборудование:

Для учащихся: цветные карандаши, фишки красного и черного цвета, пиктограммы с изображением портретов детей.

Для педагога: Пиктограммы с изображением злого и доброго волшебников, Мешочки добрых слов, таблица с правилами доброжелательного общения, электронная презентация «Дорогою добра», компьютер, проектор.

Ход мероприятия

 

 Звучит музыка «Спешите делать добрые дела» Толкуновой и Мигули.

 На доске тема классного часа «Спешите делать добро».

 Звучит припев из песни Шуры «Твори добро»

 Учитель: «Твори добро на всей земле, твори добро другим во благо…» Слова этой песни были услышаны многими. Человек должен жить в сфере добра. Эта сфера добра в значительной степени создается им самим. Она создается из его добрых дел, добрых чувств, воздействий на окружающую среду, памяти на добро. Добро – все положительное, хорошее, полезное. Сегодня мы еще раз поговорим о таком человеческом качестве как доброта. Ведь они не разделимы. А эпиграфом к нашему классному часу станут слова А. Чепурова ( читает его ученик):

 Давайте поклоняться доброте!

 Давайте с думой жить о доброте:

 Вся в голубой и звездной красоте,

 Земля добра. Она дарит нас хлебом,

 Живой водой и деревом в цвету.

 Под этим вечно неспокойным небом

 Давайте воевать за доброту!

 Учитель: Ребята, как вы думаете, что такое доброта? (дети говорят то, что они думают о доброте)

 Учитель: Да! Многие из вас, верно понимают и чувствуют, что такое доброта. А более точно посмотрим в «Словаре русского языка» : «Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям»  Сегодня мы с вами отправися в увлекательное путешествие в страну «Доброты», а попасть туда нам помогут волшебники. Посмотрите , пожалуйста , на доску. Перед вами два волшебника. Один из них добрый , другой злой. Они будут помогать нам в нашем путешествии. Давайте определим какой из волшебников добрый , а какой злой? Посмотрев на них, вы можете это определить?(Дети: да по мимике)

 А ещё о том добрый ты или нет могут рассказать твои поступки. Послушайте рассказы волшебников о себе и постарайтесь догадаться кто из них добрый, а кто злой?

Рассказ 1 волшебника

Я слабым помогать готов,

Попавшим вдруг в беду,

Всегда приветлив и здоров

И правду говорю.

Не жадничаю никогда,

Жалею я других.

Ошибки всем прощу всегда-

Забуду я о них.

С улыбкой я всегда дружу,

Всегда гостям я рад.

Я дружбой верной дорожу,

Люблю я всех ребят.

Рассказ 2 волшебника

А я с улыбкой не дружу

И лишь обидам рад.

Я гневом , злостью дорожу,

Кусаю всех подряд.

Не пожалею никогда,

Нигде и никого.

Люблю на свете я всегда

Себя  лишь одного.

 2. Беседа о добрых и злых людях

Кого называют добрым? Кого называют злым?

Как ведут себя добрые люди? Как ведут себя злые люди?

Какие слова говорят злые люди, добрые люди?

Приведите примеры добрых героев из мультфильмов. Почему их можно назвать добрыми?

Приведите примеры злых героев из мультфильмов. Почему мы их называем злыми?

3. Тренинг эмоций

Ребята , я предлагаю вам показать сказочных персонажей мульфильмов, используя мимику , жесты.

-доброго кота Леопольда;

-сердитых мышат; и др.

По окончании тренинга подводим детей к выводу: каким лучше быть: добрым или злым?

4.Поведенческий тренинг (обыгрывание проблемных ситуаций средствами театрализованной деятельности)

- Ребята, (имя ребенка), хочет рассказать вам что же с ним однажды произошло, рассказывать он нам будет без слов с помощью мимики, жестов(т.е.используя язык тела)

(Мальчик ушибся и заплакал . Пожалей его.) своё эмоциональное состояние ребёнок показывает с помощью мимики, пантомимики.

Ребята , как мы можем помочь……, какие словами мы можем его утешить?(потерпи немного, мы тебе сейчас поможем , успокойся пожалуйста; использование поглаживаний, тактильного контакта ).

