Проект "Создание личностно-развивающей образовательной среды на основе игровой оболочки образовательного процесса"
проект

Ирина Юрьевна Бессонова

Актуальность проекта

Основными приоритетами образовательной политики, закрепленными в документах федерального, регионального и муниципального уровней являются личностные образовательные результаты обучающихся. На практике же на первый план выдвигается оценка качества образования на основе предметных образовательных результатов, а школьная среда понимается как соответствие школьных помещений и оборудования принятым стандартам. Тем не менее, классики педагогической науки рассматривали среду как один из важнейших факторов развития личности. Невозможно достичь личностных результатов освоения образовательных программ без создания личностно-развивающей образовательной среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bessonova_i.yu_.maouangarskiy_litsey_no2.pptx1.54 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Создание личностно-развивающей образовательной среды на основе игровой оболочки образовательного процесса Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Ангарский лицей № 2 имени М.К. Янгеля » Бессонова И.Ю., учитель начальных классов

Слайд 2

Актуальность проекта Основными приоритетами образовательной политики, закрепленными в документах федерального, регионального и муниципального уровней являются личностные образовательные результаты обучающихся. На практике же на первый план выдвигается оценка качества образования на основе предметных образовательных результатов, а школьная среда понимается как соответствие школьных помещений и оборудования принятым стандартам. Тем не менее, классики педагогической науки рассматривали среду как один из важнейших факторов развития личности. Невозможно достичь личностных результатов освоения образовательных программ без создания личностно-развивающей образовательной среды. Программа развития лицея и основная образовательная программа направлены на развитие личностного роста обучающихся, их социализацию, готовность к жизни в открытом и меняющемся социуме. Ключевые моменты проекта, направленные на создание личностно-развивающей образовательной среды соотносятся с миссией лицея и основной образовательной программой, что дает благоприятный прогноз в успешной реализации данного проекта.

Слайд 3

Специфика ОО в соотнесении с тематикой проекта В Лицее разработана, апробирована и успешно реализуется модель профильного обучения по 4 профилям: физико-математический, физико-химический, транспортный (гражданская авиация, железнодорожные пути сообщения), информационная безопасность. Социокультурное окружение ОО В Лицее высокая степень открытости образовательной среды (использование социокультурного пространства города, области, России, возможностей интернет ресурсов), что находит отражение в количестве сетевых проектов разных уровней и росте числа их участников. Сетевое образовательное взаимодействие способствует развитию Лицея за счет расширения рынка образовательных услуг, трансферта инноваций в образовательной деятельности. Сетевое взаимодействие Лицея с образовательными организациями, вузами, учреждениями, предприятиями, бизнес-структурами позволяет Лицею динамично развиваться.

Слайд 4

Связь проекта с РЛП и средовым подходом к образованию В.А. Ясвин в рамках развивающего обучения обосновал идею развивающей образовательной среды, основной характеристикой которой является способность этой среды обеспечить всем субъектам образовательного процесса систему возможностей для эффективного личностного саморазвития. Кроме того, В.А. Ясвин говоря о личностно-развивающей среде отмечал, что это институционально ограниченная совокупность возможностей для развития личности, возникающих под влиянием педагогически спроектированных организационно-технологических и пространственно-предметных условий, а также случайных факторов в контексте событийного взаимодействия членов сообщества. Используя как основу эту теоретическую концепцию, была сформирована идея реализации проекта, в рамках которого предусмотрено формирование согласованной, адекватной вызовам времени образовательной среды.

Слайд 5

КЛЮЧЕВАЯ ПРОБЛЕМА ПРОЕКТА Высокая степень зависимости обучающихся, которая приводит к приспособленчеству, неосознанному выполнению поставленных извне задач, низкому уровню инициативы и мотивации, перегруженности обучающихся. ожидаемый результат Саморегулирующаяся образовательная среда, созданная на игровой основе, мотивирующая обучающихся, педагогов, родителей на управление своим уникальным набором ресурсов для достижения осознанно поставленных целей: личностных, групповых и общелицейских .

