речевая практика 3 класс
рабочая программа (3 класс)

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_praktika.docx362.34 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Оксана\Desktop\титульник речевая практика.jpg

I. Пояснительная записка

Рабочая программа по речевой практике предназначена для учащихся 3 класса с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа разработана в  соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с  приказом от 19.12.2014 № 1599 об утверждении  Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе программы «Русский язык» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида  0–4 классы»,  авторы Аксёнова А.К., С.В.Комарова, Якубовская Э.В., под редакцией к.п.н. профессора И.М. Бгажноковой (изд. 2011год)

Рабочая программа ориентирована на учебно-методический комплект:

1. Учебник «Устная речь» 3 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Автор: Комарова С.В. – 2 - изд. – М.: «Просвещение», 2014.

2. Рабочая тетрадь «Устная речь» 3 класс пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Авторы: Комарова С.В., Головкина Т.М. –3 - изд. – М.: Просвещение, 2014.

Цель рабочей программы по предмету «Речевая практика» в 3 классе – развитие речевой коммуникации как способности использовать вербальные и невербальные средства для осуществления общения с окружающими людьми в различных ситуациях.

 Рабочая программа по предмету «Речевая практика» решает следующие задачи:

  • расширять возможности понимания учащимися обращённой речи;
  • способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся;
  • корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
  • формировать выразительную сторону речи;
  • учить строить устные связные высказывания;
  • воспитывать культуру речевого общения.

Для решения этих задач и организации обучения общению умственно отсталых учащихся в программе определены темы, на материале которых формируются коммуникативные умения школьников.

В рабочей программе для 3 класса по предмету «Речевая практика» предусмотрено два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

 Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по речевой практике в 3 классе не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.

          В 3 классе ведётся традиционная система отметок по 5-балльной шкале. В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

         Оценка «5» - «очень хорошо» (отлично), если обучающиеся правильно отвечают и верно выполняют свыше 65% заданий.

          Оценка «4» - «хорошо», если обучающиеся правильно отвечают и верно выполняют от 51% до 65% заданий.

        Оценка «3» - «удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся правильно отвечают и верно выполняют от 35% до 50% заданий.

         Оценка «2» не ставится.

В ходе реализации рабочей программы «Речевая практика» в 3 классе отслеживается мониторинг всех групп БУД, который будут отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы.  Он состоит из трёх этапов (стартовый – сентябрь, промежуточный – декабрь, итоговый – май).

         Для оценки сформированности каждого действия используем следующую систему оценки:

0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла ― способен(а) самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

4 балла ― способен(а) самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

Базовые учебные действия отслеживаются в результате наблюдений, опроса, практических действий в игровых ситуациях, в виде различных заданий с элементами тестирования.

II. Общая характеристика предмета с учётом особенностей его освоения обучающимися

         Актуальность обучения предмету «Речевая практика» обусловлена несовершенством речевых умений, как средства общения, которое затрудняет включение умственно отсталых детей в разнообразные нормы коммуникации.

Рабочая программа по речевой практике в 3 классе включает следующие разделы:

1. Общение и его значение в жизни.

2.  Аудирование (восприятие речи на слух).

3.  Дикция и выразительность речи.

4. Подготовка речевой ситуации и организация высказывания.

5.   Культура общения.

«Общение и его значение в жизни».  Этот раздел вводится с 3 класса. Его введение в программу «Речевая практика» вызвано необходимостью элементарного осознания роли общения в любом человеческом коллективе. Речевое общение. Для чего оно нужно людям?  Задача данного раздела — организация наблюдений учащихся за речью и речевым общением на уроках и в повседневном обиходе, анализ ситуаций, подчёркивающих важность речи в жизни человека

Содержание раздела направлено на подведение учащихся к выводу с опорой на иллюстративный материал: общение нужно для того, чтобы сообщить что-то новое, обменяться мнением, попросить о чём -  ни будь, поздравить, пожалеть, утешить   и т.д. Реализация содержания данного раздела осуществляется в ситуативных играх, в выполнении различных практических заданий.

     Содержание работы направлено   и  на освоение и отработку правил речевого общения, поведения во время разговора. Развитие этого умения осуществляется с опорой на иллюстративный материал и заранее подготовленные ситуации. Также уделяется внимание развитию письменного общения и использованию письменного общения в жизни (вывески и афиши на улицах города, рекламы, письма, поздравительные открытки).     В результате ученики осмысливают значимость речи, преодолевают речевую замкнутость, обогащают свой лексический запас, учатся выражать свои мысли, сообщая о той деятельности, которую они выполняют в данный момент или выполняли ранее.

       Аудирование, его содержание нацелено на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращённую к ним речь. Умение слушать является межпредметным умением, уровень  сформированности   которого определяет эффективность усвоения информации, заложенной в устном высказывании. Развитие этого умения важно для формирования у школьников выразительности речи, внимательного отношения к слову, правильного восприятия и понимания информации по любому учебному предмету.

В содержание работы по развитию навыков аудирования включены также упражнения на слушание и понимание речи, записанной на магнитофон. Это важное направление работы, в ходе которого дети учатся вслушиваться в речь, ориентируясь только на её вербальный компонент (исключая мимику и артикуляцию говорящего). Данные упражнения помогают  детям лучше понимать речь дикторов  по радио, запись информации на автоответчике в справочной службе и др.

          Материал, включённый в раздел «Аудирование», реализуется на каждом уроке устной речи в виде самостоятельных тренировочных упражнений или сопровождает задания других подразделов, например: выбор названной учителем картинки из двух данных (мишка — миска), выбор картинки по её описанию; выполнение практических заданий по словесной инструкции; слушание и понимание текста, читаемого учителем, рассказов одноклассников, речи артистов в магнитофонной записи, телепередачах и т.д.

       Дикция и выразительность речи направлен  на отработку  чёткости произношения, его эмоциональной выразительности. Выбор формы и содержания упражнений определяется темой урока и задачами данного этапа в его структуре.

        В процессе обучения  дети учатся отчётливо произносить слоги, слова, чистоговорки, стихотворения; тренируются в практическом различении интонационных средств выразительности — силы голоса, темпа, тона речи, в использовании мимики и жестов в процессе речевого общения, так как невербальные средства, наряду с вербальной выразительностью, играют значимую роль в общении, привлекая внимание собеседника к процессу коммуникации.

    Подготовка речевой ситуации и организация высказывания определяется как ведущий в развитии собственно устной разговорной речи. В содержание раздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам, связанных со школьной жизнью и бытом детей, с их играми, взаимоотношениями с окружающими. Учащиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные ситуации, моделируя тем самым различные варианты речевого поведения.

Недостаточность жизненного опыта, бедность и несовершенство речевых умений учащихся определяют необходимость тщательной и организованной их подготовки к участию в ролевой  игре по теме ситуации. В процессе подготовки уточняется и обогащается словарь, отрабатываются варианты предложений, а также отдельные фрагменты речи (микро темы) как части целого связного высказывания. Продуцирование учащимися связного высказывания опирается на наглядные средства в виде мелового рисунка на доске, картинно-символического плана к каждому предложению текста, картинного плана к отдельным  микротемам и т. д. В речевом общении формируются и проявляются личностные качества ребёнка: умение правильно оценивать себя в речевой ситуации, уважительно относиться к собеседнику, соблюдать основные требования речевого этикета.

      Культура общения. Содержание этого раздела направлено на  организацию специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами и другими языковыми и неязыковыми средствами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия, помогающими выбрать правильную форму обращения к собеседнику.

Урок речевой практики строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситуации. Параллельно отрабатываются программные темы из других разделов и реализуются в пределах данного урока.   Кроме конкретной темы, в него включаются сквозные компоненты, представленные в таких разделах программы, как: аудирование, дикция и выразительность речи, лексико – грамматические упражнения в связи с организацией высказывания, культура общения. Это речевые гимнастики, пение слоговых цепочек, упражнения в изменении темпа речи и др., обеспечивающие формирование произносительных, дыхательных, словообразовательных умений. Введённые в структуру урока, они позволяют переключать детей с одного вида деятельности на другой.

                 

                   III. Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет «Речевая практика» входит в образовательную область «Язык и речевая практика» обязательной части учебного плана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на начальном этапе обучения.

В соответствии с планом АООП и годовым календарным графиком   КОУ «Исилькульская школа-интернат» программа    рассчитана на   62    часа  в год

 (2 часа в неделю).

        VI. Результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение учащимися личностных результатов:

-  осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

 - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

-  владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

 - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

-  формирование готовности к самостоятельной жизни.

Программа обеспечивает достижение учащимися 3 класса базовых учебных действий:

1.  Личностные учебные действия:

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней,  и эстетическому её восприятию;
  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
  • понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
  • готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

2.  Коммуникативные учебные действия:

  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель – класс);
  • договариваться и изменять своё поведение с учётом поведения других участников спорной ситуации;

3.  Регулятивные учебные действия:

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;
  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
  • пользоваться учебной мебелью;
  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,   вставать и выходить из– за парты и т.д.);
  • работать с учебными принадлежностями  (инструментами) и организовывать своё рабочее место;
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов;

4.  Познавательные учебные действия:

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
  • устанавливать видо – родовые отношения предметов;
  • делать простейшие обобщения, сравнивать,  классифицировать на наглядном материале;
  • пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
  • наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, предъявленное на бумажных и электронных носителях);

Предметные результаты

К концу обучения в 3 классе  учащиеся  должны  уметь:

Достаточный  уровень 

  • передавать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или артистами в записи;
  • выполнять инструкцию, предложенную в письменной форме;
  • выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения после анализа;
  • использовать громкую и шёпотную речь, менять темп тон речи по указанию учителя и в зависимости от ситуации;
  • участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
  • участвовать в ролевых играх,  внимательно слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать;
  • правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова;
  • здороваться,  прощаться, просить прощения и извиняться,  используя соответствующие   выражения;
  • сообщать свои имя и фамилию, домашний адрес, имена и фамилии своих родственников;
  • принимать участие в коллективном составлении рассказов по темам речевых ситуаций;

Минимальный   уровень:

  • выполнять задания по словесной инструкции  учителя, детей;
  •     выражать свои просьбы, используя вежливые слова; адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми;
  •  сообщать свои имя и фамилию, домашний адрес; объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя);
  •    участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
  • выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя;
  • участвовать в беседе.

V. Содержание учебного предмета

V.1.  Содержание программы

Школьная жизнь.

1.Снова в школу.

2.Это моя школа.

3. Хочешь со мной дружить?         

Я и мои товарищи.

1. Мы собрались поиграть…

2. Весёлый праздник.

3. Вместе после уроков.

Играем в сказку .

1.Сказки про Машу.

2. Снегурочка.

3.Волк и семеро козлят.

4. Гуси-лебеди.

Я дома.

1. Телефонный разговор.

2. Мой дом и моя семья.

3. Обмениваемся бытовыми советами.

Я за порогом дома.

1. В библиотеке.

2. Отправляюсь в магазин.

3. Я – зритель.

4.  На приёме у врача.

Мир природы.

1. Погода и мы. Какая сегодня погода?                                    

2. Учимся понимать животных.

3. Мы – друзья или враги природы?

Это я!

1.Узнай меня!

2. Привычки хорошие и не очень.

 V.2. Тематический план

п  п

Наименование лексической темы

Кол – во

часов

1.

Школьная жизнь.

8ч.

2.

Я и мои товарищи.

9ч.

3.

Я дома.            

8ч.

4.

Я за порогом дома.

11ч.

5.

Играем в сказку.

12ч.

6.

Мир  природы.

9ч.

7.

Это я!

5ч.

                                                                           Всего

62ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА 4 класс, для обучающихся имеющих сложный дефект

Рабочая программа по предмету «Речевая практика»  в 4 классе, для обучающегося имеющего сложный дефект, составлена  на основе  Программ специальных (коррекционных) общеобразовательных у...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живой звук" для обучающихся с ОВЗ 1 класс (речевая практика)

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живой звук" речевой практики разработана в соответствии ФГОС второго поколения для обучающихся 1 класса с ОВЗ, рассчитана на 34 часа (1час в неделю)....

Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 1 класс

Цель рабочей программы по предмету «Речевая практика» в первом классе – развитие речевой коммуникации для учащихся первого класса как способности использовать вербальные и невербальные средства для ос...

Мастер - класс на тему Особенности планирования и проведения уроков "Речевая практика" 1 класс

В докладе представлен материал по  проведению уроков "Речевая практика" в 1 классе в образовательных организациях, реализующих АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью...

Рабочая программа по учебному курсу "Речевая практика" в 1 классе для обучающихся с ОВЗ.

Рабочая программа по учебному курсу "Речевая практика" в 1 классе для обучающихся с ОВЗ. Приложение к АООП.Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования об...

Открытый урок по речевой практике в 1 классе по теме "Зима.Признаки зимы"

Задачи:Образовательные:·         познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы;·         науч...

Подборка речевого материала для активизации речевой практики для 1 дополнительного класса слабослышащих, позднооглохших и кохлеарно имплантированных учащихся

В разработке представлен речевой материал, инструкции и варианты работы над ритмико-интонационной стороной речи   для 1 дополнительного класса слабослышащих, позднооглохших и кохлеарно импла...