Проект для создания безбарьерной среды в инклюзивном пространстве "Мы вместе"
проект

Акимова Юлия Викторовна

Современное общество характеризуется разворачивающимися инновационными преобразованиями различных сфер жизнедеятельности человека, в том числе и в социальной. Главным ориентиром в новой социально-экономической ситуации стали интересы ребёнка, создание наиболее адекватных педагогических условий для детей с ограниченными возможностями здоровья. Ребёнку с особенностями в развитии необходима целенаправленная помощь в построении эффективных поведенческих стратегий. Правильно организованная среда в школьном учреждении способствует накоплению у ребёнка конструктивного опыта коммуникативного взаимодействия, учит его отстаивать свои интересы, не нарушая при этом интересов и потребностей окружающих, учит социально-приемлемыми способами выражать своё несогласие, свои возражения, своё негодование по поводу ущемлений его желаний.

Перед педагогами нашего образовательного учреждения встала задача помочь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья освоить социальный  опыт, включить его  в существующую систему межличностных отношений. Неправильно выстроенные отношения в клаасе между детьми и ребёнком-инвалидом, ослабляет его социальную значимость, обособляет его от нормального здорового детского сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекая на признания своего неравенства, неконкурентноспособности по сравнению с другими детьми. Главная проблема ребенка с ОВЗ состоит в том, что нарушена его связь с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и со взрослыми, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_2.1_my_vmeste.docx81.61 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 2.1

Проект по социализации ребёнка с ОВЗ

"Мы вместе"

Актуальность проблемы

Современное общество характеризуется разворачивающимися инновационными преобразованиями различных сфер жизнедеятельности человека, в том числе и в социальной. Главным ориентиром в новой социально-экономической ситуации стали интересы ребёнка, создание наиболее адекватных педагогических условий для детей с ограниченными возможностями здоровья. Ребёнку с особенностями в развитии необходима целенаправленная помощь в построении эффективных поведенческих стратегий. Правильно организованная среда в школьном учреждении способствует накоплению у ребёнка конструктивного опыта коммуникативного взаимодействия, учит его отстаивать свои интересы, не нарушая при этом интересов и потребностей окружающих, учит социально-приемлемыми способами выражать своё несогласие, свои возражения, своё негодование по поводу ущемлений его желаний.

Перед педагогами нашего образовательного учреждения встала задача помочь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья освоить социальный  опыт, включить его  в существующую систему межличностных отношений. Неправильно выстроенные отношения в клаасе между детьми и ребёнком-инвалидом, ослабляет его социальную значимость, обособляет его от нормального здорового детского сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекая на признания своего неравенства, неконкурентноспособности по сравнению с другими детьми. Главная проблема ребенка с ОВЗ состоит в том, что нарушена его связь с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и со взрослыми, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.


Участники проекта

Ожидаемый результат

1.

Ребёнок с ОВЗ 

Расширение круга познавательных интересов ребёнка с ОВЗ. Повышение качества обучения ребёнка с ОВЗ

Снижение коммуникативных барьеров и как следствие повышение социальной активности ребёнка с ОВЗ

2.

Родители

Уменьшение факторов социально-психологической напряженности в семье, имеющей ребенка с особенностями развития

3.

Ребёнок, педагоги

Формирование навыков общения с ребёнком с ОВЗ. Развитие толерантного отношения к ребёнку с особенностями развития.

4.

Педагоги

Адаптация образовательной программы, методических рекомендаций, разработка сценариев мероприятий.

 Свою задачу мы видим в том, чтобы создать благоприятную социально-педагогическую развивающую среду, включающую организованное предметно-игровое пространство, обеспечение условий для эмоционального, познавательного коммуникативного развития, для развития всех видов деятельности.

Наименование проекта

«Мы вместе»

Исполнители проекта

Акимова Ю.В. – учитель начальных классов

Гец И.М. - учитель музыки

Петухова А.И - учитель-логопед

Николаенко И.В - психолог

Название

образовательного

учреждения

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 Кайгородская основная общеобразовательная школа

Вид проекта

творческий, игровой, коллективный. Проект рассчитан на детей с нарушением интеллекта (6-11 лет).

Срок реализации проекта

Долгосрочный – 5 лет

Цель проекта

Развитие познавательной, эмоциональной сферы, речевых, коммуникативных, двигательных умений и навыков у детей с нарушением интеллектуального развития

Задачи проекта

Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей. Стабилизация эмоционального состояния детей (снятие психического и физического напряжения, снижение тревожности, страха, агрессии), создание положительного эмоционального настроя.