Слайд 6

ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ ПРОЕКТА, БЛАГОПОЛУЧАТЕЛИ Благополучатели (целевые группы) в проекте: обучающиеся всех ступеней общего образования, родители (законные представители) обучающихся. Потребности благополучателей и их учет в концепции проекта: Обучающиеся – поддержка группы, чувство принадлежности к группе, ситуации выбора, личного успеха и успеха группы. Педагоги – новая роль педагога в ОП, понижение уровня стресса. Родители – ребёнок, мотивированный на успех в учёбе и внеучебной деятельности, социализированный и активный.

Слайд 7

ЦЕЛИ ПРОЕКТА Цель – образ желаемого и возможного результата проекта. Что и зачем в результате реализации проекта будет создано в ОО? Цель 1: Создать личностно-развивающую образовательную среду на игровой основе, которая охватит все направления работы с обучающимися, педагогами и родителями и задаст им один, осознаваемый всеми участниками образовательных отношений вектор движения. Цель 2: Конкретные новые возможности ЛРОС для Обучающихся: учиться делать выбор, раскрыть свои способности и определить интересы, научиться управлять своими ресурсами и эмоциями. Педагогов и других сотрудников ОО: обновить содержание курсов внеурочной деятельности, рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной деятельности с фокусом на развитие ЛП школьников; углубить работу профессиональных обучающих сообществ внутри лицея. Родителей и социума: принимать непосредственное активное участие в жизни лицея, вносить свой вклад в процесс развития ЛП школьников.

Слайд 8

ЦЕЛИ ПРОЕКТА (1-2 слайда) Цель 3: Образ желаемого состояния ОО в итоге построения ЛРОС по формуле «3+2» Изменения в организационно-технологическом компоненте изменения в Программе развития и воспитания, ООП, разработка локальных актов; обучение педагогов по программе РЛП; изменения в индивидуальных образовательных траекториях и психолого-педагогического сопровождении обучающихся; предоставление большей самостоятельности обучающимися в выборе траектории развития своих способностей. Изменения в социальном компоненте образовательной среды: - формирование корпоративной культуры как инструмента, позволяющего поддерживать инициативу сотрудников на достижение общих целей, через синтез ценностей, норм, отношений, привычек, традиций, форм поведения; повышение мотивации педагогов к изменениям в образовательной среде школы. Изменения в предметно-пространственном компоненте образовательной среды: - повышение безопасности, доступности, мобильности; - достижение полифункциональности объектов; - повышение удовлетворения потребности творческой самореализации; - повышение эстетичности окружающей обстановки. Изменения в ресурсном обеспечение и управленческое сопровождении: В результате реализации проекта мы надеемся получить педагогические кадры, способные демонстрировать творческое отношение к своему делу, способные меняться и действовать в состоянии неопределённости. Цель 4 : Улучшение результатов деятельности ОО в ходе создания личностно-развивающей образовательной среды: повышение качества образования, развитие личностного потенциала всех участников образовательных отношений, социальное признание и поддержка лицея.

Слайд 9

Результаты проекта и Способы их ДОСТИЖЕНИЯ Продукты и эффекты Методы, инструментарий, технологии Обновление содержания ОП и образовательных технологий с целью создания личностно-развивающей образовательной среды в лицее. - Создание и «вживление» в ОП игровой оболочки с целью интеграции всех его составляющих. - Введение УМК «Школы возможностей» в урочную, внеурочную деятельность обучающихся, которое окажет позитивное влияние на их личностное развитие. - Интеграция в ОП технологии разработки, организации и проведения уроков, мониторинга сформированности 4К компетенций. - Использование методических рекомендаций по разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы с фокусом на развитие ЛП обучающихся. - Использование методических материалов по созданию ЛРОС в образовательной организации. - Использование таких вариативных инструментов создания ЛРОС как настольная игра «Путь в будущее», онлайн-гид «4 сезона», мобильное приложение «Мой выбор». Развитие профессиональных компетенций педагогов. Дальнейшее внедрение и усовершенствование форм применения технологии создания профессиональных обучающихся сообществ.

