Здоровьесозидающая среда школы как пространство возможностей: современные практики начального образования.
опыты и эксперименты по логопедии на тему

Татьяна Болгова

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. В связи с этим, здоровьесозидающая среда на логопункте является неотъемлемой частью коррекционно-педагогической работы. По этой причине, насущным становится вопрос об организации образовательного процесса, при котором качественное обучение, развитие и воспитание детей происходят без ущерба их здоровью, и способствуют его укреплению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ гимназия №642 "Земля и Вселенная", г. Санкт-Петербург

Болгова Татьяна Николаевна

 Учитель-логопед

Статья на тему:

 Здоровьесозидающая среда школы как пространство возможностей: современные практики начального образования.

Санкт-Петербург

2018г.

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. В связи с этим, здоровьесозидающая среда на логопункте является неотъемлемой частью коррекционно-педагогической работы. По этой причине, насущным становится вопрос об  организации образовательного процесса, при котором качественное обучение, развитие и воспитание детей происходят без ущерба их здоровью, и способствуют его укреплению.

Под термином “здоровье” подразумеваю: физическое, психоэмоциональное, социально-нравственное состояние ребенка и совокупность демографических, антропометрических, генетических, физиологических, иммунологических и нервно-психических характеристик общества.

Дети с речевыми недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников. В физическом развитии наблюдается:

- нарушение артикуляционных укладов, либо органов артикуляционного аппарата;

- нарушение дыхания и голосообразования;

- нарушение общей и мелкой моторики;

- расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;

- повышенная утомляемость;

- заметное отставание в показателях основных физических качеств (силы, скорости, ловкости);

- нарушение темпоритмической организации движений.

В психическом развитии могут возникать:

- нарушения оптико – пространственного праксиса;

- неустойчивость внимания;

- расстройство памяти (особенно слуховой);

- несформированность мышления;

- задержка развития воображения. 

Также им свойственна большая ранимость, повышенная чувствительность к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, в отсутствии умения общаться со сверстниками и взрослыми и еще многие другие проблемы.

Следовательно,  для достижения здоровьесозидающей среды в условиях логопункта, следует учитывать ряд принципов помогающих  эффективно работать в это этом направлении:

-         принцип системного подхода - тесное взаимодействие всех участников учебного процесса.

-        принцип комплексного подхода - использование различных средств, методов и приемов для достижения целостного здоровья. Уметь правильно распределять интенсивность умственной деятельности, учитывать двигательную активность и смену позы учащихся во время занятия. Всегда использовать чередование различных видов деятельности и творческого самовыражения учащихся, включать коммуникативно-информационные средства.

-        принцип индивидуального подхода - учет индивидуальных, психофизиологических и возрастных особенностей учащихся при организации и реализации образовательного процесса. Включать использование каналов восприятия: аудиальное; визуальное; кинестетическое. Опираться на субъектный опыт учащихся при изучении нового материала.

-        принцип личностно-ориентированого подхода - учитывается индивидуальность ученика, которая способствуют раскрытию других его возможностей, позволяет  активно включаться в деятельность.

-        принцип позитивного подхода - на уроке важно создать благоприятный психологический климат и выделить сильные стороны ребенка.

-        принцип эволюционно-гуманистического подхода - признание активной роли самого ребенка в сохранении здоровья, создание благоприятных социально-психолого-педагогических условий для культуры здоровья и образа жизни. Брать во внимание семью школьников и их традиции.

-        принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов.

-        принцип системного представления об индивидуальном здоровье ребенка.

 Применение этих принципов позволяет реализовывать здоровьесозидающие технологии на занятиях и излагать учебный материал на понятном  языке для всех учащихся начальных классов.

Здоровьесозидающие способы используемые в учебном процессе можно условно разделить на три направления воздействия:

1.Сохранение и стимулирование здоровья.

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивней развивается его речь. Сочетание речи с определёнными движениями даёт ряд преимуществ для детей посещающих логопедические занятия. Достигается это различными приемами:

 Артикуляционная и мимическая гимнастика.  Выполняются такие действия как:

1. Губы в трубочку и расслабить.

2. Выдувание воздуха из уголков рта, поочерёдно.

3. Открыть рот, соединить губы в тугой кружочек и расслабить.