- У (имя ребенка) однажды произошла необыкновенная история, давайте её послушаем и посмотрим .

Рассказ ребёнка. (мне на день рождения подарили красивую машинку. Я играл с ней осторожно и нечаянно сломал, мне было очень обидно и больно.)

Дети, подумайте, как можно помочь……..

Дети самостоятельно находят способы оказания помощи:

-давай я попробую её починить;

-можно обратиться в мастерскую по ремонту игрушек;

- я дам тебе поиграть со своей машинкой;

- я подарю тебе свою машинку.

Молодцы ребята, вы оказали помощь своему другу, не оставили его в беде. Давайте ещё раз вспомним правила дружбы(дети вмести с учителем зачитывают правила с доски)

Правила дружбы

Когда кому- то трудно жить,

Должны мы знать об этом.

У меня закон простой:

Побеждаю тех, кто злой!

Кто же слабый, помогу,-

Я иначе не могу. Если грянет вдруг беда,

Друг поможет нам всегда.

Будь вежлив со своими товарищами,

Не забывай им говорить «волшебные» слова.

Не ссорься, будь справедливым.

Не зазнавайся.

Не перекладывай свою вину на другого.

5. Физкультминутка

Наши добрые цветки распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышит.

Наши добрые цветки, закрывают лепестки,

Головой качают, тихо засыпают.

(дети имитируют движение в соответствие с текстом)

6.  Игра «Хорошо- Плохо»

(моральная оценка поступков)

Ребята , я предлагаю вам поиграть в интересную игру. Она называется «Хорошо- Плохо».

Я буду называть вам поступки человека . Если вы уверены, что поступок хороший то поднимите фишку красного цвета, если вам кажется , что поступок плохой – поднимаем фишку чёрного цвета.

Хорошие поступки

Плохие поступки

Защитил слабого

Обидел друга

Проведал больного друга

Поссорился с мамой

Сказал правду

Дернул девочку за косичку

Уступил место в автобусе бабушке

Обманул учителя

Навел порядок в своёй комнате

Толкнул ногой щенка

  1. Работа с электронной презентацией «Дорогою добра»

Слайд 1

Учитель читает стихотворение  на 1 слайде (беседа по содержанию)

Слайд 2

Как вы понимаете смысл следующих пословиц (читают дети), высказывания детей

Слайд 3

Стихотворение читает подготовленный ученик

Слайд 4 – 5

Беседа о том какие добрые дела совершили в последнее время

Слайд 6

Игра «Доскажи словечко»

Слайд 7

Что же это за золотые ключики, которые открывают сердца? (Дети открывают сердечки с надписями)

Слайд 8

«Дорога добра»  Самодиагностика эмоциональных состояний учащихся. Ребята, а вы знаете. Что такое настроение. Настроение – это душевное состояние человека. Если человек добрый, если он совершает добрые поступки, помогает людям, то и настроение у него хорошее, он улыбается. А если человек злой, то и настроение у него плохое, грустное. Сейчас мы узнаем, какое настроение у ребят нашего класса. (детям предлагается контурное изображение лица ребенка. Они рисуют свое настроение, эмоциональное состояние. Рисование сопровождается композицией в Мигули «Спешите делать добрые дела». По окончании работы учитель составляет панно «Наш дружный класс».

Учитель:  посмотрите, дети какой портрет класса у нас получился. Какие вы все веселые, добрые. Пусть в нашем классе так будет всегда, и вы будете дарить друг другу доброту и улыбки.)

Слайд 9

8. Упражнение «Весы»

Учитель: - Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Может, нам в этом помогут весы?

 - На одну чашу весов мы будем класть «зло» (тёмные фишки означающие «зависть», «предательство», «жадность», «грубость», «война»

 - Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с «добром». Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, совершают люди вокруг вас, и по капельке положим их на чашу весов с добром.

 (Дети выходят по одному к весам. Говорят о своём добром деле и кладут на чашу яркую фишку. Вскоре чаша весов «добра» перевешивает чашу «зла»)

 - Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки – в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.

