Роль учебных проектов в создании развивающей образовательной среды
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Тихомирова Татьяна Викторовна

Проектный метод формирует такие параметры личности, как интеллект, креативность, коммуникативные умения.

Применение в учебной деятельности метода проекта требует тщательной подготовки и отбора материала, ведь создание образовательной развивающей среды – социокультурного окружения учащихся – включает в себя как естественный компонент. так и искусственный.

У.Килпатрик считал, что проектом можно назвать любую деятельность «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группы учащихся, которые объединены общим интересом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

"Роль учебных проектов в создании развивающей образовательной среды

Из опыта работы"

«Новое – хорошо забытое старое»: метод проектов начал свою жизнь в 20 годы  прошлого столетия в США, в следующее десятилетие был раскритикован, назван «непедагогическим»  и возродился в 90 годы  20 века, вызвав интерес методистов и педагогов.

 Проектный метод на уровне технологии в любой образовательной области

требует развития определенных интеллектуальных навыков учащихся. Поэтому в начальной школе  применение данной технологии  возможно не в полной мере: на 1 ступени обучения закладываются  базовые компетенции, необходимые  для развития учащихся. Однако  можно  сказать, что в начальных классах данный метод находит

свою интерпретацию благодаря   следующим причинам:

  • Серьезная творческая работа учащихся – учителей.
  • Получение нового знания и нового продукта на основе уже усвоенных базовых

знаний и умений.

  • Сотворчество учеников – учителей.
  • Практическая направленность учебной деятельности.
  • Развивающая составляющая  процесса.

В этом учебном году  в моем классе было реализовано несколько образовательных

проектов.

I.   Сочинения-описания природы и пейзажей русских художников

     По мнению Льва Толстого, описание – самый трудный тип художественного высказыва-

   ния.

В ходе подготовительной работы  и процесса самого описания использую элементы

проектного метода и педагогической мастерской. Учащиеся разбиваются по группам:

  • Одни подбирают из стихотворений русских поэтов эпиграфы для сочинения.
  • Другая группа отбирает сведения о художнике.
  • Другие учащиеся составляют подборку стихотворений  о природе.
  • Все вместе проводим лексическую работу: составляем синонимические ряды,

находим поэтические сравнения, обсуждаем план сочинения.

После проведенной работы   под руководством учителя пишем по частям сочинение (все

работы  обучающего характера).  Учащиеся читают, дописывают, корректируют.

 Задачами таких творческих работ являются следующие:

  • Формирование навыков индивидуальной и коллективной работы;
  • Умения планировать, отбирать главное, анализировать, оформлять связный ответ –

признаки умственной культуры;

  • Развитие навыков творческого письма.
  • Развитие коммуникативных  умений;
  • Умение проводить  самооценку (рефлексия на заключительном этапе работы)
  1. Проект « Из истории басен»

Целями читательской конференции "Из истории басен" явились следующие:
- знакомство с основными чертами литературного жанра "басня";
- ретроспективное путешествие в историю жанра;
- формирование навыков выразительного чтения басен И.Крылова;
- глубокое проникновение в слово великого баснописца, умение вычленять и толковать мораль басни;
- обогащение лексикона учащихся;
- развитие таких творческих способностей учащихся, как
    выразительное чтение поэтических текстов,
    создание сценических образов,
    выступление в ансамбле,
    воплощение на сцене авторской идеи.
Тем самым
3 цели образовательного процесса учитывались и были воплощены:
1.
Образовательные - в процессе формирования литературоведческих понятий "басня", "мораль", "герой литературного произведения", "аллегория", "авторская идея", а также навыков выразительного чтения;
 2.
Развивающие - в развитии креативных и когнитивных способностей:
    - воображения;
    - инициативности;
    - любознательности;
    - вдумчивости;
    - умения анализировать, сопоставлять, находить историко-литературные аналоги, делать выводы и обобщения;
     - социальнозначимые коммуникативные умения;
 3  
Воспитательные - в формировании любви к русской литературе и культуре, к русскому языку, осознании его богатства и неповторимости; определении этических и эстетических приоритетов, формировании художественного вкуса, воспитании волевых качеств, в частности, умении держаться на сцене.
 Так как конференция готовилась в тесном сотрудничестве учителей - учащихся, хочется отметить выгодные (или "благодатные") с педагогической точки зрения аспекты проектного метода, в логике которого шло освоение учебного материала. Это:
 - развитие навыков социального поведения, умений работать в команде;
 - технология проекта способствовала выработке интеллектуальных, творческих, коммуникативных умений учащихся,
   - воспитанию чувства ответственности за успех всей группы.
 РЕЗЮМЕ
Посредством переноса  образовательной деятельности в новую педагогическую ситуацию, осуществление со - трудничества учителей - учащихся, использование элементов современных  прогрессивных педагогических  технологий (таких как проектный метод, мультимедийные технологии, методика критического мышления), значительно повысили мотивацию и познавательный интерес учащихся к учебе, что и является значимым результатом нашего труда.

