Трудности при подготовке учащихся к ВПР
статья (4 класс)

Шеина Мария Юрьевна

Анализ результатов выполнения ВПР позволил выделить несколько недостатков в подготовке выпускников начальной школы о которых  расскпазано в статье.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudnosti_pri_podgotovke_uchashchihsya_k_vpr.docx20.67 КБ

Предварительный просмотр:

Трудности при подготовке учащихся к ВПР

Цель: рассказать о затруднениях при подготовке учащихся к ВПР и путях их решения.

ВПР в 4 классах пишется по трем предметам: русский язык, математика и окружающий мир.

 Рособрнадзор сообщает:

  • ВПР — это диагностические работы для оценки индивидуальных достижений обучающихся;
  • ВПР не являются государственной итоговой аттестацией;
  • ВПР проводятся с использованием единых вариантов заданий для всей Российской Федерации, разрабатываемых на федеральном уровне в строгом соответствии с ФГОС.

Анализ результатов выполнения ВПР позволил выделить несколько недостатков в подготовке выпускников начальной школы.

Русский язык

При подготовке учащихся к написанию ВПР по русскому языку, мы столкнулись с такими трудностями как: недостаточное внимание к пословицам и поговоркам; неумение объяснить значение слов, озаглавливать части текста.

При выполнении первой части учащимся нужно было записать текст под диктовку и выполнить два грамматических задания.

Помимо этого, проверялось соблюдение пунктуационных норм.

Анализ грамматических ошибок показал, что большая их часть была на правописание падежных окончаний существительных и правописание безударных личных окончаний глаголов.

Помимо этих ошибок, были пропуски и замена букв.

 При выполнении грамматического задания на нахождение однородных членов, учащиеся допустили больше всего ошибок. Почти все ребята справились с заданием на нахождение главных членов предложения.

Анализ проверки выполнения 2 части показал, что хорошо ребята справились с заданием на определение ударения в слове, выполнение звукобуквенного анализа слова, подбор синонимов и антонимов, разбор по составу, разбор имени существительного как часть речи, нахождение в данном предложении глаголов.  

Трудным оказалось составление плана к данному тексту, определить и записать значение слова из данного предложения, достаточно много ошибок было допущено в разборе имени прилагательного как часть речи.  

Трудным для учащихся оказалось задание на соответствие данного выражения к определённой жизненной ситуации. Многие учащиеся придумывали ситуацию опираясь на слова из выражения, а не на смысл.

Например, «Работать спустя рукава». Неудобно работать, когда спущены рукава.

Особые трудности вызвало задание по определению основной мысли текста.

Предложения по устранению недостатков

Следует включить в работу некоторые пункты:

  • отбирать тексты разных стилей, родов и жанров
  • продумать работу с различными источниками информации.
  • обратить внимание на работу с информационными текстами.
  • методика работы с текстом должна быть дополнена его маркировкой, работой со структурными частями текста, сопоставлением информации текста с информацией другого текста, иллюстрацией, репродукцией картины.
  • продолжить работу над классификацией слов по составу.
  • выстроить работу на уроках развития речи по составлению и записи текстов, направленных на знание норм речевого этикета с учетом орфографических и пунктуационных правил русского языка.  
  • продумать перечень творческих домашних заданий.
  • работать над определением главной мысли текста

                Математика.

При подготовке учащихся к написанию ВПР по математике, мы столкнулись с такими трудностями как: нехватка логических задач и задач на предположение в школьной программе, отсутствие задач на классификацию.

Анализ работ показал, что учащиеся достаточно легко справились с заданиями, где проверялось умение выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями, умение вычислять значение числового выражения, соблюдая при этом порядок действий, умения выполнять письменно действия с многозначными числами, умение решать арифметическим способом (в одно, два действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью. Дети умеют читать, записывать и сравнивать величины, используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними.

При решении текстовых задач в три, четыре действия, учащиеся испытывали затруднения.

При решении задания с зеркальным отражением некоторые учащиеся писали буквы в неверном направлении.

Большинство детей умеют исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, вычислять площадь прямоугольника и строить фигуру по заданным параметрам.

Многие учащиеся умеют работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами.

