Статья "Использование внутришкольного проекта "Будь здоров!" для создания здоровьесозидающей среды школы"
статья по зож

Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но далеко не все задумываются о том, как сделать так, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим миром, с людьми. А между тем секрет этой гармонии прост – здоровый образ жизни. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и правильное питание, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается.Как правило, результатом здорового образа жизни являются физическое и нравственное здоровье. Они тесно связаны между собой. Не случайно в народе говорят: «В здоровом теле – здоровый дух»! Психологи и педагоги давно установили, что самым благоприятным возрастом для формирования  полезных привычек является дошкольный и младший школьный возраст.В течение одиннадцати лет дети, а затем и подростки проводят в стенах школы, и мы должны приложить свои усилия для сохранения и укрепления их здоровья. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vasileva_lg-26.02.18.docx24.22 КБ

Предварительный просмотр:

"Использование внутришкольного проекта "Будь здоров!"

для создания здоровьесозидающей среды школы"

Л. Г. Васильева

ГБОУ школа № 98 с углублённым изучением английского языка Калининского района Санкт-Петербурга

   Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но далеко не все задумываются о том, как сделать так, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим миром, с людьми. А между тем секрет этой гармонии прост – здоровый образ жизни. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и правильное питание, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается.

    Как правило, результатом здорового образа жизни являются физическое и нравственное здоровье. Они тесно связаны между собой. Не случайно в народе говорят: «В здоровом теле – здоровый дух»! Психологи и педагоги давно установили, что самым благоприятным возрастом для формирования  полезных привычек является дошкольный и младший школьный возраст.

   В течение одиннадцати лет дети, а затем и подростки проводят в стенах школы, и мы должны приложить свои усилия для сохранения и укрепления их здоровья.

   Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» ставит перед современной школой в ряду главных задач сохранение и укрепление здоровья школьников: «Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека – важный показатель его личного успеха.…Намного важнее пробудить в детях желание заботиться о своём здоровье, основанное на их заинтересованности в учёбе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья».

   В нашей школе с 2006 года реализуется школьная программа «Здоровье школьника», а с 2011 года - программа «Здоровье как компонент культуры школьника», которые позволяют педагогам определять стратегические направления деятельности и оценивать их результативность, с 2016 года программа «Культура здоровья как жизненная ценность». Вместе с тем имеется необходимость конкретизации накопленного опыта и внедрение этого опыта в практику работы учителей, вызванная в частности переходом начальной школы на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения с 2009 года, где здоровьесберегающей деятельности уделено серьезное внимание.

   Школьный проект «Будь здоров!» направлен на укрепление физического, психического, духовного и социального здоровья детей младшего школьного возраста средствами физкультурно-оздоровительной деятельности; на объединение учителей в творческие группы, реализующие программу «Здоровьесберегающие технологии»; на внедрение накопленного опыта в практику работы учителей.

   Актуальность  разработки выражается в необходимости поиска современных технологий для реализации задач стоящих перед школой весь период её существования, а именно, сохранение и укрепление здоровья детей.

   Новизна методической разработки заключается в создании школьного проекта, где спланированы конкретные мероприятия для учащихся с 1 по 4 классы, проведение которых способствует достижению ключевой идеи.

   Ключевая идея: как в условиях школы, помочь ученику в учебное время сохранять работоспособность, хорошее настроение и  здоровье.

   Цели: формирование  у младших школьников умений здорового образа жизни, ценностного отношения к здоровью; формирование социального партнёрства между учителями и родителями в здоровьесберегающей сфере; динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся.

   Ожидаемые результаты: создание здоровьесберегающей среды как  компонента целостной педагогической системы школы; повышение уровня знаний учащихся и учителей по вопросам здоровья и его сохранения; изменения в практике работы учителей; объективность оценки качества образовательной деятельности (диагностика учителя).

   Педагогический коллектив учителей начальной школы в своей работе придерживается принципов здоровьесберегающих   технологий, что характеризует проводимые мероприятия:

  1. Для детей начальной школы необходима доброжелательная атмосфера, вера в силы ребёнка, создание ситуации успеха. Этому способствуют такие мероприятия, как: классные часы, беседы, викторины, которые обеспечивают нормальное психофизиологическое состояние ребёнка.
  2. Обучение и воспитание без творческого заряда неинтересно. Возможность для реализации творческих задач достигается использованием: праздников, театральных постановок, конкурсов сочинений, рисунков, плакатов, газет. Всё это обеспечивает творческий характер воспитательного процесса.
  3. Ребёнок должен быть эмоционально вовлечён в процесс образования и воспитания. Такие мероприятия, как: спортивно-оздоровительные игры, эстафеты, экскурсии, походы обеспечивают мотивацию образовательной и воспитательной деятельности, повышение работоспособности и эффективности.
  4. Образовательному процессу в начальной школе характерен переход от совместных действий к самостоятельным, переход от развёрнутых поэтапных действий к свёрнутым и автоматизированным. Работа над мини-проектами и переход к исследовательским работам позволяет построить деятельность учителей в соответствии с закономерностями становления психических функций.
  5. Для детей необходима смена видов деятельности, регулярное чередование напряжённой активной работы и расслабления: часы здоровья, динамические паузы, просмотр видеофильмов обеспечивают избежание  переутомления детей, восстановление сил.

   Самым главным в нашей работе является ребёнок. Мы должны отслеживать его физическое, духовное и нравственное состояние здоровья. Поэтому был создан информационный банк «Состояние здоровья учащихся». Педагогическая диагностика позволяет использовать тесты и опросные листы для учащихся, родителей и учителей и на их основании делать выводы о состоянии здоровья детей и факторах, мешающих их развитию.    

    Учитель видит свою главную задачу в том, чтобы обучать, инициировать, контролировать учебный процесс так, чтобы дети учились искусству учёбы,  не нанося вред своему здоровью и здоровью окружающих. Успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг  от друга. Они взаимосвязаны и требуют к себе пристального внимания взрослых, учёных-практиков, учителей, родителей. Хорошее здоровье благоприятствует полноценному развитию ребёнка, способствует безболезненной адаптации к новой для младшего школьника учебной деятельности, связанной с напряжённой умственной нагрузкой.

      Решить проблему физического и психического здоровья  школьников, создать мотивацию на ведение здорового образа жизни успешно помогают здоровьесберегающие образовательные технологии. Работа школы, направленная на сохранение и укрепление здоровья учащихся, может только тогда считаться полноценной и эффективной в полной мере, когда профессионально и в системе реализуются здоровьесберегающие технологии.

Список литературы:

1.Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход/ Т. В. Ахутина// Школа здоровья. -2008. – № 2.

2.Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии/ В. И. Ковалько. – М.: «Вако», 2004.

3.Рыбакина Н. А. «Школа здоровья: основы компетентности моделирования».

4.Википедия – свободная энциклопедия.

5.Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие технологии. - М. АРКТИ., 2003

6.Ступницкая М. А., Белов А. В., Родионов В. А. – Критериальное оценивание как здоровьесберегающий фактор школьной среды. // Школа здоровья № 3, 2003

7.Интернет ресурсы: http: // www.zpzr.ru/healthcare aducation/4169.html

(Здоровьесберегающее образование).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание здоровьесозидающего пространства ОУ во внеурочной деятельности

Данный материал помогает определить содержание и организацию внеурочной деятельности в начальной школе....

Создание здоровьесозидающего пространства ОУ во внеурочной деятельности

Данный материал помогает определить содержание и организацию внеурочной деятельности в начальной школе....

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

«ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»        Илларионова Ольга Петровна,учитель начальных классов,ГОУ СОШ №618«ОРГАНИЗАЦИЯ ЗД...

"Формирование культуры питания – важная составляющая здоровьесозидающей среды".

Сегодня главным фактом влияния на физическое и психическое здоровье ребенка является система образования. Школа призвана давать детям не только знания и растить их психически и физически здоровыми, но...

Организация здоровьесозидающей среды в образовательном учреждении.

Организация здоровьесозидающей среды в начальной школе....

Здоровьесозидающая среда школы как пространство возможностей: современные практики начального образования.

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. В связи с этим, здоровьесозидающая среда на логопункте является неотъемлемой частью коррекционн...

Статья "Создание здоровьесозидающей образовательной среды в начальной школе."

Актуальность создания здоровьесозидающей среды в образовательном процессе для повышения качества образования в начальной школе....