Современные инновации в начальной школе.
статья

Корчагина Светлана Викторовна

Новые методы и формы работы учителя начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные инновации в начальной школе

        У наших учеников 21 века мы обязаны воспитать привычку к переменам, научить их быстро реагировать на смену условий, добывать нужную информацию, разносторонне её анализировать. Характерно, что тяга к новизне, исследовательской деятельности, по утверждению психологов, свойственна именно младшему школьнику. У детей младшего школьного возраста ведущим является правое полушарие, отвечающее за целостное эмоционально-образное восприятие и мышление. Человек правополушарного типа – исследователь.

        В инновационной деятельности можно выделить три основных блока: техническая, учебная и внеурочная инновации.  Эти блоки все интегрируются, если берешь техническую область, хочешь, не хочешь, а она все равно интегрируется в учебную область. Рассмотрим все блоки по порядку.
Техническая инновация.
      В современном мире технический прогресс достиг невиданных результатов. Он затронул все сферы жизни человека, и школа не стала исключением.
Мультимедийные установки, проекторы, электронные дневники, электронные учебники, интернет ресурсы и т.д. Например, становится все более популярно размещать в школах интерактивные доски. Они вызывают большой интерес у детей, так как позволяют им самим проводить исследовательскую работу. Ребенок сам для себя решает, что ему интересно и может расширить познания в данной области, набрав заинтересовавшее его животное или событие и прочитав более полную информацию. Далее он может заняться исследовательской работой, но уже под руководством учителя. Если у ребенка есть образовательный продукт, появляется инновационная идея, которую он может дальше развить, и в дальнейшем, он может направить свои доклады и на конференции.
Уже
давно применяются видео лекции, с помощью камер и других технических приспособлений, здесь не только техническая, но и инновационная деятельность. Лекции уже недостаточно слушать, в свете последних технических достижений, возможно непосредственно принимать в них активное участие. Популярны становятся веб-квесты. Это новое направление в педагогике, позволяющее учителю формировать учебные задания при помощи технологий Всемирной паутины. Веб-квесты обладают тем достоинством, что совмещают игровой потенциал с познавательными и исследовательскими возможностями. Учитель, составляя задание, дает учащимся ссылки на определенные ресурсы. Те, выполнив задание, оставляют отчет на сайте веб-квеста. Задачи могут быть долгосрочными и кратковременными, групповыми и индивидуальными.
Учебные инновации.
В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся такие инновационные технологии:
1. Информационно – коммуникационная технология
2. Технология развития критического мышления
3. Проектная технология
4. Технология развивающего обучения
5. Здоровье сберегающие технологии 
6. Технология проблемного обучения
7. Игровые технологии
8. Модульная технология
9. Технология мастерских
10. Кейс – технология
11. Технология интегрированного обучения
12. Педагогика сотрудничества. 
13. Технологии уровневой дифференциации 
14. Групповые технологии.                                                                                                В своей практике я активно использую технологию критического мыщления
 
Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения.                                                                                                           В ходе работы в рамках этой модели школьники, овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.. Это, прежде всего, подход, являющийся способом «разукрасить» урок, доставить детям удовольствие от использования игровых приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности. Это совершенно четкая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели.
Основные методические приемы развития критического мышления:
1. Прием «Кластер»
2. Таблица
3. Учебно- мозговой штурм
4. Интеллектуальная разминка
5. Зигзаг
6. Прием «Инсерт»
7. Эссе
8 Приём «Корзина идей»
9. Приём «Составление синквейнов» 
10. Метод контрольных вопросов
11. Приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…»
12. Круги по воде
13. Ролевой проект
14. Да – нет
Технология проблемного обучения.
      Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.

      В общем виде технология проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения, т. е.
1. строят гипотезу,
2. намечают и обсуждают способы проверки ее истинности,
3. аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.
     Преимущества технологии проблемного обучения: способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения.

Внеурочная деятельность
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

. Сейчас популярны всевозможные тематические недели, различные квесты, флешмобы. 
Флешмоб (переводится как «мгновенная толпа») – это заранее спланированная, массовая акция. Если говорить о молодежном экологическом флешмобе, то обычно это выглядит так: группа подростков (несколько детских объединений естественнонаучной направленности города) по предварительной договоренности появляется в общественном месте и выполняет заранее оговоренные действия согласно сценарию, который содержит мысль об ответственности за состояние окружающей среды. Для школьников участие во флешмобах дает возможность ощутить причастность к большому общему делу, испытать себя, произвести впечатление на окружающих, приобрести новых друзей. И, конечно, все участники события получают положительный эмоциональный заряд.
Квест (в переводе «поиск)» - это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка – это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными. Замечательно то, что квесты могут проводиться как в классе, так и в городе, на природе, то есть практически в любом окружении.
Квест – это совершенно новая форма как обучающих, так и развлекательных программ, которая позволяет ребятам полностью погрузиться в происходящее, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры? Живой квест построен на коммуникационном взаимодействии между игроками. Не общаясь с другими игроками невозможно достичь индивидуальных целей, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих. Живые квесты несут в себе элемент соревнования, они способствуют развитию аналитических способностей. Погружение в атмосферу игры было бы неполным без неожиданных встреч, например, с таинственными обитателями старинных крепостей или заброшенных фортов. Учащиеся могут дополнять живые квесты по ходу их прохождения, все зависит лишь от фантазии и изобретательности участвующих детей.

       Урок русского языка в 3 классе. Тема: «Непроизносимые согласные в корне слова».

По заданию учителя уч-ся читают вслух слова: радость, радоваться, радостный, радостно.

Учитель одновременно предъявляет два противоречивых факта: в одних словах «т» произносится, в других – нет.

Ученики удивлены (возникновение проблемной ситуация).

Умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи – всё это ведёт к самостоятельной познавательной деятельности, к умению быть успешным в быстро изменяющемся мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновации в начальной школе

Данная статья была представлена на региональной научно-практической конференции «Инновационная образовательная деятельность: региональный аспект»...

Вариативность и инновация в начальной школе.

В нашем муниципальном районе развивается   вариативность  образовательных  программ и  учебно-методических  комплектов....

Инновации в начальной школе

Презентация знакомит с нововведениями в образовательной деятельности в начальной школе , которые обусловлены введением  ФГОС....

Инновации в начальной школе

Статья о внедрении инноваций в начальной школе...

Инновации в начальной школе

инновации в начальной школе...

«Как используются инновации в начальной школе»

Готовность учителя к внедрению новых методик и технологий в учебный процесс является определяющим фактором в современном обучении. учитель начальных классов Фундамент инновационного подхода – в ...