Вариативность и инновация в начальной школе.
статья на тему

Гайфутдинова Гульфия Габдулловна

  В нашем муниципальном районе развивается   вариативность  образовательных  программ и  учебно-методических  комплектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл variativnost_v_nachalnoy_shkole.docx16.3 КБ

Предварительный просмотр:

                            Вариативность и инновация в начальной школе.  

   Гайфутдинова Гульфия Габдулловна,

методист    Управления образования,

г. Альметьевск

   Начальная школа – принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации; при благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки ребенка. Сегодня начальная  школа обязана не только  научить  детей  правильному, выразительному  и осознанному  чтению, грамотному, каллиграфически верному  письму, безошибочному  счету, правильной   литературной  речи,  но и   закладывать основу формирования  учебной  деятельности ребенка – систему  учебных и познавательных  мотивов, умение  принимать, сохранять, реализовывать  учебные  цели, планировать,  контролировать  и  оценивать  учебные  действия  и  их результат.

      Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности общих учебных умений, навыков и способов деятельности, на которых лежит существенная доля ответственности за успешность обучения в основной школе. Уровень их развития определяет характер познавательной деятельности школьника, его возможности целесообразно и целенаправленно ее организовывать, владеть речевой деятельностью и способами работы с информацией и т.п.  В  условиях  формирования   конкурентоспособной  личности  на  ступени  начального  образования  школа  должна  перейти  от  традиционной  установки  на  формирование    знаний, умений, навыков  к  воспитанию  универсальных   способностей   ребенка. С  этой  целью  учителя  начальных  классов  внедряют  в учебный  процесс  новые  формы,  методы  и   новые  развивающие  программы.

        В нашем муниципальном районе развивается   вариативность  образовательных  программ и  учебно-методических  комплектов. В начальной школе представлены сегодня различные дидактические системы и образовательные программы.  

      Охват  вариативным   образованием.  

  •  «Перспектива»-40,79%;
  • «Планета знаний»-23,28%;
  • «Перспективная начальная школа»-8,48%;
  • «Школа 2100»-8,17%;
  • «Начальная школа 21 века»-7,44%;
  • «Школа России»-3,71%;
  • «Перспектива (тат.)»-3,4%;
  • «Школа 2000- 2100»-2,91%;
  • «Система Л.В.Занкова»-1,18%;
  • «Начальная инновационная школа»-0,54%;

     В  каждой школе   ведется  мониторинг  по  вариативным  системам, по  предметам.    

     Прослеживается   положительная  динамика по  русскому  языку  в моделях «Школа 2100»,  по системе Л.В.Занкова, по математике «Школа 2000», система Л.В.Занкова, «Планета  знаний».  Стабильно  высокие показатели  у учителей, которые  работают  по  «Перспективной  начальной  школе», «Начальная школа 21 века».   В  данных  классах   основной акцент делается на формирование прочных навыков учебной деятельности, на овладение учащимися устойчивой речевой, письменной и математической грамотностью, на развитие ума, воли, чувств и нравственных качеств. т.е. на общее развитие, максимально реализуются идеи развивающего обучения. 

    Использование    личностно  ориентированных, информационно – коммуникативных, компьютерных,    здоровьесберегающих, игровых   технологий,  проблемного, разноуровневого  обучения,   исследовательских,  проектных  методов позволяют  учителям  начальных  классов  успешно  решать  задачу  улучшения  качества  обучения  и  воспитания  учащихся.  

      Осуществляется   поэтапный  переход  на  системно-деятельностный  подход в обучении, который предполагает:  воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, ориентацию на результаты образования, учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. Личностно-ориентированная развивающая модель обучения дает высокий результат, но она рассчитана на учителя творческого, не жалеющего сил и времени для ее реализации. У такого учителя учащиеся нестандартно и четко мыслят, с удовольствием, обоснованно, аргументировано строят свою речь.

     В последнее десятилетие вариативность начального образования позволила получить более существенные результаты обучения, приблизиться к реальной организации личностно-ориентированного развивающего обучения. Это означает, что учителя начальной школы нашего района  стали больше внимания уделять не репродуктивным заданиям, рассчитанным в основном на восприятие и память, а заданиям, в выполнении которых принимают участие мышление и воображение. Направленность процесса обучения на поисковую, творческую деятельность детей – это  то новое, что пришло в школу вместе с новыми технологиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновации в начальной школе

Данная статья была представлена на региональной научно-практической конференции «Инновационная образовательная деятельность: региональный аспект»...

Инновации в начальной школе

Презентация знакомит с нововведениями в образовательной деятельности в начальной школе , которые обусловлены введением  ФГОС....

Инновации в начальной школе

Статья о внедрении инноваций в начальной школе...

Инновации в начальной школе

инновации в начальной школе...

Современные инновации в начальной школе.

Новые методы и формы работы учителя начальных классов....

«Как используются инновации в начальной школе»

Готовность учителя к внедрению новых методик и технологий в учебный процесс является определяющим фактором в современном обучении. учитель начальных классов Фундамент инновационного подхода – в ...

Статья. Инновации в системе начального общего образования Технология проектного обучения в начальной школе.

Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности. Он способствует развитию ...