 - Помогает человеку совершать добрые дела дружба, любовь, уважение, вежливость, доброта, понимание, улыбка.

9 Итог занятия

Учитель: - Наш классный час подходит к концу. Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово.

                 В жизни по-разному можно жить.

                 В горе можно и в радости.

                 Вовремя спать, вовремя пить.

                 Вовремя делать гадости.

                 А можно и так: на рассвете встать

                 И, помышляя о чуде,

                 Рукой обнаженною солнце достать                                                                        

         И подарить его людям.    

                                                                                   

Список литературы

  1. Семенака С.И. Социально – психологическая адаптация ребенка в обществе. – М., АРКТИ, 2004. – 72 с.

  1. Семенака С.И. Уроки добра.Коррекционно – развивающая программа для детей 7 – 10 лет . – М.: АРКТИ, 2005, - 80 с.

  1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: психокоррекциолнная работа с детьми. – СПб.: Речь, 2007. – 136 с.

Внеклассное мероприятие в начальной школе. Тема: «День матери»

Цель:

  1. формирование чувства уважения и заботы к самому родному человеку; с самого раннего возраста ребенок должен помнить о том, что где бы он ни находился и чем бы ни занимался, самым дорогим и любимым человеком для него остается мама;
  2. дети должны понимать, кем для них является мама, какой любви, заботы, уважения она заслуживает.

Оформление:

  1. шары;
  2. портреты мам, которые нарисовали дети;
  3. стенд «Заглянем в семейный альбом»;

Плакаты:

  1. Нет милее дружка, чем родная матушка.
  2. При солнышке светло, при матери – тепло.

Ход праздника

Учитель: Сегодня на целом свете праздник большой и светлый

Самое прекрасное слово на земле – мама.

Это первое слово, которое произносит человек,

И звучит оно на всех языках одинаково нежно.

Вы, конечно, не помните самую первую встречу с мамой. Как она обрадовалась, когда увидела вас! Как счастливо светились ее глаза. Тогда ваша мамочка первый раз взглянула на своего малыша – и поняла, что ее ребенок – самый лучший, самый красивый и самый любимый. Сейчас вы подросли, но мама любит вас все также крепко и нежно. Мамы будут любить вас ровно столько, сколько будут жить на свете – помните об этом всегда! И сколько бы вам не было лет – 5 или 50, вам всегда будет нужна мама, ее ласка, е взгляд. И чем больше ваша любовь к маме, тем радостнее и светлее жизнь!

Многие ли из вас говорят в этот день теплые слова своим мамам?

И сегодня мы будем поздравлять ту женщину, чье имя - мать!

(Дети читают стихи, поют песни и частушки. Дарят подарки, сделанные своими руками).

Веселые конкурсы

1-й конкурс

Хвала матери, хвала матери – матери хвала!
Глаза её прекрасные чисты,
Пусть в сердце нежные всегда живут слова,
Достойные великой красоты.

Ребята, какой образ возникает у вас при упоминании слова «Мама»?

Учащиеся по очереди начинают фразу «Мою маму зовут …. Я хочу быть как мама ….», показывая их фотографии на фотостенде.

2-й конкурс

Хвала матери, хвала матери – матери хвала!
Глаза её прекрасные чисты,
Пусть в сердце нежные всегда живут слова,
Достойные великой красоты.

Ребята, какой образ возникает у вас при упоминании слова «Мама»?

Учащиеся по очереди начинают фразу «Мою маму зовут …. Я хочу быть как мама ….», показывая их фотографии на фотостенде.

3-й конкурс

Не найдёшь на свете глаз
Ласковей и строже.
Мама каждому из нас
Всех людей дороже.

Объявляется игра «Узнай маму по голосу».

Задание: играют одинаковое количество детей и их мамы. Дети (хором) «Мама! Поздравляем!». Одна из мам «Спасибо». Кто узнает голос своей мамы?

4-й конкурс

Люблю тебя, мама,
За что, я не знаю.
Наверное за то, что
Дышу и мечтаю.

И радуюсь солнцу,
И светлому дню –
За это тебя я,
Родная, люблю.

