Выступление на тему: Содержание и формы работы с детьми ОВЗ
методическая разработка

Яруллина Лилия Флюровна

    За последние годы в нашей стране существенно возрос процент детей, имеющих ослабленное здоровье. Напряженный режим современной жизни приводит к резкому ухудшению соматического и психоневрологического самочувствия ослабленного ребенка. Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в 2-2,5 раза.

    Эта прогрессирующая тенденция ставит во главу угла необходимость повсеместного внедрения в образовательных учреждениях эффективных форм и методов работы с детьми, имеющими ОВЗ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл выступление на семинаре21.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 19»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Выступление на тему:

Содержание и формы работы с детьми ОВЗ

Учитель: Яруллина Л.Ф.

февраль, 2017 г.

     «Подлинный смысл педагогики заключается в том, чтобы даже человек, которому трудно то, что посильно другим, не чувствовал себя неполноценным, испытывал высокую человеческую радость, радость познания, радость интеллектуального труда, радость творчества». В.Сухомлинский «Трудные дети».

    За последние годы в нашей стране существенно возрос процент детей, имеющих ослабленное здоровье. Напряженный режим современной жизни приводит к резкому ухудшению соматического и психоневрологического самочувствия ослабленного ребенка. Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в 2-2,5 раза.

    Эта прогрессирующая тенденция ставит во главу угла необходимость повсеместного внедрения в образовательных учреждениях эффективных форм и методов работы с детьми, имеющими ОВЗ. Неотъемлемыми компонентами, направленными на работу с детьми с ОВЗ обязательно служат совместные усилия педагогического коллектива, родителей, социальных служб, учреждений дополнительного образования. Эти компоненты в массовой школе включают следующие направления: диагностико-консультативный этап, физкультурно- оздоровительный, воспитательно-образовательный, коррекционно-развивающий, социально- педагогический.                       Формы организации по работе с такими детьми представляют собой внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме.

     В общеобразовательной школе применяются урочная и внеурочная формы организации обучения. Конкретными формами организации работы являются  урок, факультативные занятия, беседы с родителями, индивидуальные и групповые консультации для родителей, индивидуальная работа с учащимися, домашняя учебная работа учащихся. Во всех формах важное значение приобретает характер взаимодействия учителя и учащихся.

     Поиск новых путей совершенствования образовательного процесса для детей с ОВЗ позволит решить некоторые важные практические задачи:

 - приблизить содержание образования к требованиям современного обучения с учетом меняющихся социально – экономических условий

 - обеспечить учащихся знаниями, помогающими формированию социального опыта и коррекции личности на основе индивидуальных возможностей на всех этапах обучения.

     В начальных классах чувство дискомфорта, неуверенности возникает у ребят с ОВЗ, которые в силу своих особенностей восприятия информации - памяти, внимания, а также мышления отстают от других, выполняют задания медленнее. Зная то, что познавательный интерес развивается с помощью определенных методов, приемов и средств,  применяются активные методы познавательной активности учащихся:

- метод познавательной игры;

 - метод стимулирования;

- метод поощрения;

- метод организации учебно-познавательной деятельности;

 - метод контроля.

    Учителям необходимо чаще использовать в своей работе практический, наглядный метод и соблюдать следующие условия :

 -должна быть система построения программы и градация трудностей от простого к сложному;

- жесткие требования к зрительному материалу, т.е. при подборе следует учитывать специфические особенности детей;

- необходимо учитывать возможность сложности детей в ориентации пространства листа;

- зрительный материал подбирать с нарастанием сложности ( постепенно уменьшая размеры и увеличивая количество объектов;

 - осуществлять повторение не повторяясь (отрабатывать повторение пройденных понятий на новых объектах, что дает возможность развития логического мышления и переноса действия на аналогию).

     С психолого-педагогической точки зрения можно сказать, что деятельность – это вид активной формы преобразование того учебного материала, с чем соприкасается мышление ребенка. А ум ребенка будет цепляться за то, что ему интересно. Тщательно проработанная и изученная специальная коррекционно – развивающая программа, помогает педагогам систематизировать, восполнить пробелы в знаниях учащихся, активизировать их познавательную деятельность, развить у них наблюдательность, внимание, память, мышление, эмоционально- волевую сферу, а значит, повысить уровень общего развития детей. Работа над коррекцией и развитием психических процессов может органично войти в систему знаний, умений и навыков учащихся, повысит эффективность самостоятельной работы, как – единственного средства приобретения учащимися умений добывать знания. Даст новые возможности для творчества, так как наделит их определенными умениями и навыками в постоянном самостоятельном пополнении своих знаний, то есть создаст условия для коррекции и развития личности учащихся и позволит реализовать принципиально новые формы и методы обучения. В конечном итоге, эта работа приведет к развитию детей, и будет содействовать активизации процесса усвоения образовательных программ.

