Статья на тему: «Роль предмета Чистописания в интеллектуальном развитии младших школьников»
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Кисточкина Елена Михайловна

В данной статье мы рассмотрим что именно развивается у детей младших школьников при занятиях Чистописанием и как Чистописание влияет на общее интеллектуальное развитие младшего школьника и в процессе всего обучения в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_chistopisanie.docx15.39 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Роль предмета Чистописания в интеллектуальном развитии младших школьников»

Сегодня я хочу поговорить о Чистописании, как о предмете в обучении младших школьников. В современном мире чистописанию уделяют крайне мало времени. Во многих школах России такого предмета уже давно нет. К сожалению, многие учителя, как и родители воспринимают чистописание, лишь, как вторичный результат. Т. е., по сути, почерк. Родители утверждают, что почерк не имеет никакого значения в развитии ребёнка. «Какая разница, какой почерк?!» - говорят они. Но если изучить этот вопрос достаточно глубоко, то станет ясно, что почерк, как результат определённых упражнений, имеет огромнейшее значение на протяжении всего обучения в школе.

Итак, как же формирование почерка влияет на развитие детей младшего школьного возраста? Исследования подчеркивают особую связь рук и головного мозга, когда речь заходит о построении умозаключений и самой деятельности мыслительных процессов. При последовательной работе пальцев активируются отделы, отвечающие за мышление, речь, память, т. е. система временного хранения и обработки информации. Каллиграфия заставляет правую мозговую долю чувствовать правильность линий, структуру симметрии, ритм и темп, развивает внимательность, наблюдательность и воображение. Дети, которые занимаются чистописанием гораздо быстрее остальных воспринимают и запоминают информацию. Результаты серии экспериментов показали, что каллиграфическое письмо положительно влияет на зрительное внимание, скорость пространственного восприятия, абстрактное мышление, как следствие всего вышеперечисленного, улучшается кратковременная и образная память. 

Здоровье человека зависит от физических упражнений. У мозга есть важная особенность – он работает только по востребованности. Если вы будете бегать по утрам, то улучшите только кровоток и состояние в двигательных областях мозга, которые управляют вашими конечностями. Вы будете прекрасно координированным человеком, потому что в тех областях нейроны погибать не будут. Зато во всех остальных – будут. По сути мозг работает по простой схеме: какие области нагружаете, туда кровь и приливает. При занятиях каллиграфией включается такое количество нейронов, которое другим способом подключить невозможно, поэтому такие сложные формы деятельности, как чистописание и развитие навыков каллиграфии, крайне важны.

Крупный российский ученый, доктор биологических наук, профессор, специалист по морфологии и эволюции мозга с 30-летним стажем Сергей Савельев говорит о том, что в результате занятий каллиграфией формируются и развиваются нейронные связи головного мозга, которые не формируются ни при одном ином виде деятельности, даже игре в шахматы. При занятиях чистописанием начинают формироваться не просто отдельные области мозга и большее количество нервных связей, но и интеграция между разными его областями. Центр письма находится на стыке нескольких областей мозга, связанных с координацией движения рук с обеих сторон, движением глаз, шеи, головы. Он выполняет интеграционную функцию и играет колоссальную роль в развитии и даже восстановлении после нейротравм. Такой вид упражнений довольно расслабленный, спокойный и в то же время очень действенный. Положение пальцев, ладони и запястья для правильного обхвата пера (ручки), правильное положение запястья и руки в воздухе при письме, движения пером (ручкой) – все это не только тренирует мышцы рук и нервы, но и затрагивает все части тела: пальцы, плечи, спину и ноги. Заниматься каллиграфией непросто, занятия требуют дисциплинированности, усидчивости, концентрации внимания. У детей занятия каллиграфией влияют на скорость созревания нейронов и их специализацию. Когда они учатся – как раз идет активный нейрогенез. Работает это так: возникает нагрузка на области мозга, увеличивается кровоток, нейроны дифференцируются активно в тех областях, которые задействованы. Может быть, по этой причине каллиграфии   учили   в   советских   школах   на   уроках   чистописания, и это был единственный школьный предмет, унаследованный от времен   дореволюционной  России.

В современной Российской школе каллиграфии не учат, несмотря на необходимость. А вот в  Японии, Китае, США и ряде других стран эту идею успешно   реализуют   в образовательных   учреждениях,   развивая  интеллект подрастающего поколения. К сожалению, те дети, которые все время увлечены компьютером, так и останутся на минимуме нейрональной дифференцировки, и последствия этого очень печальные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль читательской деятельности в интеллектуальном развитии младших школьников.

В работе раскрывается роль читательской деятельности в интеллектуальном развитии младших школьников. Даются методические рекомендации учителям начальных классов по формированию читательского интереса....

статья на тему "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка".

В статье раскрываются способы, технологии и методы, которые можно использовать на уроках русского языка в начальной школе. Материал актуален особенно сейчас,в период внедрения ФГОС....

статья на тему "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка".

В статье раскрываются способы, технологии и методы, которые можно использовать на уроках русского языка в начальной школе. Материал актуален особенно сейчас,в период внедрения ФГОС....

статья на тему "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка".

В статье раскрываются способы, технологии и методы, которые можно использовать на уроках русского языка в начальной школе. Материал актуален особенно сейчас,в период внедрения ФГОС....

Статья на тему "Роль родителей при коррекции звукопроизношения у младших школьников"

Статья на тему "Роль родителей при коррекции звукопроизношения у младших школьников"...