Игрушка как средство всестороннего воспитания детей дошкольного возраста.
статья

Шааб Татьяна Владимировна

Роль игрушки в воспитании детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_igrkshka.docx20.91 КБ

Предварительный просмотр:

Игрушка как средство всестороннего воспитания детей дошкольного возраста.

        Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве своеобразного обобщенного эталона окружающей материальной действительности. Но ценность игры и игрушки заключается не только в том, что они знакомят ребенка с жизнью, главное, что они являются важным фактором поэтапного движения психического развития ребенка, что обеспечивает для него возможность осуществления всех видов деятельности на все более высоком уровне.

Хотя игра и является как бы производной от повседневного жизненного опыта ребенка, это не означает, что она лишена предвосхищающей функции по отношению к внеигровым формам его практической деятельности. Игра может использоваться в целях планирования и прогнозирования поведения человека в определенных ситуациях его будущей деятельности. Примером могут служить различные обучающие игры дошкольников, массовые патриотические игры подростков.

То же можно сказать и в отношении игрушек. Является ли игрушка реалистической, условной по образному решению или предметом, ее заменяющим, она всегда представляет собой обобщенное явление – знак по отношению к своему прототипу (реальному человеку, телефону, ложке, космическому кораблю или компьютеру).

Игрушки могут быть самыми разнообразными по теме и художественному решению, но все они должны отвечать определенным педагогическим требованиям.

Главнейшие из этих требований являются: возрастная  адресованность и соответствие игрушек разным видам игр.

Содержание игровой деятельности детей раннего возраста составляют различные действия с предметами, игрушками и их заменителями. В дошкольном детстве игровые действия – это действия общения. Именно в раннем детстве подготавливается деятельностная основа для перехода к игре нового качества – сюжетно-ролевой и ролевой. Предметно-игровая деятельность в раннем детстве не является однородной. Накапливая опыт действий с различными предметами, ребенок в результате общения с окружающими взрослыми людьми знакомится и с явлениями окружающей жизни, и это существенно меняет предметно-смысловое содержание и его игровых действий.

        Все виды игрушек подразделяются:

I. По принципу соотносимости с разными видами игр: сюжетными, дидактическими, спортивными, играми-развлечениями.

1. Сюжетно-образные игрушки, прообразом которых являются одушевленные и неодушевленные объекты окружающего мира, используются преимущественно в сюжетных играх:

а) куклы;

б) фигурки людей;

в) фигурки животных;

г) предметы игрового обихода;

д) театральные;

е) празднично-карнавальные;

ж) технические.

2. Дидактические игрушки предназначены для дидактических игр, в содержании или конструкции которых заложены обучающие (развивающие) задачи:

а) собственно дидактические – основаны на принципе самоконтроля;

б)дидактические игры (наборы) с правилами – предназначены преимущественно для игр на столе (полиграфические и др.);

в) конструкторы и строительные наборы;

г) игры-головоломки;

д) музыкальные игрушки.

3. Спортивные игрушки.

4. Игрушки-забавы.

II. Игрушки по степени готовности:

1. готовые;

2. сборно-разборные, состоящие из трансформирующихся частей и деталей;

3. заготовки и полуфабрикаты для игрушек-самоделок;

4. набор различных материалов для создания игрушек-самоделок.

III. Игрушки по виду применяемого сырья:

1. деревянные;

2. пластмассовые;

3. металлические;

4. из тканей, в том числе набивные игрушки;

5. резиновые;

6. из бумаги и картона;

7. из керамики, фарфора и фаянса;

8. из древесных материалов, папье-маше;

9. из новых синтетических материалов.

        Ведущими  атрибутами детских игр являются игрушки различного вида, которые оказывают на него разноплановое, как позитивное, так и негативное, влияние.

        Игрушка оказывает большое влияние на развития речи ребёнка: первые слова, которые ребёнок запоминает, обычно связаны с игрушками. В своих ежедневных играх с игрушками ребёнок учится называть не только сами предметы, которыми пользуется, но их особенности, величину, форму, цвет и пр. Он включает игрушки в соответствии со своими представлениями в игру и определяет их отношение к остальным предметам и лицам, участвующим в игре. Все свои действия в игре ребёнок сопровождает речью.

        На протяжении почти всего дошкольного возраста игрушка является центром, вокруг которого развивается детская деятельность. Игрушка побуждает ребенка к игре и способствует развитию содержания игры: развивается детская фантазия и изобретательность. Иногда внешний вид игрушки настолько привлекает ребёнка, что он старается развить такую деятельность, в которой можно было бы применить понравившуюся ему игрушку. Так игрушка становится прямым побудителем детской игры.

        Игрушка оказывает влияние на воспитание чувства коллективизма. Она активизирует не одного ребёнка, а целую группу, благодаря чему создаются и укрепляются дружеские взаимоотношения. Общие игры детей с игрушкой развивают в них чувство коллективизма и благотворно влияют на жизнь детей в детском саду.

        Излюбленные игрушки детей могут служить первой пробой для пытливости ума и склада характера, каковым указанием, можно руководствоваться даже при дальнейшем воспитании их. Какие же игрушки давать детям? В этом отношении лучшие педагоги всех времён почти единогласно дают следующие советы:

        во-первых, игрушки ни в коем случае не должны быть даваемы детям сразу в большом количестве;

        во-вторых, никогда не следует давать детям игрушек дорогих и чересчур замысловатых, так как они не поймут ни смысла, ни значения;

        в-третьих, не следует давать детям игрушек бессмысленных;

        в-четвёртых, игрушками, наиболее полезными для свободного развития и деятельности детей, следует признать игрушки возможно простые и подручные для ребёнка, при той или другой жизненной обстановке; но что касается вопроса: какие же именно игрушки следует выбирать для детей? Лучше всего для этой цели пригодны такие игрушки, которые при простоте и полной понятности ребёнка в то же время были бы удобными для приспособления их ко многим другим ролям, на которые может обратить их детская фантазия, ровно как с некоторым успехом развивать и физические силы детей.

Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Игрушка в данном случае выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия, с которыми надлежит ребенку.

Игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Давая детям представления о людях разных профессий, разных национальностей, она в тоже время может помочь воспитанию чувства симпатии, уважения к ним.

Игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтоб подготовить малыша к вхождению в общественные отношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Малые фольклорные жанры как средство развития речи детей дошкольного возраста

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения, художественные произведения и другие...

"Дымковская игрушка, как средство патриотического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста"

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Пусть ребенок чувствует кра...

Мастер-класс для воспитателей «Новые виды конструирования как средство для всестороннего развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС. LEGO – конструирование и робототехника»

Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активной педагогической работы по конструктивно-модельной деятельности....

Мастер-класс "Лего-конструирование как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Цель: заинтересовать, повысить компетентность педагогов по использованию лего - конструктора в педагогической деятельности.Задачи:-дать общее представление о конструкторе LEGO, как о средстве раз...

Мастер-класс для воспитателей «Новые виды конструирования как средство для всестороннего развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС. LEGO – конструирование и робототехника»

Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активной педагогической работы по конструктивно-модельной деятельности....