Особую сложность для учащихся вызвали задачи на предположение и классификацию.

Полученные результаты позволяют дать некоторые рекомендации по совершенствованию процесса преподавания предмета:

  1. Усилить работу, направленную на формирование умений анализировать текстовые задачи используя схемы, таблицы.
  2. Взять на особый контроль формирование умения решать задачи, связанные со сравнением величин.
  3. Обратить особое внимание на решение задач с основами логического и алгоритмического мышления.
  4. Включить в планирование внеурочной деятельности задачи на развитие логического и алгоритмического мышления, сравнение величин и задачи, связанные с бытовыми жизненными ситуациями.

Окружающий мир.

При подготовке учащихся к написанию ВПР по окружающему миру, мы столкнулись с такими трудностями как: нехватка уроков по темам, которые раскрывались в некоторых заданиях ВПР («Вещества и материалы окружающего мира», «Знаки», «Проведение экспериментов, наблюдений и опытов», «Профессии», «Мой край»).

Анализ работ по окружающему миру показал, что учащиеся 4 класса могут узнавать по изображениям объекты живой и неживой природы, а также объекты, созданные человеком; находить информацию на печатных носителях, сравнивать её, делать выводы; умение определять территорию, континент на географической карте; распознавать объекты живой природы в разных климатических зонах; могут использовать знания о строении функционировании организма человека в целом.

У многих учащихся вызвало затруднение задание, где необходимо было показать умение различать действия в описании опыта, его цель, ход, выводы.

Не развито у учащихся умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме.

Если название региона и главный город назвали многие учащиеся правильно, то культурные центры, музеи, исторические места в своём регионе дети знают недостаточно хорошо, т. е. вопросу краеведения нужно уделять больше времени.

Предложения по устранению недостатков.

1.Усилить внимание на формировании следующих умений обучающихся: использовать различные способы анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с познавательными задачами; понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы.

2.В системе использовать задания, предусматривающие проведение несложных наблюдений в окружающей среде и проведение опытов, используя простейшее лабораторное оборудование, а также выполнение

заданий, побуждающих создавать и преобразовывать модели и схемы опытов для решения поставленных задач.

3.Четко спланировать в рабочих программах по учебным предметам формирование таких УУД как: овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (социальных); осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

4.Предусмотреть: проектную коллективную деятельность, направленную на формирование таких УУД как: оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах, раскрывать роль семьи в жизни человека, указывать достопримечательности региона, животный и растительный мир региона.

5.Повторять знания о природных зонах, как самую сложную тему.

Общие рекомендации

При календарно-тематическом планировании усилить краеведческую направленность курса.

Усилить работу по формированию навыка работы с текстом, поиска и выделения необходимой информации, способности анализировать и рассуждать.

Свести до минимума репродуктивную деятельность, в ходе которой теоретические сведения детям предлагаются в готовом виде. Шире использовать активные методы обучения, исследовательскую деятельность.

Организовывать дополнительные занятия (например во время внеурочной деятельности) по подготовке к ВПР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преодоление трудностей в обучении учащихся начальных классов с использованием методов театральной педагогики.

Основная цель, которую мы ставим в работе с каждым ребёнком – это формировать гармоничную личность и помочь ребёнку в раскрытии дремлющих способностей....

«Причины трудностей в поведении учащихся»

Цель: обсудить проблемы воспитания в семье трудного ребёнка.Задачи:- Познакомить родителей с причинами, которые приводят к плохому поведению детей.- Развивать умения поиска выхода в сложных ситу...

«ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ И СВЯЗАННЫЕ С НЕЙ ТРУДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ»

Адаптация ребенка к школе — довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма....

выступление на педагогическом совете "Трудности при подготовке к ВПР

выступление на педагогическом совете "Трудности при подготовке к ВПР...

трудности в подготовке к итоговой аттестации в начальной школе (немецкий язык)

трудности в подготовке к итоговой аттестации в начальной школе (немецкий язык)...

Диагностика учащихся, испытывающих трудности в обучении, учащихся с ОВЗ.

Методика «Заучивание 10 слов»;Методика «Корректурная проба»;Н. Лусканова «Уровень школьной мотивации»;Методика «Дерево с человечками»;Методика «Ди...