конспект интегрированного урока русского языка и экологии "Пресс-конференция "Земля-наш дом""
план-конспект урока (4 класс)

Урок ведется в виде игры "Пресс-конференция", где участниками являются сами дети, а также учителя. Целью урока является Формирование экологического мышления и экологического мировоззрения ребенка и понимание какое место занимает человек в этом мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zemlya_nash_dom.docx38.89 КБ

Предварительный просмотр:

VI Областной конкурс – фестиваль методических разработок, направленных на развитие и совершенствование образовательных практик

Пресс – конференция «Земля – наш дом».

Упражнения в закреплении изученного материала по русскому языку.

Шихман Ольга Рашидовна

Место работы: МОУ СОШ №37, г. Томск

Должность: учитель начальных классов

Педагогический стаж: 17 лет

Квалификационная категория: первая

Томск

2010


Индивидуальность – это неповторимое своеобразие каждого человека, которое формируется на основе наследованных природных задатков в процессе воспитания и одновременно в ходе саморазвития, самопознания, самореализации в различных видах деятельности.

Чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его психологические особенности, необходимо по-иному строить весь образовательный процесс.

Все это позволяет осуществить личностно-ориентированное обучение. Именно поэтому на данном уроке я использовала элементы личностно-ориентированного обучения, придерживаясь некоторых основных требований.

Для повышения познавательного интереса детей, уровня знаний, эмоционального развития ребенка урок построен по типу интеграции, в виде игры.

Тема урока: Пресс – конференция «Земля – наш дом». Упражнения в закреплении изученного материала по русскому языку.

Тип урока: интегрированный, с элементами личностно-ориентированного обучения. Экология и русский язык

Цель урока: Формирование экологического мышления и экологического мировоззрения ребенка и понимание какое место занимает человек в этом мире.

Задачи урока:

  1. Обобщить знания учащихся о природоохранительных мероприятиях, проводимых в России и во всем мире
  2. Развивать стремление учащихся активно, на равнее с взрослыми участвовать в деле охраны природы.
  3. Познакомить учащихся с тем, как проходят встречи ученых всего мира (пресс – конференции, конгрессы, форумы), дать возможность ребенку почувствовать себя участником такой встречи и проявить при этом свой творческий потенциал.
  4. Закрепление характеристики звука; частей слова; отработка умения сочетать орфограммы по группам; умение составлять сложные предложения и давать им характеристику.
  5. Учить составлять небольшие проекты на заданную тему.

Оборудование:

  1. Доска, оформленная рисунками детей на тему: «Животный и растительный мир Томской области».
  2. «Красная книга Томской области».
  3. Напечатанные вопросы телезрителей.
  4. Распечатанные ответы на вопросы.
  5. Рабочие листы.
  6. Бейджики.
  7. Таблички с наименованиями секций.
  8. Музыкальный фон.

Урок ведется в виде игры: телевизионной пресс – конференции, в которой главными участниками являются дети. В роли ведущего выступает учитель. На роль зрителей можно пригласить других учителей или старшеклассников (на данном уроке роль зрителей выполняли учители – предметники).

Ход урока.

Перед уроком дети садятся группами по 5-6 человек. Учитель предлагает детям самим распределить роли между собой. Дети прикрепляют на одежду бейджики, на которых указаны их роли и рассаживаются по секциям, внутри которых выбирают одного руководителя группы.

I секция:

Два-три доктора исторических наук, преподаватели института.

Два преподавателя экологической организации ГРИНПИС.

Один секретарь детской экологической организации ГРИНТИМ.

II секция:

Шесть гостей из детских экологических клубов.

III секция

Один – председатель Всероссийского общества охраны природы.

Один – кандидат биологических наук, консультант общества.

Директор государственного заповедника.

Член-корреспондент Академии сельскохозяйственных наук.

Проректор проектного института по вопросам экологии.

Старший научный сотрудник по исследованию природы.

IV секция.

Корреспонденты средств массовой информации.

V секция.

  1. Организационный момент. (1-2 мин)

У.: Наши телезрители – учителя. Представьтесь, пожалуйста.

Звучит музыка.

У.: Здравствуйте, дорогие участники, журналисты и телезрители! Приветствует Вас в нашем конференц-зале.