     Ребенок с ОВЗ  прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней в тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности. Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету - дидактическая игра.

     Игра – это тоненький мостик между детством и школой, между необходимостью и интересом. Дети играют потому, что им нравится сам процесс игры. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он учится, хотя при этом сталкивается с трудностями, которые требуют перестройки его представлений в познавательной деятельности, интеллектуальных и творческих способностей.

   Эффективно на уроках применять дидактические игры, такие как "Модельер", "Волшебник", "Кто знает - тот отвечает" и др.

Дидактическая игра "Волшебник"

Цель: учить  употреблять форму родительного падежа существительных в форме ед. и мн. числе с предлогом "без";

развивать логическое мышление и умение сравнивать предметы;

уточнять и обогащать словарь, активизировать в речи

Оборудование: мяч

- Я Волшебник очень хитрый,

Много я вещей купил.

Но из них вдруг часть предметов

Я в другие превратил.

Во что превратится:

- Стул без спинки?

- Стол без ножек?

- Кувшин без ручки?

- Щи без капусты?

- Холодильник без электричества?

- Тетрадка без линеек?

- Пирожок без начинки?

- Задачка без чисел?

- Карандаш без грифеля?

- Кофта без рукавов?

- Лес без листьев? и т.д.

   Загадки, как и игры, увлекательны для детей. С помощью загадок можно закреплять пройденный материал и подвести к новой теме.

Например:

Что за сказка: кошка, внучка,

Мышь, ещё собака Жучка

Деду с бабой помогали,

Корнеплоды собирали?

   На уроке математики можно выяснить: сколько героев в этой сказке?

Каким числом их обозначим? (на доске выкладывается число 6)

Какие соседи у числа 6? Как образуется число 6? Составьте примеры, где число 6 является первым слагаемым, вторым слагаемым, значением суммы, уменьшаемым, вычитаемым, значением разности.

   На уроках обучения грамоте сказка используется  для пересказа, знакомства с понятием "текст", схематической записи предложения.

     С помощью следующих загадок на уроках обучения грамоте можно закрепить знания о звуках.

Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук. (Ж)

Что за буква? Какой звук обозначает? Что знаете про этот звук? Какое правило связано с этой буквой?

Чтобы О не укатилась,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка,

Что случилось:

Получилась буква…. (Ю).

Сколько звуков обозначает эта буква? Какие правила связаны с этой буквой?

     Индивидуальная работа играет большую роль в работе с детьми ОВЗ. У таких учащихся вызывают затруднения задания, где нужно составить  предложения, рассуждения. В работе применяю следующие задания:

- упражнение: "Эхо"

Задача: повторить услышанное, но отвечая на вопрос.

Сегодня на улице тепло? - Сегодня на улице тепло.

У тебя уже начались каникулы? - .......

Сегодня от яркого солнышка хорошее настроение? - .........

- составление предложений по аналогии с противоположным смыслом.

Прогулка получилась скучной и неинтересной. - Прогулка получилась веселой и интересной.

Вот тут-то я и запел! - ........

- составить пословицу по модели: Любишь кататься - люби и саночки возить.

Любишь вкусно покушать - ........

Любишь получать пятерки - .........

   

       Для смены деятельности, релаксации, отдыха использую различные физкультминутки, пальчиковую гимнастику  и зарядку для глаз.

      Дети с ограниченными возможностями не заслуживают того, чтобы от них отвернулись. Кто-то должен отдать им и любовь и знания. Они и так в своей жизни познали столько трудностей, такие дети заслуживают поддержки и помощи. Инклюзия - это попытка придать уверенность в своих силах учащимся с ограниченными возможностями здоровья, тем самым мотивируя их пойти учиться в школу вместе с другими детьми: друзьями и соседями. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационность содержания и формы работы по ФГОС

Стандарты нового поколения- это средство обеспечения стабильности заданного уровня качества образования и его постоянного воспроизводства и развития. В отличие от образовательных стандартов перв...

Выступление на педсовете по теме «Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» Маркова Г.А., январь, 2013г.

Выступление на педсовете по теме "Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"...

Содержание и виды работы с "детьми группы риска"

В таблице представлена система работы с "детьми группы риска"...

Содержание и методика работы с детьми дошкольного возраста по формированию нравственных представлений средствами сказок.

Приобщение ребенка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передается из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ре...

Статья на тему "Сказкотерапия как одна из форм работы с детьми с ОВЗ"

Данная разработка предназначена для воспитателей коррекционных образовательных учреждений...

Выступление на МО классных руководителей "Содержание и формы работы классного руководителя с родителями"

Содержание и формы работы классного руководителя с родителями «Главный метод воспитания детей — личный пример родителей».А. С. Макаренко.Педагоги школы, работающие с коллективом учащихся начальны...

Организация и содержание коррекционно - развивающей работы с детьми с РАС.

Презентация об организации и содержании коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС....