Организация и содержание коррекционно - развивающей работы с детьми с РАС.
опыты и эксперименты

Тавлиханова Наталья Николаевна

 Презентация об организации и содержании коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности педагогической работы  с детьми с РАС. 

      1.Здравствуйте, дорогие коллеги. Меня зовут Нат Ник. Я – учитель начальной школы,  учитель –дефектолог школы № 11 города Бор.. Опыт моей работы с детьми- аутистами  в условиях класса с интеллектуальными нарушениями 3 года, учителем – дефектологом также с детьми аутистами  3 года. Мы сегодня поговорим о замечательных детях- аутятах, об организующей  помощи и развитии этих детей.О работе с такими детишкам как в группе, так и индивидуально. Я поделюсь своим опытом. Если вам знакома эта работа, то поделитесь своим опытом, если нет, только начинаете, то можете далее применить наш опыт работы или откорректировать  и адаптировать его. Итак,  ознакомимся, о чем будем говорить.

3 слайд .Аутизм – общее расстройство развития, которое проявляется до 3 лет и характеризуется качественными нарушениями взаимодействия и коммуникативной ограниченностью интересов, повторяющимся стереотипным поведением.

4 слайд.  6 лет назад был создан  специальный  класс, состоящего из 6  детей с различными вариантами расстройств аутистического спектра ,  примерно одного возраста.   В данном классе работал  ассистент педагог — тьютор.  При работе очень важно распределить обязанности учителя и тьютера. Обязанности тьютора:

  •  — сопровождение воспитанника и обеспечение его безопасности в течение всего времени его пребывания в школе и во время внеклассных мероприятий;
  •  — формирование стереотипа адекватного поведения ;
  • — ассистирование педагогам   в проведении коррекционных занятий;
  • — самостоятельное проведение коррекционных занятий по развитию социально - бытовых навыков,  развитию коммуникации и навыков социального поведения ;
  • — участие в разработке индивидуальных коррекционных программ;
  •  — самостоятельно или по поручению педагога разрабатывает и изготовляет дидактические материалы;
  •  — проведение индивидуальной работы с родителями  под руководством педагога
  1. Слайд. Пространство класса для детей с РАС рекомендуется разделить на зоны: учебную и свободную. В свободной зоне должен находиться общий стол, шкаф с играми, минибиблиотека, ковер или маты, на которых можно сидеть или лежать. Это дает возможность проводить часть занятий, если это позволяет содержание урока, за общим столом или на полу, помогает снизить трудности удержания позы за партой в течение 40 минут, варьировать длительность учебной нагрузки для разных детей. В этой зоне можно заниматься чтением литературы, играть в настольные познавательные игры; заниматься другими видами деятельности, не требующими сидения за партами. Свободная зона — это место, где истощаемые дети могут отдохнуть, полежать, расслабиться, почитать любимую книгу (но только после выполнения оговоренного заранее с учителем задания), что создает для учащихся дополнительный стимул к достижению результата.  

В классе должна быть аппаратура для демонстрации видео и аудиозаписей (компьютер, мультимедийный проектор, экран, магнитофон). Наглядные материалы  должны быть ориентированы на особенности развития и организации внимания учащихся.  Школьная доска — предмет, который дети видят постоянно.   Рекомендуется представить на доске зрительную опору для лучшей ориентации учащихся в пространстве. При этом все названия и знаки, которые относятся к понятию «лево» «плюс», лучше изобразить одним цветом, а те, которые относятся к понятию «право» «минус». Над доской рекомендуется повесить «числовой луч» с рядом натуральных чисел.    

   Для запоминания последовательности месяцев года рекомендуется на каждый месяц наклеить фотографии тех детей, у кого в этом месяце день рождения. Ребенок   будет подсчитывать, сколько месяцев осталось до его дня рождения .

 6слайд. Для  обучения детей с расстройствами аутистического спектра очень важным бывает поддержание некоторых принципов построения работы.  Эффективным методом  является использование пиктограмм — небольших карточек со схематическими изображениями различных видов деятельности, которые помогают  планировать свою деятельность и выдерживать учебную и эмоциональную нагрузку Наглядные материалы  должны быть ориентированы на особенности развития и организации внимания учащихся.    Обязательным элементом организации образовательного процесса являются соблюдение расписания занятий и правил поведения.    .Расписание на каждый день занятий должно висеть на видном месте в классе, нужно учить детей с РАС ориентироваться на него. Правила можно вводить при помощи символических знаков. Например, чтобы добиться тишины в классе, нужно ввести «знак тишины». Например, осенний листочек. Он падает тихо. И в классе должно быть тихо

Для общения и понимания необходимо использование коммуникативной доски.

  Следует помнить , что пространство не должно быть перегружено информацией, и учащиеся должны видеть те материалы, которые нужны им в данный момент на этом конкретном уроке.  Должна быть возможность быстро заменить одни наглядные материалы другим. Для этого рекомендуется использовать материалы на липучках.

Рекомендуется представить   зрительную опору для лучшей ориентации учащихся в пространстве. При этом все названия и знаки, которые относятся к понятию «лево» «плюс», лучше изобразить одним цветом, а те, которые относятся к понятию «право» «минус» другим. Вообще, эффективный способ обучения определения лево, право – использование веревочки или браслета на руку.

 Для детей с РАС  лучше усвоение учебных материалов, если они представлены в виде схем, алгоритмов, таблиц,  задания предлагаются по принципу «бутерброда»(1 зад – простое, 2 зад – самое трудное, 3 зад – приятное);

Для успешного обучения детей с РАС      необходимо подбирать (создавать) наглядные материалы, представленные на слуховой, зрительной и тактильной основе  Весь учебный материал должен подкрепляться визуальным рядом и выполнением практических заданий.

Для преодоления  трудностей каждому ребенку нужна своя опора, 

Необходимо помнить, что для  учащихся важны стереотипы в учебной деятельности , поэтому  нужно делать единообразные  записи в одном и том же месте доски.  

 7 слайд. На слайде представлены карточки для визуальной поддержки: выполнение определенных заданий., последовательность заданий, правила поведения на уроке.

8 слайд..При работе с  этой категорией детей нужно постоянно помнить о задачах развития навыков коммуникации и социализации, которые должны быть заложены во все виды учебной и внеучебной деятельности. Навыки коммуникации и социализации прекрасно формируются при  организации парной работы, работы в микрогруппах, ролевых играх. Например, урок математики. Дети садятся друг против друга. Отрабатываем счет 1, 2 с ложками.. Один ученик говорит дай одну. Другой отвечает на. Далее  дети меняются  . Работа в микрогруппах. Дети очень любят игру «Чудесный мешочек». Можно организовать задание на отработку знаний букв -    достать  букву из мешочка и называть ее. Уметь ждать – необходимое правило, которое нужно отрабатывать.

Ролевые игры можно организовать на уроках речевой практики при рассказывании сказок, используя пальчиковый театр.

 Необходимо помнить о  высокой психической пресыщаемости, легком физическом истощении ребёнка.   Важно организовать индивидуальный адаптированный ритм занятий. Он должен быть четким, с употреблением коротких фраз. Необходимо почувствовать   время  переключения занятий  и отдыха.Физминутки предназначены не только для того, чтобы дети могли восстановить силы или выплеснуть накопившуюся энергию, но и приобретали навыки взаимодействия, учились правильно вести себя по отношению друг к другу. Дети с расстройством аутистического спектра хорошо воспринимают любые музыкально-ритмические игры.   Очень хорошо использовать упражнения в кругу, на ковре, держаться за руки (этому тоже приходится учить)(солнышко, солнышко, золотое донышко,- дер за р. Гори, гори ясно, чтобы не погасло – вперед,чтобы не погасло – в стороны.

9 слайд. Ребенок с РАС нуждается в мощном и постоянном подкреплении своей деятельности. Чтобы определить, какие подкрепления лучше подходят для учеников, учитель может предложить им выбрать из списка те из них, которые они предпочитают или посоветоваться с родителями . Для разных учащихся подкрепления могут быть различными. Для некоторых детей с РАС чрезвычайно важны пищевые подкрепления (крекер, кусочек яблока, конфета), а другие дети к ним равнодушны. Подкрепление будет эффективным только в том случае, если оно значимо для этого конкретного ребенка. Можно использовать очки, жетоны для стимуляции хорошего поведения ребенка и штрафы — для прекращения плохого. Эти очки позже могут быть обменены на некие поощрения (например, свободное время; подарок. Частота присуждения поощрений очень важна. Сначала поощрять лучше через небольшие интервалы времени. После того, как система начала работать, интервалы могут быть удлинены. (т.е сначала орешек за выполненное движение и получения 1 жетона., затем за 8 жетонов)

10 слайд. Учитывая индивидуальные особенности учащихся с РАС, низкий уровень мотивации, эмоциональную нестабильность, для них нужна система оценки, позволяющая подчеркнуть любые, пусть самые незначительные успехи каждого ребенка. Эмоционально окрашенная  похвала, как положительная оценка учителя, может является более мотивирующей, чем полученная отметка в дневник.   В целом при инклюзивном обучении принята та же пятибалльная система оценок, что и в обычных классах, позволяющая оценивать знание детьми школьной программы. В некоторых случаях учащихся с РАС оценивают более мягко, чем обычных. Например, если уровень развития мелкой моторики не позволяет ребенку всегда писать разборчиво,   за почерк оценку  не снижать , исправления в работе и т. д. Если ученик с РАС не успел выполнить все задания контрольной работы за отведенное время, учитель может оценить только сделанные задания и не снижать оценку за то, что работа выполнена не полностью. В другом случае ученик может выполнить часть работы дома или с тьютором на свободном уроке. За использование индивидуальных средств обучения оценка учащегося с РАС не снижается. Кроме собственно результата работы, очень важно оценить степень самостоятельности выполнения задания ребенком с РАС.   Общепринятая форма аттестации оценивает знания и умения учащегося в соответствии с темами школьной программы.  

  •  5 баллов. Ученик самостоятельно выполняет задание за заданное время наравне с классом
  • 4 балла. Ученик самостоятельно выполняет задание, но ему необходимо дополнительное время
  • 3 балла. Для выполнения задания ученику требуется упрощенная индивидуальная инструкция, разъясняющая суть задания
  • 2 балла. Для выполнения задания ученику требуется использование индивидуальных средств
  • 1 балл. Для выполнения задания ученику требуется организующая помощь педагога на каждом этапе
  • 0 баллов. Выполнение задания недоступно

Система оценки в 1 классе.

  • 5 баллов. Самостоятельное выполнение работы.
  • 4 балла. Выполнение работы с частичной помощью.
  • 3 балла. Выполнение работы с  помощью.
  •  2 балла. Выполнение работы «рука в руке» с использованием самостоятельных движений.
  • 1 балл. Выполнение работы только «рука в руке»

Письменные занятия ( тесты, компьютерные диктанты)

Оценивание:

  • 35 – 50 % удовлетворительно
  • 51 -  65 % хорошо
  • Выше 65 % отлично

11 слайд. Создание расписания   должно иметь определённую последовательность и повторяемость . должно быть визуальным. В период обучения   расписание неизменно, и все пункты внесенные в него, должны быть выполнены  Все производимые действия по изменению расписания, учитель проговаривает вслух.   С помощью расписания может быть специально проработана последовательность подготовки к учебному дню, к уроку, если необходимо, составлена наглядная схема организации рабочего пространства, набора необходимых учебных материалов, последовательность подготовительных действий.  

12 слайд. При составлении рабочей программы мы опираемся на программу, предназначенную для детей с РАС, где  учитываются основные знания, умения и навыки, предполагаемые базовым уровнем программы по данному предмету. Для этого необходимо определить, , какие из заложенных в программе учебных компетенций являются наиболее важными и повлияют на усвоение программы в будущем. . При составлении программы на следующий год  необходимо понять,  какие темы программного материала усвоены недостаточно и их необходимо продублировать. В то же время важно не упустить, что помимо знаний по программе, у детей должны быть сформированы универсальные учебные действия, поэтому важно определить, какие из учебных компетенций необходимо формировать. Структура тематического планирования сходна с традиционной, однако в ней необходимо предусмотреть учет требований индивидуальной программы обучения. Так как дети обучаются в одном классе, то  элементы содержания урока и приемы обучения остаются общие для всего класса. А учет требований индивидуальных программ  можно отразить в дополнительных пунктах.

 13 слайд. Большинству детей данного возраста, тяжело без перерыва удерживать внимание в течение всех 40 минут. Для того, чтобы избежать «выпадания» из урока, необходимо обязательное внесение в алгоритм занятия динамических пауз. Это даст возможность ребенку  переключиться, снять мышечное напряжение и энергетически восстановить силы. Дети с расстройством аутистического спектра хорошо воспринимают любые музыкально-ритмические игры.    

 Для  обучения детей с расстройствами аутистического спектра очень важным является организация каждого урока. Первым обязательным условием является наличие четких границ урока. Недопустимо плавное «перетекание» перемены  в урок, так как это не дает возможности вовремя переключиться,  настроиться на другую деятельность Для этого рекомендуется водить единые ритуалы начала и окончания урока: карточки, на которых нарисованы картинки, показ и проговаривание – сначала урок, потом перемена.

  На этапе начала обучения детей с расстройством аутистического спектра очень важно поддержание единого алгоритма урока внутри одного предмета. Это означает, что первое время каждый урок должен содержать в себе единые структурные компоненты.Со временем, в устоявшуюся структуру урока можно подключать новые элементы, такие как: работа в парах, работа у доски  и т.д.

 Для детей с данным нарушением очень важно, наличие визуальных стимулов. Именно поэтому, рекомендуется применять визуальное расписание не только целиком всего дня, но и алгоритма урока. Визуальное расписание поможет ребенку четко понимать: сколько заданий будет на уроке, какая последовательность заданий, когда перерыв. Это поможет внутренне подготовиться к смене деятельности, понимать, когда закончиться тот или иной этап. На уроке почти все задания имеют визуальную поддержку.

Для восстановления энергетического баланса и активизации внимания этих детей ( это нужно заметить) нужно  использовать: переключение деятельности, отдельные поручения.

Учитывая индивидуальные особенности учащихся с РАС, низкий уровень мотивации, эмоциональную нестабильность, для них нужна система оценки, позволяющая подчеркнуть любые, пусть самые незначительные успехи каждого ребенка. Эмоционально окрашенная  похвала, как положительная оценка учителя, может является   мотивирующей.(Молодец)

 Очень важно, так подобрать размер задания, чтобы дети заканчивали урок одновременно.  По окончании урока, рекомендуется подводить итог урока. Для  этого необходимо  выписать опорные фразы из содержания нового материала, для того, что бы еще раз акцентировать внимание на новом материале.

 14 слайд. Сейчас поговорим о структуре уроков в 1 классе

 Итак, урок чтения.

 1.Оргмомент  (определение названия урока с помощью карточки, использование карточек  «сначала урок, потом перемена».

Подсчёт  количества заданий по карточке (обычно 6 – 7).

2.Дыхательная гимнастика.

3.Артикуляционная гимнастика.(Артикуляционные упражнения, чтение карточек и нахождение частей слова, показ букв с движением)

4.Знакомство с буквой (показ большой  буквы с движением, обводка пальцем, элементы буквы называем – м палочка, палочка галочка. Б – спинка, шапочка, животик.)

5.Задания на развитие фонематического слуха (в зависимости от задач урока, «Найди звук» «Определи  позицию звука: начало, середина, конец, «Твёрдый – мягкий)

6.Письмо букв в личных букварях. Такие детки требуют особого подхода к письму. Обводим буквы по карандашу.

7.Чтение слов, предложений с данной буквой.

8.Закрепление пройденного. (Работа на ковре, вертикальной, горизонтальной поверхности- нахождение букв, нужных слов, составление слов, выкладывание дорожки.).

9.Итог урока (использование карточек  «сначала урок, потом перемена»).

+ 2 физминутки

15- 16 слайд. Для уроков использовать букварь и рабочие тетради. Наглядные пособия.

17 слайд. Структура урока русского языка

Оргмомент  (определение названия урока с помощью карточки, использование карточек  «сначала урок, потом перемена».

Подсчёт  количества заданий по карточке (обычно 5 – 6).

Пальчиковая гимнастика (упражнения на межполушарное взаимодействие, ритмические линии, использование массажных мячиков)

Письмо  пройденных букв в тетради  .

Письмо новой буквы  .(использование трафарета, индивидуальной  доски)

Печатание и письмо слов  на доске или планшете.

Составление предложения из карточек со словами. Запись  их по образцу, по карандашу.

Итог урока (использование карточек  «сначала урок, потом перемена»).