Слайд 10

Результаты проекта и Способы их ДО СТИЖЕНИЯ Продукты и эффекты Методы, инструментарий, технологии Активное участие родителей (законных представителей) в развитии ЛП лицеистов. - Использование онлайн-курса для родителей «Семья на эмоциях». - Использование подкаста для родителей « МамПапКаст ». Доброжелательный эмоциональный фон в лицейском коллективе (обучающихся, учителей, других работников) - Использование соглашения о взаимоотношениях в образовательной организации. - Внедрение технологии «Открытая стена». Преобразование пространственно-предметной среды школы: трансформация имеющегося пространство таким образом, что будут созданы возможности для выбора вида деятельности, отдыха, психологической разгрузки всех участников образовательных отношений. Интеграция в оформление пространственно-предметной среды продуктов творческой деятельности школьников, родителей и педагогов в соответствии с тематикой игровой оболочки ОП. Использование модульного пространственного решения «Кубрик» для создания ЛРОС в лицее.

Слайд 11

Распределение ролей/ зон ответственности в проекте 1. Анализ теоретико-методологическую основы проекта – Рязанова Н.Ю., Бессонова И.Ю. 2. Описание методики разработки практических заданий, учитывающих различные потребности обучающихся-Ерохина Ю.О. 3. Моделирование образовательной деятельности обучающихся – Трифонова Е.Н. 4. Разработка комплекса практических заданий для использования его в процессе обучения – Тарасова И.В., Шалыгина Е.С.

Слайд 12

Рекомендации по использованию результатов проекта в педагогической практике реализации Программы по РЛП Программа позволяет выстроить работу в ОО через события, творческие решения, реализацию проектов создания ЛРОС, включение педагогических работников в деятельность в рамках ПОС В обучении создавать и поддерживать доброжелательный и позитивный эмоциональный климат на уроке. Использовать групповую работу и командное взаимодействие обучающихся при проведении занятий; включать в урок техники конструктивной коммуникации. Формировать и развивать 4К: критического мышления, креативности, коммуникации и кооперации в урочной деятельности. Корректировать рабочие программы с включением изученных подходов и техник; разрабатывать и реализовывать педагогические проекты по развитию личностного потенциала. Воспитательная работа. Использование методических рекомендаций по разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы с фокусом на развитие ЛП обучающихся. В центре ВР- ребенок, его психическое, личностное развитие, позволяющее ставить жизненные цели и достигать их. Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности. Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера. Программа РЛП позволяет создать эффективное пространство, пространство возможностей, которое готовит к активности, ответственности, усвоению социокультурных, духовно-нравственных ценностей, правил и норм поведения.

Слайд 13

Программы по дополнительному образованию направлены на расширение возможностей ребёнка совершать осознанный самостоятельный выбор жизненных целей, путей их достижения за счёт умения управлять своим мышлением, эмоциями, поведением, взаимодействиями с другими людьми Функционирование различных творческих групп, школьных структурных подразделений, творческие коллективы (театры, хоры, мастерские и т.п.). Создание медиацентра, прессцентра , школьного телевидения, радио, газеты и т.п. Работа с родителями. Одно из ключевых решений– вовлечение родителей в создание возможностей для личностного развития и ребенка и родителя .Создание творческих родительских групп по работе в разных направлениях: «Социально –эмоциональное развитие ребенка», «Развитие личностного потенциала подростка», «Смотрим вместе» Тренинги, совместные мероприятия (ученики, педагоги, родители). Использование онлайн-курса для родителей «Семья на эмоциях». Использование подкаста для родителей « МамПапКаст ». В саморазвитии и профессиональном развитии важна установка на активное участие в решении практических задач технологической и социальной направленности: • способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; • интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, готовность адаптироваться в профессиональной среде; • осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей. Использование таких вариативных инструментов создания ЛРОС как настольная игра «Путь в будущее», онлайн-гид «4 сезона», мобильное приложение «Мой выбор».

Слайд 14

оценка ПРОЕКТА Количественные и качественные показатели успешности проекта: Количественные: Повышение уровня активности в мероприятиях разного уровня учеников, родителей, педагогов (лицейский, муниципальный, региональный, федеральный уровни). Увеличение количества победителей и призеров конкурсов, фестивалей, НПК разного уровня. Уменьшение количества конфликтных ситуаций между участниками образовательных отношений. Качественные: Повышение качества мероприятий, ощутимый эффект от проводимых мероприятий. Повышение уровня взаимоотношений всех участников образовательных отношений. Повышение статуса лицея в городском сообществе.

Слайд 15

Информирование сообщества узнает о ходе и результатах проекта: Сайт лицея - http://licey2-angarsk.ru/liceum/856-pamyatday Лицейская группа в ВК - https://vk.com/lyceum2angarsk Лицейская г руппа в Телеграмм Выпуски новостей лицейской телестудии – «Фокус» YouTube Видео, статьи – группа в Телеграмм ЦОРО г.Ангарск Публикации в журнале ИРО П редставители экспертного сообщества региона для оценки результатов проекта Представители Совета регионального отделения Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодёжи Иркутской области Автономная экологичесая природоохранная некоммерческой организация « Эпишура » Молодежный центра «ЛИФТ», МАУ ДО «ДЮЦ «Перспектива» г.Ангарск Библиотеки г. Ангарска, отдел Городского музея, МБУК г. Ангарска «Художественный центр», Управление по культуре и молодежной политике АГО, Областной благотворительной общественной организации «Добродетель», Общественная Всероссийская организация «Волонтеры Победы» Территориальная избирательная комиссия

Слайд 16

Выводы по итогам проектной деятельности В современных реалиях всё более очевидной становится многомерность значения школы в жизни каждого человека. Объединяя в своих стенах и за их пределами людей разных поколений и социальных ролей — детей, учителей и родителей — школа становится не только местом для общения и трансляции знаний, но и целым миром, где формируется личность будущих взрослых, закладываются их ценностные ориентиры, тренируются навыки решения самых разных задач и построения межличностных отношений. Подобно окружающей среде для планеты, личностно-развивающая образовательная среда для мира школьного образования является неотъемлемой частью наполненной жизни в настоящем и будущем. Создание личностно-развивающей образовательной среды в ОО приведет к повышению качества образования, развитию личностного потенциала всех участников образовательных отношений, социальному признанию и поддержке лицея.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание комфортной образовательной среды как основное педагогическое условие обеспечения высокого качества образовательного процесса. е

В данной статье говорится о способах достижения комфортной образовательной среды в начальной школе для повышения качества образовательно процесса....

СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ УСПЕШНОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Я давно отметила, что одна из проблем современного образования в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Очень часто происходит наоборот. Почему? Может быть, мы не учим детей чему-то ...

Критерии оценки ИКТ - компетенции учителя начальной школы по организации и реализации образовательного процесса в информационной образовательной среде

   В статье описаны критерии оценки ИКТ - компетенции учителя начальной школы, дана характеристика уровня сформированности у педагога данной компетенции....

Создание информационно-образовательной среды современного урока для эффективного личностного саморазвития учащихся в ходе образовательного процесса

Создание информационно-образовательной среды современного урока для эффективного личностного саморазвития учащихся в ходе образовательного процесса...

Образовательная среда LEGO или что такое образовательный конструктор

Новые стандарты обучения обладают отличительной особенностью - ориентацией на результаты образования, которые рассматриваются на основе системно – деятельностного подхода, который применяется в ...