Предметно- развивающая среда как средство военно- патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
материал

Жирова Елена Николаевна

Патриотическое воспитание – это процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств,формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения.    Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ  дает возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность, самостоятельность и инициативу, патриотические чувства каждого ребёнка с учётом его склонностей и интересов.


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Улыбка» с. Рождествено  
Валуйского района Белгородской области

Предметно- развивающая среда
 как средство военно- патриотического воспитания
   детей дошкольного возраста.

Воспитатель: Жирова Елена Николаевна

                              Предметно- развивающая среда
               как средство военно- патриотического воспитания
                               детей дошкольного возраста.

 
Глобальные  внешнеполитические изменения в мировом сообществе обнажили  проблемы  ценностей личности   в масштабах государства, вскрыли проблему формирования чувства патриотизма, отношения к историческим событиям, к известным личностям. В семьях материальные ценности стали доминировать над духовными. Ушло поколение, помнящее войну и годы восстановления великой страны, закладывавшее правильные ценностные ориентиры потомкам с младенчества. Потеряны традиции воспитания «советской педагогики». Возрождение патриотического воспитания это шаг к возрождению России.
 Дошкольные образовательные учреждения - это самое первое звено системы образования. Они призваны сформировать у детей базовое представление об окружающем нас мире, об отношении человека к природе, к малой Родине, к своему Отечеству, желание сохранять и приумножать богатство своей страны, готовность к военной службе, воспитание уважения к боевому прошлому России. 

  Патриотическое воспитание – это процесс взаимодействия педагогов и

воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств,

формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения.

  Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста, в рамках

Реализации ФОП ДО –создание условий для становления основ патриотического сознания воспитанников, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально –нравственного и познавательного развития, развития инициативы и

творческих способностей, на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

   Задачи патриотического воспитания:

• приобщать детей к традициям и обычаям своего народа,

• формировать у детей чувство привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу, стране;

• формировать толерантность к другим народам и желание почерпнуть хорошее в культуре других стран;

• формировать представление о России как о родной стране, о Москве - как о столице России;

• воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России;

• побуждать детей к совершению добрых дел на благо своей семьи и страны.

• формировать бережное отношение к природе и всему живому.

В нашем детском саду данные задачи решаются через организацию предметно-развивающей среды во всех видах детской деятельности.
 
Материалы, размещенные в ДОУ, я определила по нескольким направлениям военно- патриотического воспитания:

                                                 «Моя семья». 
Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля. У нас оформлена  выставка «Генеологическое древо моей семьи», «Рождественские традиции моей семьи», которые явились  результатом проектной деятельности.
Дети узнали больше о своей семье: о членах семьи, семейных традициях и профессиях. Совместная деятельность способствовала укреплению детско– родительских отношений. В патриотических уголках в группах есть альбомы «Мамы разные нужны», «Выходные с папой», «Мой папа в армии служил», «Профессиональное древо моей семьи». Рассматривая альбомы организуем беседы о профессиях, их значимости для процветания малой родины; подчеркиваем ценность семейных отношений, воспитывая уважительное отношение к членам семьи.
                                «Мой родной край» 
 
 О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к предкам, гордость за землю, на которой живёшь.
   Панно «Форпост Валуйки», используется воспитателями как наглядное пособие при знакомстве дошкольников с историей родного края.
Акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других национальностей.
  Мини-музей «Русская изба»
 погружает ребёнка в национальный быт и, как образовательный модуль,  является хранилищем предметов домашнего обихода, элементов одежды наших предков. Мы попадаем в воссозданную атмосферу старинной русской избы. Здесь осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. Средствами музейной педагогики воспитание детей проходит более эффективно и комфортно. Воспитанники знакомятся с укладом жизни крестьянской семьи, изучают экспонаты, что помогает детям осознать свои «корни», ощутить родственную связь с прошлым. Здесь организуются посиделки: естественная среда создает колоритную атмосферу для овладения языком, народными традициями, и, таким образом, укрепляем любовь к малой и большой Родине.

   Фотовыставка «Природа моего края» оформлена из работ воспитанников ДОУ. Ее экспонаты позволили создать положительный эмоциональный фон, способствующий освоению ребенком знаний о родном крае.  Дети увидели красоту пробуждения природы в распускающемся подснежнике,  испытали уважение к старой иве, посаженной  прадедом, почувствовали тяжесть труда земледельцев на поле под последними лучами заходящего солнца.

    В групповых патриотических уголках созданы фотоальбомы с фотографиями памятников и памятных мест родного края, игры, закрепляющие знания о флоре и фауне Белгородчины, созданы макеты, отражающие сельскохозяйственное направление промышленности Белгородчины. Украшают интерьер куклы в национальных костюмах: Белогор и Белогорочка.