4. «Перегонять» воздух из одной щеки в другую.

5. Беззвучное произнесение слов: боб, бип, бон, ком, ром, ком, Тим...

Фонетическая зарядка - это комплекс двигательных упражнений, в которых участвует крупная и мелкая моторика рук, ног, головы и туловища при произнесении или воспроизведении определенного материала (звук, слог, слово, фраза). Примерный вариант фонетической гимнастики:

Звук П. Руки согнуты в локтях, кисти рук сжаты в кулаки несильно. Почти все согласные вызываем в сочетании с гласным звуком А. Произнося: ПА-ПА-ПА, попеременно опускаем то правый, то левый кулак.

Неотъемлемой частью оздоровительного режима, является дыхательная гимнастика.

2. Коррекционная направленность.

Сюда можно отнести много вариантов воздействия: песочную терапию, музыкотерапию, рисование, сказкотерапия.

 Использование ритмики - движения под музыку со словесным стихотворным сопровождением. Цветотерапия помогает выяснить эмоциональное состояние ребенка и преобладающие в данный момент поведенческие тенденции.

Релаксация необходима для  сбалансированности положительных и отрицательных эмоций. Следует научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. Например: включить спокойную, тихую, мелодичную, мягкую музыку и попросить их закрыть глаза, представить себя в лесу или в любом другом месте, которое вызывает у них положительные эмоции. 

Элементы театральной деятельности подходят для обыгрывания ситуаций, взаимоотношений героев между собой.

Например, игра – пантомима: ты оказался в древнем, средневековом городе и пытаешься объяснить  его жителям жестами, мимикой, чтобы они рассказали о его достопримечательностях.

Настольные игры.

На данный момент существует  множество вариантов настольных игр: “алиас”, “активити”(слова,пантомима и рисунки),”уно” , ассоциативная игра-”диксит”,” колонизаторы”, “мафия”, “бэнг”,”10 фаз”, “шервудский лес” “Добль”и многие другие... Этими играми, изменяя и дополняя под “себя” иногда следует разнообразить урок.

В игре идет адаптация к условиям постоянно меняющихся задач и другим ситуациям, которые позволяют развивать многие стороны личности.

Но стоит обратить внимание, что настольные  игры очень увлекают и возбуждают. Дети, часто не могут сдержать свои эмоции: кричат, забывают соблюдать правила. Однако при правильной организации игры развиваются такие качества как: стрессоустойчивость, умение регулировать собственные эмоции, переживать собственный проигрыш и радоваться за друзей. Это может пригодиться детям в  жизни, поможет быстрее адаптироваться к стрессовой ситуации, переживать неудачи. Здесь только нужен контроль педагога.

3. Обучение здоровому образу жизни

Физкультурные праздники.

При проведении праздников все дети приобщаются к участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания в музыкальном сопровождении, и ведут себя расковано.

При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми уже овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях.

Самомассаж. К примеру, такие варианты:

  1. Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс» их нужно:

- вертеть в руках,

- щелкать по ним пальцами,

- «стрелять», - направлять в специальные желобки и лунки,

-отверстия, состязаться в точности попадания.

  1. Массаж грецкими орехами:

 - катать два ореха между ладонями,

 - один орех прокатывать между пальцами,

 - удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук.

  1. Массаж шестигранными карандашами:

 - пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами,

 - удерживать в определенном положении в правой и левой руке.

  1.  Массаж «четками». Перебирание четок развивает пальчики, успокаивает нервы.

      6. «Пальцевый душ». Легкое постукивание или похлопывание    кончиками пальцев по лбу.

      7. «Рисуем брови». Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем.

      8. «Наденем очки». Указательным пальцем проводить легко от виска по краю скуловой кости к переносице, затем по брови к вискам.

      9. «Веселый клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, а затем вверх  к скуловой кости.

Использование популярной терапии- Су-Джок.

На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики).

Кинезеологические упражнения.

Они направлены на формирование и развитие межполушарного взаимодействия.  В работе с детьми используется комплекс  упражнений: "Колечко", "Кулак-ребро-ладонь", "Лезгинка", "Лягушка", "Ухо-нос", "Замок". А также упражнения направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.

Использование здоровьесберегающих приемов в логопедии даёт колоссальный положительный результат. У учащихся повышается обучаемость, улучшается внимание, восприятие. Дети учатся видеть, слышать, рассуждать. У них корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности, формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма. С помощью этих приемов снимается эмоциональное напряжение, тревожность и развивается способность к переносу полученных навыков при изучении предметного материала. Происходит увеличение уровня социальной адаптации, воспитываются нравственно-эстетические качества, развивается воображение; музыкальная реакция и чувство ритма, дикция, интонация и другие стороны личности.

В соматическом состоянии ребенка наблюдается:

- снижение уровня заболеваемости;

- повышение работоспособности, выносливости;

- улучшение зрения;

- формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки;

- развитие общей и мелкой моторики;

- повышение речевой активности.

В результате использования на занятиях элементов театральной деятельности учащиеся стали более уверены в общении с окружающими, лучше ориентируются в окружающей обстановке,

Комплекс упражнений на релаксацию помогает одним детям снять напряжение, другим - сосредоточить внимание, снять возбуждение.

При  проведении массажа - улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, что способствует становлению неречевых процессов.

Дыхательная гимнастика положительно влияет на кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию. Она улучшает подвижность артикуляционных органов, укрепляет мышечную систему языка, губ, щёк. Наблюдается уменьшение эластичности (напряжённости) артикуляционных органов. Кроме того, эта гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие.

Таким образом, следует подытожить, что здоровьесозидающие педагогические методы  не только корректируют и исправляют недостатки развития речи, но и обеспечивают природными  способностями ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

Литература:

1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

2. Божович И. Проблемы формирования личности: Избранные труды/Под ред.Д.И. Фельдштейна. - М.: МПСИ, 2001.

3. Васильева Л. Ф. Теоретические основы прикладной кинезиологии. – М.: «ВИС», 2003.

4. Дьякова Е.А. Логопедический массаж. – М.: «Академия», 2005.

5. Лопухина, И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.

6. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. – М.: «Сфера», 2009.

7. Новикова, О. А. – «Ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры» – М.: АСТ, 2007.

8. Панина Н. «Су-Джок терапия. Здоровье, доступное каждому».- М.:2017.

9. Поваляева М.А. «Справочник логопеда» - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.

10. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М.: ВЛАДОС ,2000.

11. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии:Практическое руководство для учителей и родителей. – М.: Сфера,2001.

12. Шевченко М. Я рисую успех и здоровье. Арт-терапия для всех.- СПб.: Питер, 2007.

13. Фролов В.Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке. -М.:Просвещение, 1986.

14. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников.-М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2013.

15.Якиманская И.С. Основы личностно ориентированного образования.М.: Бином. Лаборатория знаний, 2015 г.

16.https://www.igroved.ru/articles/detskie-psyhologi-rekomenduyut/dobble.html Шмелёва И.А., Лошинская Е.А., Евсташина О.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий в практике работы в условиях ФГОС начального образования

Использование современных образовательных технологийв практике работы в условиях ФГОСначального образования...

Доклад на заседании МО "Современные технологии начального образования"

Доклад является одной их форм работы по самообразованию на главную тему МО в данном учебном году...

Анализ возможностей образовательной среды ГлобалЛаб при работе по современным ФГОС. Начальная школа

В этой таблице вы увидите все требуемые по новым стандартам результаты обучения и список готовых проектов образовательной среды ГлобалЛаб, которые позволяют достичь этих результатов.Количество посещен...

Практико-значимая работа "Образовательная среда школы как психологически безопасное пространство для полноценного развития личности"

В данной работе мы четко сформировали следующие понятия как «образовательная среда», «безопасность», «психологическая безопасность», «психологическое зд...

Статья Современные концепции начального образования. Дифференцированное обучение.

Статья Современные концепции начального образования. Дифференцированное обучение....

Статья "Использование внутришкольного проекта "Будь здоров!" для создания здоровьесозидающей среды школы"

Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но далеко не все задумываются о том, как сделать так, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим миром, с людьми. А между тем сек...

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В учебном пособии представлены материалы по дисциплине «Современные технологии начального образования», которая реализуется в рамках Модуля 7 «Начальное образование»,...