 Целями данного проекта  явились следующие:

  • Развитие познавательной активности учащихся;
  • Формирование дополнительной мотивации к обучению;
  • Развитие  коммуникативной  культуры;

Развитие и совершенствование специальных умений:

  • Выразительного чтения поэтических и  прозаических текстов;
  • Усвоение понятийного аппарата (жанровая природа басни, историко-литера-

      турные сведения);

  • Сценическое воплощение басен.

III.     Известно, что художественный труд формирует как  технические навыки, так и творческие. Деятельность,  связанная с движением рук, развивает мыслительные способности детей. Проекты «Рисуем зимние пейзажи»,  панно «Осень», гобелены к празднику 8 Марта подарили детям и учителю радость сотворчества и выполняли следующие задачи:

  1. Формировали нравственную отзывчивость на прекрасное и в искусстве и на красоту природы;
  2. Развивали  творческую активность, умение выражать собственное отношение к окружающему миру средствами декоративно-прикладного искусства, используя для этого возможности  композиции, рисунка, цвета;
  3. Привить вкус к художественно-декоративной работе в спектре различных материалов и техники;
  4. Совершенствовать самостоятельную работу учащихся;
  5. Развивать навыки групповой и коллективной работы, чувство ответственности за успех группы-класса.

Тем самым проектный метод формирует такие параметры личности, как интеллект, креативность, коммуникативные умения.

Применение в учебной деятельности метода проекта требует тщательной подготовки и отбора материала, ведь создание образовательной развивающей среды – социокультурного окружения учащихся – включает в себя как естественный компонент. так и искусственный.

Хочу закончить определением метода, который дал ему один из основателей –У.Килпатрик. Он считал, что проектом можно назвать любую деятельность «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группы учащихся, которые объединены общим интересом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат : "Факторы, определяющие активную позицию педагогов в создании адаптивно-развивающей образовательной среды"

Здоровье детей, их физическое и психическое развитие, социально-психологическая и медико-физиологическая адаптация в значительной степени опреКомпетентность педагога в вопросах здоровья – важней...

Создание развивающей образовательной среды в начальной школе

Создание развивающей образовательной  среды в начальной школе...

Создание развивающей образовательной среды на уроках русского языка в начальной школе.

К концу первого года обучения происходит существенное изменение в развитии умственной деятельности учащихся. В области восприятия осуществляется переход от непроизвольного к более осмысленному ц...

Доклад "Создание развивающей образовательной среды: актуальные проблемы."

Создание развивающей образовательной среды: актуальные проблемы....

«Создание развивающей образовательной среды как актуальное и перспективное направление профессиональной деятельности учителя начальных классов»

Образовательная среда – система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметно-пространственном окружении...

Проект "Создание личностно-развивающей образовательной среды на основе игровой оболочки образовательного процесса"

Актуальность проектаОсновными приоритетами образовательной политики, закрепленными в документах федерального, регионального и муниципального уровней являются личностные образовательные результаты обуч...