  •                        «Моя Родина – Россия» 
         В фойе расположены Стенды, которые  несут как наглядную информацию для детей, так и письменную информацию для взрослых.
         
    Стенд «Россия- Родина моя!»
      На нем представлена информация о геральдике России и Белгородской области, фото президента России В. В. Путина и губернатора области В. В. Гладкова. Интерьер украшает художественная композиция, олицетворяющая Россию и многонациональный состав народов, проживающих на ее территории.
         В Группах оформлены патриотические уголки, в которых размещена информация о столице России – Москве,  о главных достопримечательностях страны; о символике государства (национальном флаге, гербе; о народных героях; российских праздниках;  предметах декоративно-прикладного искусства;  современной архитектуре. Дидактические игры для детей "Собери герб", "Собери флаг", «Праздники».

Информация постоянно пополняется и обновляется в соответствии с темой недели. Имеются различные виды театра по русским народным сказкам, атрибуты декоративно – прикладного творчества. 

   У нас функционирует уголок «У Лукоморья», посвященный творчеству великого русского писателя А. С. Пушкина. Знакомим воспитанников с его творчеством как образцом русского языка и приобщаем  к богатству народной культуры.  Имеется папка рисунков на тему прочитанных сказок и стихов, расскраски для самостоятельной деятельности.

  В центре «Удивительный космос» знакомим детей с историей первой космической ракеты, первым советским космонавтом, покорившим космическое пространство, Ю. А. Гагариным, воспитывая чувство патриотизма и гордости за достижения патриотов своей страны.

                                               Защитники Отечества. 

   «Стена памяти» с портретами наших героев-земляков создана с целью закрепления знаний детей о Великой Отечественной Войне ,о том, как люди защищали свою страну,  воспитывая чувство патриотизма и любви к своему народу и его подвигу.

 Здесь представлены портреты земляков-участников ВОВ, получивших звание Герои Советского Союза. Дополняет фотовыставку «Книга памяти», предназначенная для родителей, с описанием краткой биографии и подвигов Белгородцев. Мы расширили экспозицию, включив в нее портреты участников Курской битвы, являвшейся одним из важнейших и  самым крупным танковым сражением ВОВ.
 Отдельно оформлена стелла, посвященная  Прохоровскому сражению и, здесь же, великому полководцу, генералу Армии Н. Ф. Ватутину,  позволяющая воздействовать на военно- патриотические чувства дошкольников через произведения искусства и фотоматериалы; воспитывая желание встать на защиту нашей великой страны.  
    У нас появилась экспозиция, посвященная героям специальной военной операции, отдавшим жизни за мир на русской земле. Память о них должна жить в сердцах каждого гражданина России.

   Здесь проводятся такие мероприятия, как: литературно – исторический час «Война. Победа. Память», «Поколение солдат», «Никто не забыт! Ничто не забыто!»
 
В группах имеются музеи в чемодане, посвященные боевым подвигам односельчан, альбомы «Дети войны!», «Родина Н. Ф. Ватутина», «Рода войск»
      В детском саду оформлена выставка творческих работ детей, которая периодически обновляется. Темы творческих заданий «всегда находят нужный отклик в сердцах ребят, волнуя их воображение, что, несомненно, посеет первые семена любви к родной земле. 
   Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ организована таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность, самостоятельность и инициативу, патриотические чувства каждого ребёнка с учётом его склонностей и интересов.
   Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника.  
   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ КАБИНЕТЕ

методические рекомендации каким должен быть логопедический кабинет...

Предметно - развивающая среда

Сообщение из опыта работы...

Педагогическая игра на тему: «Предметно-развивающая среда ДОУ в соответствии с ФГТ»

1. БЛИЦТУРНИР "Педагогический опрос"   2. Основные направления развития детей   способствующие реализации предметно – развивающей среды образовательного учреждения...

Проект "Коррекционный уголок, как часть предметно - развивающей среды в логопедическом кабинете"

Педагогический проект, выполненый логопедом,который можно в дальнейшем применять на практиеке....

Выступление на педагогическом совете "Интерактивное обучение, предметно-развивающая среда".

В выступлении рассказывается о том,как интерактивные формы организации учебного процесса помогают формировать универсальные учебные действия, обеспечивающие школьникам умение учиться, способность к са...

предметно- развивающая среда в детском саду "Солнышко"

В презентации показано, в каких условиях  проживают детство дошкольники детского сада "Солнышко", насколько вдумчиво и скурпулезно заполнялось образовательное пространство.Выбор стиля, цветового ...

Современный урок в условиях ФГОС с применением предметно-развивающей среды

Выступление на заседании  ШМО «Начальная школа»2014-2015...