+ 2 физминутки

18 слайд.Для коррекции письма рекомендуется использовать специальные насадки на ручку, трафареты и ограничители. Так же для коррекции графических навыков можно использовать дополнительную разлиновку тетрадей: более четкое выделение строки зеленым стержнем., проведение дополнительных наклонных линий, а также тетради большого формата. Для обеспечения успешности детей, чьи особенности зрительного восприятия или внимания не позволяют выполнять задания на списывание или восприятие информации с доски, рекомендуется использовать печатные копии заданий, которые написаны на доске. При работе с детьми со сниженным темпом письма целесообразно использовать листы с упражнениями, требующие минимального заполнения. На данный момент существуют тетради с готовыми заданиями, которые возможно использовать на уроке.   Помочь ребенку может разметка парты, страницы, наглядным указанием направления движения, включением в задание моментов, когда сам учебный материал организует действие ребенка

19 слайд Структура урока математики.

Оргмомент  (определение названия урока с помощью карточки, использование карточек  «сначала урок, потом перемена».

Подсчёт  количества заданий по карточке (обычно 6 – 7).

Счёт от 1 до 10 и обратно.

Работа с раздаточным материалом из папок с проговариванием каждого движения. (раскладывание цифр, определение позиции цифры, раскладывание геометрических фигур, предметов).

Решение задач с использованием цифр на липучках, тетрадей с картинками и окошечками для цифр..

Решение примеров, используя счеты, нумикон..

Закрепление пройденного. (Работа на ковре, вертикальной, горизонтальной поверхности).

Итог урока (использование карточек  «сначала урок, потом перемена»).

+ 2 физминутки

20- 21 слайд. Для проработки сложных математических представлений, абстрактных понятий необходимо научить работать по заданному алгоритму,  при анализе математических задач  составлять краткие записи и схемы их решения. Для визуализации абстрактных понятий можно использовать символы. Для лучшего усвоения информации   необходимо использовать учебные фильмы, мультимедийные презентации и практические задания с раздаточным материалом.  Для учеников с трудностями  при решении примеров можно использовать счёты, ряд  чисел, нумикон.  Нужно  не просто использовать на уроке визуальные подсказки, схемы и специальные пособия, а научить детей  самостоятельно ими пользоваться. Трудности понимания речи и удержания инструкции обуславливают необходимость поэтапного разъяснение задания.   Для лучшего понимания прочитанного необходимо дополнительное выделение ключевых слов в вопросе, задаче, инструкции

22 слайд.Оформление задачи.

23 слайд. Варианты работы с учебниками и рабочими тетрадями.

∙ Работа с учебниками начинается по мере готовности учеников к этой работе (1 класс).

 ∙ Работа с учебниками в рамках одного класса возможна на разном уровне с каждым учеником.

 ∙ В рамках учебного года возможна выборочная работа (1 класс – научить открывать учебник на заданной странице и находить необходимое задание, 2 класс – научить списывать с учебника задание в тетрадь, 3 класс – читать инструкцию и выполнять. Последовательность может меняться).

 ∙ Упрощение рабочих тетрадей выполняется, ориентируясь на уровень знаний и умений учеников, и для многократной отработки изучаемого материала.

 ∙ Упрощение рабочих тетрадей возможно для одного, нескольких учеников класса или всех учеников класса

- разрешение использовать калькулятор;

• группирование сходных проблем;

• размещение малого количества заданий на одном листе с упражнениями (например, от 4 до 6 • заданий на странице);

 • использование листов большого формата для письменного обозначения проблемы; • поэтапное представление проблемных заданий;

 • использование визуальных пособий (картинок, графиков).

 • использование линейки во время чтения для его облегчения;

• возможность представить выполненное задание в малой группе прежде, чем выступить перед всем классом;

 • последовательное выполнение задания, начиная с самой легкой его части

• использование вспомогательных вопросов при выполнении теста;

 • использование стрелок (в листах с упражнениями, на доске) для обозначения связей между  явлениями

24 слайд.Метод, который можно использовать на каждом уроке.. Эвритмия – это звук, выраженный в движении. Тело  ребенка становится как бы звучащим инструментом: оно поет, или говорит, пытаясь передать   смысловые оттенки речи с помощью  языка  жестов, ритмов, движений в пространстве.

   Эвритмия бывает гигиеническая, лечебная, педагогическая. Мы говорим о педагогической эвритмии. Педагоги, решившие взять этот метод на вооружение, должны проявить собственное педагогические творчество, научить детей чувствовать ритм.  