Формировать навыки речевого общения. Расширять

словарный запас у детей, развивать связную речь.

Развитие познавательной активности, а также психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.

Участники проекта

Дети  нарушением интеллектуального развития,

родители (законные представители), педагоги группы (учитель-начальных классов, учитель музыки, педагог-психолог, учитель - логопед), родители воспитанников.

Нормативно-правовое

обеспечение проекта

  1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
  4. Конвенция ООН о правах ребёнка.
  5. Декларация прав ребёнка.

Основные направления

реализации проекта

  1. принятие и включение в социум ребенка с ОВЗ не только как особенного, нетипичного и т.д  но прежде всего как личности, равной любым другим особенным и не особенным детям 
  2. Создание благоприятной среды для детей с нарушением интеллектуального развития.
  3. Создание условий для развития коммуникативности, успешности, инициативы и творческих способностей детей с нарушением интеллектуального развития на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Этапы:

  1. Подготовительный этап

(разработка проекта) -сентябрь

  1. Организационный этап

(сбор и анализ информации, подготовка к реализации

проекта) -сентябрь

  1. Основной этап

(реализация проекта) – учебный год

  1. Заключительный этап (подведение итогов)

- май

 Цель проекта: создать условия для социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья через построение социально-педагогической развивающей среды.

 Задачи проекта:

  •  Вовлечение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в образовательный и воспитательный процесс.
  •  Выявление особенностей межличностных отношений ребёнка с особенностями в развитии с детьми класса
  •  Повышение уровня социальной активности, активной жизненной позиции ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
  • Внедрение современных образовательных технологий

Показатели результативности и эффективности проекта

  • Активность участников взаимодействия - родителей, педагогов и ребёнка, предполагающая интерес, желание участвовать в совместной деятельности, способность ее инициировать, поддерживать и развивать.
  • Участие ребенка с ОВЗ в различных мероприятиях, конкурсах.
  • Повышение показателей качества обученности ребёнка.
  • Познавательная активность ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
  • Привитие толерантного отношения детей-нормы к ребёнку с ограниченными возможностями здоровья.
  • Создание социально-педагогической развивающей среды, включающей организованное пространство

Описание основных мероприятий проекта

  • Подготовительный этап.
  • Формирование группы участников проекта, направленного на социализацию ребёнка с ОВЗ.
  • Сбор информации (рекомендации ПМПК, опрос родителей).
  • Логопедическое обследование ребенка с нарушением интеллекта.
  • Консультация психолога по адаптационному периоду ребёнка с нарушением интеллекта.
  • Изучение методической литературы по работе с детьми, имеющими нарушение интеллекта.
  • Работа с родителями ребёнка по выявлению запроса в образовательном процессе и социализации ребёнка в среде слышащих сверстников.
  • Диагностика возможной коммуникативной деятельности.
  • Прогнозирование результатов.

Разработка методов реализации проекта

  • Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребёнка с нарушением интеллекта учителем – сопроводителем, учителем-логопедом, музыкальным руководителем.
  • Составление плана мероприятий по социализации ребёнка с ОВЗ.
  • Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов в вопросе знаний об особенностях образовательного процесса с детьми с нарушением интеллекта.
  • Изменение неверного представления у детей класса по отношению к ребёнку с ОВЗ.
  • Разработка сценариев, мероприятий,  направленных на интеграцию ребёнка с ОВЗ в коллектив детей-нормы.

Календарный план по реализации проекта

Направления работы

Пути реализации

Сроки

1.

Сбор информации

Учёт рекомендаций ЦМППК, опрос родителей

Сентябрь

2.

Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребёнка с нарушением интеллекта

Составление плана работы с учётом возможностей ребенка

Сентябрь

3

Организация адаптационного периода

Сбор информации

Логопедическое обследование ребёнка с ОВЗ

Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребёнка.

Учёт рекомендаций ЦМППК, опрос родителей

Диагностика состояния речи ребёнка

Сентябрь

4.

Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребёнка с нарушением интеллекта

Составление плана работы с учётом возможностей ребенка

 Сентябрь -  Май

 5

Развитие коммуникативных навыков

Организация ежедневного «Утра радостных  встреч».
Цикл бесед «Добро живёт рядом» Поощрение общения детей с Максимом, Викой
Конструктивная помощь в решении возникающих конфликтов, предложение друг другу альтернативы, обучение договариваться, извиняться и прощать друг друга. Поощрение  вежливого обращения ребёнка к детям и взрослым, пресечение деструктивного поведения по отношению к детям.

В течение года

6

Художественное направление

организовать участие ребёнка в концертах, выставках, конкурсах творческих работ и проектов

В течении года

7

Досуговое направление

привлекать к прогулкам, совместным поездкам, спортивным мероприятиям, объединениям дополнительного образования, посещению секций, кружков

В течении года

8

Общественное направление

привлекать к изготовлению подарков, сувениров, помощи ветеранам, нуждающимся, общественным акциям и т.п.).

В течении года

9

Трудовое направление

организовать участие в трудовых десантах и летних трудовых отрядах, в рамках которых осуществляются экологические субботники, озеленение и благоустройство территории и т.п.).

В течении года

10

Спортивное направление

организовать участие в спортивных праздниках и соревнованиях, посещение спортивных секций

В течении года

11

Привитие культурно-гигиенических навыков и трудового воспитания

Обучение взаимодействию со сверстниками и   взрослыми; формирование приемлемых норм поведения в общении со сверстниками. Формирование представлений об окружающем мире и о себе.  Повышение уровня познавательной активности (любознательность, готовность к преодолению трудностей и т.д.) Оформление фотовыставки о совместном мероприятии (лепка снежной бабы)

Участие в акции «Покорми птиц» Обучение оказанию помощи при осознании необходимости в ней других людей, животных, птиц.

В течение года

 

12

Работа с родителями

Обучение оказанию помощи при осознании необходимости в ней других людей, животных, птиц.

Методы организации работы с родителями по социальному воспитанию ребёнка: беседы, консультации, показ занятия; включение родителей в совместное выполнение упражнений в ходе занятий; подбор дидактических материалов, практические консультации по подбору дидактических игрушек, направленных на социальное развитие; помощь в подборе литературы, освещающей вопросы воспитания, обучения и развития детей-инвалидов. Консультации: «Возрастные особенности и проблемы социального развития ребенка - инвалида»; «Эффективные приемы воспитания и развития ребенка школьного возраста»; «Требования к ребенку и его обязанности в семье»

В течение года

Литература.

  1. Сборник научно-методических материалов под ред. А.Ю.Белогурова, О.Е.Булановой, Н.В.Поликашевой «социализация детей с ОВЗ на современном этапе» М.: Издательство «Спутник», 2014.
  2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребёнком. – СПб, 2002.
  3. Ковалёва Е.М. Дети-инвалиды в современном обществе. – М.: Лист-Нью. -2005.
  4. Солодянкина О.В. Воспитание ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ. 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Механизмы эффективного сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях универсальной безбарьерной среды

Не бывае трудных детей, просто когда-то кто-то не увидел, не помог вовремя...

Механизмы эффективного сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях универсальной безбарьерной среды

Не бывает трудных детей, просто когда-то кто-то не увидел, не помог вовремя...

Приказ "Об утверждении муниципальных образовательных организаций в качестве площадок по созданию универсальной безбарьерной среды"

Приказ "Об утверждении муниципальных образовательных организаций в качестве площадок по созданию универсальной безбарьерной среды"...

Роль учебных проектов в создании развивающей образовательной среды

Проектный метод формирует такие параметры личности, как интеллект, креативность, коммуникативные умения.Применение в учебной деятельности метода проекта требует тщательной подготовки и отбора материал...

Статья "Создание универсальной безбарьерной среды для детей-инвалидов и обучающихся с ограничееными возможностямиздоровья в рамках реализации государственной программы "Доступная среда"в МБОУ "Алтайская СОШ №2""

В статье раскрыты основные направления работы с детьми-инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации государственной программы "Доступная среда"...

Статья "Использование внутришкольного проекта "Будь здоров!" для создания здоровьесозидающей среды школы"

Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но далеко не все задумываются о том, как сделать так, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим миром, с людьми. А между тем сек...

Статья на тему : " Инклюзивное образование детей с особыми образовательными потребностями. "Создание "безбарьерной" образовательной среды".

Инклюзивное образование предполагает создание образовательной среды, которая поддерживает участие всех детей, включая тех, у кого есть особые образовательные потребности. Целью инклюзивного образовани...