За небо, за ветер,
За воздух вокруг.
Люблю тебя, мама,
Ты – лучший мой друг.

Предлагается игра «Ласковые слова».

Задание: участвуют 2 команды – команда учащихся и команда их мам. Участники игры поочерёдно называют ласковые слова, которыми называют своих мам и ребёнка. Побеждает та команда, которая скажет последней.

Учитель благодарит участников игры и обращает внимание на то, что мамам было приятно услышать ласковые слова в свой адрес, а детям – их произнести.

5-й конкурс

Сто путей, дорог вокруг
Обойди по свету.
Мама – самый лучший друг,
Лучше мамы нету.

Викторина «Поле чудес» для учащихся. – Знаете ли вы качества, присущие мамам?

  1. Этим качеством обладает каждая любящая дитя мама. Д О Б Р О Т А 
  2. Это свойство души можно увидеть во взгляде мамы, услышать в её голосе. Н Е Ж Н О С Т Ь
  3. Умение разумно решать разные сложные вопросы, давать советы.                                   М У Д Р О С Т Ь

6-й конкурс

 Викторина для мам «Вопросы школьника».

  1. Назовите фамилию, имя, отчество учителя по рисованию.
  2. В какие дни недели проходят уроки чтения?
  3. Кто является командиром нашего класса?
  4. Перечислите по порядку расписание уроков на четверг.
  5. Какой девиз нашего класса?
  6. Кто является председателем родительского совета класса?

7-й конкурс

Девочки и мальчики!
Давайте вместе с нами
Спасибо скажем маме:

За песенки и сказки,
За хлопоты и ласки,
За вкусные ватрушки,
За новые игрушки!

Девочки и мальчики!
Давайте вместе с нами
Спасибо скажем маме:

За книжки и считалки,
За лыжи и скакалки,
За сладкое варенье,
За долгое терпенье!

Объявляется игра «Найти учебные принадлежности своего ребёнка».

Задание: учебники, тетради и пеналы лежат с обратной стороны. Мамам нужно определить учебные принадлежности своего ребёнка.

Конкурс завершаем,
Мамам пожелаем,

Чтоб всегда здоровы были,
Чтоб смеялись и шутили!

Мы хотим, чтоб мамы наши
Становились ещё краше!

Чтобы всех счастливей были
Наши мамы дорогие!

Заключительное слово классного руководителя:

- Наша встреча подошла к концу. Я думаю, мы интересно провели время и много нового узнали о своих мамах. Пусть этот праздник «День матери» станет для нас дорогим и желанным. А дарить подарки, улыбки, радовать своих мам можно и нужно ежедневно. Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект классного часа для формирования учебного дейcтвия контроля

Данный конспект классного часа был разработан для знакомства детей в сказочной форме с понятием контроль. После классного часа проводились ряд уроков, направленные для формирования даннго учебного дей...

Конспект классного часа в 1 классе "Мы умеем делать добрые дела"

Классный час был проведен в 1 классе совместно с учителем православной культуры. На занятии рассматривалось понятие "добродетель". Занятие проходило в форме живого общения с детьми в сочетании с актив...

Конспект классного часа в 3 классе на тему:"Знай правила движения, как таблицу умножения"

Конспект классного часа в 3 классе на тему:"Знай правила движения, как таблицу умножения" со следующими целями:        1) формирование представления младших шко...

Конспект классного часа в 3- классе по теме "Культура поведения"

Цели: Научить детей употреблять в своей речи вежливые слова в различных ситуациях.Развитие основ мыслительной деятельности: памяти, внимания, воображения; умения сравнивать, анализировать, делать выво...

Презентация + конспект классного часа в 1 классе по теме "Правила безопасного поведения на льду"

Презентация + конспект классного часа по теме "Правила безопасного поведения на льду"...

Конспект классного часа в 3 классе на тему «Жизнь дана на добрые дела»

Конспект классного часа на тему: «Жизнь дана на добрые дела»...

Конспект классного часа для 1 класса на тему «Правила поведения на уроке и на перемене»

Цель: способствовать усвоению младшими школьниками круга обязанностей и правил поведения во время урока и перемены....