Данный этап обеспечивает на уроке личностно значимый эмоциональный контакт учителя и учеников.

 

  1. Определение темы и цели урока.

У.: Как вы думаете, чему посвящена наша сегодняшняя пресс-конференция?

Д.: Проблемам охраны природы во всем мире и в России.

У.: В студию поступили вопросы (учитель перечисляет вопросы и раздает их каждой секции):

  1. Как называется мероприятие, проходящее в России, посвященное проблеме охраны природы и в каком месяце оно проходит?
  2. Что же такое экология?
  3. Сколько лет существует наша планета и что с ней произошло за время существования?
  4. К чему призывают все экологические организации мира?
  5. Какие существуют международные экологические организации и какие мероприятия они проводят?
  6. Есть ли в нашей стране организации подобные ГРИНПИС и как они решают экологические проблемы?
  7. Что такое красная книга и как она была создана?
  8. Какие функции выполняют заповедники?
  9. Как решается проблема защиты овощей и фруктов, употребляемых в пищу человеком, которые подвергаются обработке ядохимикатами?

У.: Сколько разнообразных и интересных вопросов поступило к нам в студию. На все эти вопросы нам и предстоит ответить. Что же для этого нам нужно сделать?

Этот этап является предпосылкой формирования и развития мотивационной сферы учащихся: ставится проблема, выясняется готовность к ее решению, нахождению путей достижения цели урока.

  1. Составление плана работы.

Д.: Составить план.

У.: Что такое план?

Д.: Последовательность нашей работы.

У.: Мы знаем ответы на данные вопросы и можем сразу ответить нашим телезрителям?

Д.: Нет.

У.: Я вам предлагаю план, по которому мы будем вести свою работу.

(Приложение 1)

План:

  1. Изучить материал.
  2. Найти ответы на вопросы.
  3. Поделиться найденными ответами с коллегами.
  4. Распределить ответы между собой.
  5. Рассказать зрителям и гостям.

Итак, приступим к нашей работе. Первым пунктом в плане стоит изучение материала. Для того чтобы ускорить процесс ознакомления мы будем работать секциями. Руководители групп выбирают по два вопроса.

Каждой секции нужно будет найти ответы на выбранные вопросы.

План поможет детям четко, ясно и логично изложить содержание материала. Так же поможет ученику на каждом этапе урока быть активным, вовлечься в реальные взаимодействия, осознанно отнестись к материалу учебника.

  1. Знакомство детей с информационным материалом. (6 мин.)

(Материал, дающий возможность ответить на все вопросы у детей на столе.)

У.: Распределите информацию между собой (членами секции). Ознакомьтесь с ней (каждый участник читает только ту информацию, которая ему осталась при распределении).

Д.: работают самостоятельно. Читают материал.

У.: проходит по секциям и помогает детям справиться с заданием.

У.: Какой пункт нашего плана мы выполнили?

Д.: Первый.

У.: Теперь приступим ко второму пункту. Оставьте только ту информацию, которая дает ответы на ваши вопросы.

Ознакомьте своих коллег – это третий пункт.

Д.: Делятся информацией с членами группы.

У.: Договоритесь, кто из вас будет отвечать на данный вопрос.

На данном этапе реализуется технология коллективного взаимообучения. В процессе взаимного общения включается память, каждый ученик чувствует себя раскованно. Учится добывать информацию самостоятельно и делиться ею с товарищами.

  1. Этап ознакомления с новым материалом в сочетании с отработкой умений и навыков учебного материала по русскому языку. (30 мин.)

У.: Наша пресс-конференция продолжается. Отвечаем на первый вопрос телезрителей. (Гость – учитель озвучивает первый вопрос).

 – Как называется мероприятие, проходящее в России, посвященное проблеме охраны природы и в каком месяце оно проходит?

У.: Кто готов ответить на данный вопрос?

Д.: Затрудняются, т.к. на этот вопрос у них нет ответа.

У.: Тогда я предлагаю определить.

Задание: Отгадываем название:

Д. Работают в специально заготовленных листах (Приложение №1).

Буква

Звук

Определение

1

Мягкий согласный звук в слове удел

2

Проверяемая безударная гласная в корне слова деловой

3

Суффикс в слове конный

4

Буква, недающая звука, которая только смягчает предыдущий звук

1

Звонкий согласный звук в слове козочка

2

Буква, дающая два звука в слове сильнее

3

Согласная буква во втором слоге слова стоматолог

4

Непарный звук в слове колобок

5

Непроверяемая безударная гласная буква в слове лимон

Д.: Ответ: День Земли.

У.: Чтобы определить название месяца, вам нужно расшифровать таблицу. Цифры обозначают порядок букв в алфавите. Можно работать командой.

1

17

18

6

13

30

Д. Ответ: апрель.

У.: Запишите название месяца в тетрадь. Посчитайте в нем количество букв и звуков.

Д.: В этом слове 6 букв, 5 звуков.

У.: Устно назовите названия месяцев, в которых букв больше, чем звуков.

Д.: Декабрь, февраль, сентябрь, октябрь.

У.: Следующий вопрос от телезрителей.

– Что такое экология?

Д.: Ученик, представившись, отвечает. Например: «Я гость из детского экологического клуба, Вяткина Влада. (Зачитывает ответ).

Слово экология звучит по радио, телевидению, из уст учителей на уроке. «Экос» - дом, «логос» - наука. Экология – наука о доме, о месте жительства. Этот дом не только для человека, он для мыши и журавля, для червя и бабочки, для сосны и ландыша».

У.: Уважаемые специалисты, давайте повторим нашим телезрителям. Для кого этот дом?

Д.: Для человека, растений и животных.

У.: У вас в рабочих листах есть этот текс, найдите и назовите мне слова на следующие орфограммы

Безударные гласные в корне не проверяемые ударением

Буквосочетания жи-ши

Буквосочетания чк-чн

Проверяемые безударные гласные в корне

Правописание безударных окончаний существительных

Д.: Устно находят, работая группами и отвечают.

У.: Продолжаем нашу пресс-конференцию. Вопрос телезрителя:

Сколько лет существует наша планета и что с ней произошло за время существования?

Д.: Представившись, отвечает: «Наша планета существует больше 4-х с половиной миллионов лет. Такой долгий период трудно себе представить. Давайте вычеркнем в этом числе все нули. Получится 46 космических лет. По этому исчислению самые древние динозавры жили около года назад. Млекопитающие появились всего 8 месяцев назад. Современный человек родился 4 часа назад. В течение последнего часа он научился обрабатывать землю, а первая фабрика начала работать минуту назад. И именно за последние 60 секунд человек превратил огромные пространства Земли в пустыни, уничтожил рыбу в реках. Каждая секунда космического времени несет все новые и новые разрушения. Как остановить их? Только сообща все жители Земли могут спасти планету. К этому призывают экологические организации всего мира.

У.: Следующий вопрос от телезрителей:

– Какие существуют международные экологические организации и какие мероприятия они проводят?

Кто готов ответить?

Д.: В мире есть много организаций, занимающихся охраной природы. Одна из наиболее известных среди них – ГРИНПИС. Это самое крупное экологическое объединение. Оно создано в 1971 году и имеет своих представителей и сторонников в более 30 странах мира.

В 1990 году при ГРИНПИСе возникла детская экологическая организация ГРИНТИМ. Она объединяет сотни групп, работающих во многих странах мира. В основном они состоят из детей 10-14 лет, которые помогают взрослым.

У.: Чем занимаются активисты ГРИПИСа и ГРИНТИМа?

Д.:

  1. Устанавливают пикеты у химических заводов и атомных электростанций.
  2. Проводят исследования.
  3. Препятствуют продаже ядовитых отходов.
  4. Собирают информацию.
  5. Устраивают пресс-конференции.
  6. Выпускают газеты.
  7. Мешают сливу неочищенных вод в моря и океаны.

Работа над предложением.

У.: Задание: Выбрать те пункты, которые, на ваш взгляд, доступны детям. Составьте из данных пунктов сложное предложение, запишите.

Д.: Составляют предложение. Записывают получившиеся ответы.

Дети не только помогают взрослым, но и сами проводят исследования, собирают информацию, устраивают пресс-конференции, выпускают газеты.

У.: Составьте схему предложения. Устно охарактеризуйте предложение.

Повествовательное, простое, распространенное, осложненное однородными членами – сказуемыми.

У.: Следующий вопрос телезрителей.

– Есть ли в нашей стране организации, подобные ГРИНПИСу, и как они решают экологические проблемы?

Кто готов ответить на данный вопрос?

Д.: Ученик представляется и зачитывает ответ:

Всероссийское общество охраны природы было основано в далеком 1924 году. С того времени оно сделало немало для охраны окружающей среды. Оно проводило научно-исследовательскую работу, изучая редкие виды растений и животных. Участвовало в создании Красной Книги СССР, организации заповедников и заказников. Организовывало посадку леса и лесополос. Создавало школьные лесничества и зеленые патрули, устраивало субботники и воскресники по озеленению городов и сел.

У.: Следующий вопрос телезрителей:

– Что такое Красная Книга? Как она была создана?

Д.: Ученик представляется.

Начиная с 1600 года на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причем более половины из них – за последние 50 лет. Почти все они вымерли по вине человека. Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими. Они внесены в Красную Книгу.

Эта книга называется так, потому, что красный цвет  - сигнал опасности. Красную Книгу учредил Международный союз охраны природы и природных ресурсов в 1966 году. В нее заносятся все данные о растениях и животных, которые срочно нуждаются в опеке и защите человека. В 1974 году была учреждена Красная книга СССР.

У.: Следующий вопрос телезрителей:

– Какие функции выполняют заповедники?

Д.: Ученик представляется.

Для сохранения многих исчезающих животных во всех странах организуются заповедники и заказники. Заповедники – это охраняемые участки, где запрещена любая хозяйственная деятельность человека. Цель создания заповедников – сохранение природы в ее естественном состоянии, во всем многообразии и сложности.

У.: Следующий вопрос телезрителей:

– Как решается проблема защиты овощей и фруктов, употребляемых в пищу человека, которые подвергаются обработке ядохимикатами?

Мы ведь знаем, что увлечение ядохимикатами, которыми обрабатывают поля для уничтожения вредных насекомых и сорняков приносят много горя.

(Следующий текст, дети заранее не готовили, он напечатан на рабочих листах).

Задание: Прочитайте текст.

Д.: Читают текст.

Текст.

В последнее время ученые начали разводить насекомых-наездников, борющихся с гусеницами бабочек, и грибы, поражающие сорняки.

В некоторых странах разводят жаб и лягушек для борьбы с вредителями полей.

У.: Какова главная мысль текста?

Зачем необходима биологическая защита урожая?

Дома из этого текста выписать группами слова на разные виды орфограмм.

На данном этапе происходило сообщение нового материала, формируются знания учащихся в «нестандартной» форме организации их мыслительной активности. Формируются умения и навыки. Так же повышается степень самостоятельности в учебной деятельности, реализуется степень сотрудничества, в результате сочетания фронтальной работы с классом с групповыми формами деятельности.

  1. Итог урока.

У.:  В заключение слово предоставляется проректору проектного института по вопросам экологии.

Д.: Ученик рассказывает заранее заготовленный текст.

Замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери как-то заметил: «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля», и пересесть из него просто некуда.

Человек сегодня никакой не властелин и не царь природы. Мы привыкли считать, что природа всесильна, забывая при этом, что она ранима и хрупка. Природу надо защищать, потому что «судьба природы – наша судьба». Забота об окружающей среде даст процветание, а неразумное использование – гибель.

У.: Как мы можем помочь природе?

Д.: Зачитывают заранее подготовленные дома ответы

  1. Не бросать мусор.
  2. Не ломать ветки деревьев.
  3. Не вырывать растения.
  4. Не разводить костров
  5. Подкармливать зимой птиц, делая кормушки.
  6. Убирать мусор.

У.: Дома, по желанию, составить небольшой проект на тему: «Каким мы хотим увидеть мир через тридцать - сорок лет, если люди будут жить по законам экологии?» Нарисовать рисунок как будет выглядеть улица или лес.

У.: Время, отведенное для проведения пресс-конференции, к сожалению, подошло к концу. В ходе нашей пресс-конференции все убедились, насколько остро стоят перед людьми экологические проблемы и как много вопросов нам предстоит решать и воплощать в жизнь.

Благодарим всех участников пресс – конференции, наших гостей и спонсоров.

Большое спасибо Вам, дорогие телезрители, корреспондентам и всем участникам нашей программы.

Обсуждение урока.

У.: – Ребята, что понравилось на уроке?

– Какую работу хотели бы повторить?

– Что нового узнали?

На данном этапе происходит обобщение всех полученных в ходе урока знаний и их систематизация. Дети достигли результата, донеся до зрителя и гостей нужную информацию.


Приложение 1

План:

  1. Изучить материал.
  2. Найти ответы на вопросы.
  3. Поделиться найденными ответами с коллегами.
  4. Распределить ответы между собой.
  5. Рассказать зрителям и гостям.

Задание 1.

Буква

Звук

Определение

1

Мягкий согласный звук в слове удел

2

Проверяемая безударная гласная в корне слова деловой

3

Суффикс в слове конный

4

Буква, недающая звука, которая только смягчает предыдущий звук

1

Звонкий согласный звук в слове козочка

2

Буква, дающая два звука в слове сильнее

3

Согласная буква во втором слоге слова стоматолог

4

Непарный звук в слове колобок

5

Непроверяемая безударная гласная буква в слове лимон

1

17

18

6

13

30

Задание 2.

Экология – наука о доме, о месте жительства. Этот дом не только для человека, он для мыши и журавля, для червя и бабочки, для сосны и ландыша.

Безударные гласные в корне не проверяемые ударением

Буквосочетания жи-ши

Буквосочетания чк-чн

Проверяемые безударные гласные в корне

Правописание безударных окончаний существительных

Задание 3.

  1. Устанавливают пикеты у химических заводов и атомных электростанций.
  2. Проводят исследования.
  3. Препятствуют продаже ядовитых отходов.
  4. Собирают информацию.
  5. Устраивают пресс-конференции.
  6. Выпускают газеты.
  7. Мешают сливу неочищенных вод в моря и океаны.

Задание 4.

В последнее время ученые начали разводить насекомых-наездников, борющихся с гусеницами бабочек, и грибы, поражающие сорняки.

В некоторых странах разводят жаб и лягушек для борьбы с вредителями полей.

Список литературы:

  1. Экология (1-3 классы). Методические рекомендации для учителей средних общеобразовательных учебных заведений. Рудский В.Г., под ред. к.п.н. Горлова П.И. и др. – Томск, 1996.
  2. Исследовательский дебют. Материалы городской конференции творческих работ младших школьников. Выпуск 1. – Томск, 2008.
  3. Начальная школа. Ежемесячный научно-методический журнал, № 6, 1998
  4. Начальная школа. Ежемесячный научно-методический журнал, № 2, 2003
  5. Зеленый меридиан. Специальное приложение к международной газете «Знамя мира» № 2, 28.04.1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект интегрированного урока русский язык - литературное чтение 1 класс

конспект урока был разработан для 1 класса по УМК Свиридовой (система Занкова)....

Интегрированный урок русского языка и основ православной культуры по теме : Решаем главные орфографические задачи письма. Знакомимся с традициями русского народа.

Православие является неотъемлимой частью истории русского народа, духовнонравственным ядром русской культуры....

Конспект интегрированного урока русского языка и логопедического занятия по теме "Безударная гласная".

В начальной школе наблюдается тенденция  увеличения количества учащихся с нарушениями устной и письменной речи. Актуальными становятся занятия, организованные совместно учителем начальных классов...

Конспект интегрированного урока русского языка и окружающего мира "Безударная гласная в корне. Приход весны", 2 класс

Конспект интегрированного урока русского языка и окружающего мира "Безударная гласная в корне. Приход весны" , 2 класс...

Конспект интегрированного урока русского языка с элементами окружающего мира, музыки изобразительного искусства и литературного чтения

Интегрированные уроки в начальной школе, как способ активизации познавательной деятельности учащихся....

Конспект интегрированного урока русского языка и литературного чтения

КОНСПЕКТ  ИНТЕГРИРОВАННОГО   УРОКА (ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, РУССКИЙ ЯЗЫК) Тема урока литературного чтения : Обобщение и проверка знаний по разделу «Люблю природу русскую. Весна....