    При использовании   метода  педагогической эвритмии   происходит развитие  стимуляции речевой активности.  Цель работы    – сформировать у ребёнка речевое подражание взрослому  с движением

  25 слайд. Обучение   происходит  через   повторение  задания с использованием игровых приёмов и включением в коммуникативные ситуации,  с помощью ритмических видов деятельности.   

1) чтение потешек, попевок и стихов по правилам ритмомелодекламации умение правильно изобразить, показать жестами то о чем или о ком говорится в тексте для провед дых г на ур чтения. Мы салфеточку возьмем. И в руках ее сомнем А теперь подуем ух Улетела бах.

2)Специальные упражнения по развитию чувства ритма, ритмизации движений-  отработка согласованности речи и движений ( урок окр м о дом ж  шел старик дорогою нашел козу безрогую давай коза попрыгаем. Ножками подрыгаем а коза бодается и старик ругается;                                                                                                                         -   хлопание, топание, прыгание  нужное  количество раз при матем счете, определении слогов, используя хлопок и фишки:                                                                                                                                                            -   повторение различных ритмических рисунков (письмо линий под музыку при выполнении заданий на рус яз, при произнесении звуков;                                                                                                                                                                              - игра с  различными движениями в разном темпе – при изучении букв. Каждая буква имеет свой образ.

 26 слайд Восприятие и запоминание  геометрических фигур  связано с движением. Глаз проделывает   движение по   сторонам фигуры  и отражает  увиденное в  головном мозге.  При помощи чувства равновесия мы оцениваем пропорциональность геометрической формы, соотносим части и целое.

27 слайд.С помощью  педагогической эвритмии у  обучающихся    с расстройствами аутистического спектра можно:

  •  сформировать правильную речь, вызвать двигательную и речевую активность;
  • развить чувство ритма, координацию движения,  подражание;
  • развить концентрацию внимания, мышление;
  • улучшить мелкую моторику;
  • развивать эмоционально-волевую сферу, саморегуляцию. 

28 Слайд. Сейчас я предлагаю   использовать метод педагогической  эвритмии в нашей работе.  Для начала улыбнитесь и повторяйте за мной.   

  1. Соединяем большой и указательный пальцы Желаем всем    - ок-   чтобы все было ок, ноль проблем
  2. Показываем большой палец все было замечательно
  • 2 ладошки вместе мира во всем мире, двойных зарплат,  любимого человека рядом.
  • Скрестить пальцы поддержки за успехи  от своих коллег
  1. Изображаем сердце. любви  близких людей.
  2. Аплодируем Поблагодарите друг друга, поаплодируйте

Спасибо всем за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Новые подходы к организации и содержанию начального обучения математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Для успешного обучения и воспитания умственно отсталых школьников необходимо в первые же годы школьного обучения пробудить в них интерес к учебным занятиям, активизировать их деятельность.Именно...

Содержание коррекционно образовательной деятельности учителя дефектолога в ДОУ с детьми с Синдромом Дауна

Основная цель – овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с нарушениями в развитии в общественную жизнь....

Организация и осуществление коррекционно-развивающей работы с детьми с ТМНР (метод сенсорной интеграции)

Сенсорная интеграция – процесс, во время которого происходит получение информации нервной системой от рецепторов всех чувств. Сегодня все больше рождается детей с отклонениями в развитии. Сенсор...

Организация и осуществление коррекционно-развивающей работы с детьми с ТМНР

Дети с ТМНР существенно отличаются от других категорий лиц с особенностями психофизического развития тем, что находятся в значительной изоляции от внешнего мира, связанной с уменьшением доступных кана...

«Содержание коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с нарушением зрения при дизартрии»

Коррекционная работа учащимися начальных классов должна осуществляться в условиях естественного педагогического процесса. Она должна строиться с учетом ведущих дидактических и специфических принципов ...

Организация и содержание психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения поведения и их семьями

Данный материал позволяет чётка различать различные формы психотерапевтической работы с детьми ,имеющими различные виды девиантного поведения,а так же находить подход в работе с родителями таких детей...

Организация и содержание коррекционной работы при обучении детей с нарушениями речи

Организация и содержание коррекционной работы при обучении детей с нарушениями речи...