Предметно - развивающая среда
статья по теме

Сообщение из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetno_-_razvivayushchaya_sreda.docx19.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №2 р. п. Сосновка

«Предметно – развивающая среда» (из опыта работы)

Воспитатель: Донских Л.М.

                                                                                                       

2012год

Предметно – развивающая среда.

Существенное значение для реализации Программ ДОУ имеет организация окружающей среды. В соответствии с ФГТ дошкольного образования предметно – развивающая среда стала наиболее актуальной для развития творческой, активной, самостоятельной личности ребенка. Важно, чтобы в окружении ребенка находился стимулирующий его развитие материал трех типов: во-первых, использовавшийся в процессе специально организованного обучения; во-вторых, иной, но похожий и, в-третьих, «свободный», т.е. позволяющий ребенку применять усвоенные средства и способы познания в других обстоятельствах. В моей группе организованная предметная среда предполагает гармоничное соотношение материалов, окружающих ребенка в детском саду, с точки зрения количества, разнообразия, неординарности, изменяемости и т.д. Удачное решение, позволяющее использовать помещение группы наилучшим образом, представлено так называемым принципом комплексирования и свободного зонирования.

Проведя проблемный анализ предметно – развивающей среды в разновозрастной группе общеразвивающей направленности от 2 до 4 лет, пришла к выводу:  качественный и количественный состав предметной и игровой среды нуждается в изменении. Предметно – развивающая среда в данной группе оборудована на 54%.

Также была выявлена проблема неэффективности существующей среды: присутствует некоторая перенасыщенность в одном из направлений и недостаточность в другом, то есть наличие дисбаланса в оформлении и практическом применении оборудования и игр, используемых детьми.

Таким образом, возникло противоречие: в группе создана предметно-развивающая среда, но она не отвечает в полной мере современным требованиям федерального стандарта и не несёт той положительной роли в развитии детей, которую могла бы нести.

Я поставила перед собой цель создания актуальной  развивающей среды в каждой возрастной группе, способной  решить следующие задачи:

 1.Организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;

2.создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной);

3.создать комфортные условия пребывания воспитанников, приближенных к домашним;

4.содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной предметно-развивающей среды;

5.приобщить дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности.

С переходом на новые стандарты дошкольного образования,  

изучив методическую литературу, а также нормативные документы, регламентирующие выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов, требований ФГТ к среде ДОУ, я приступила к пересмотру  организации среды. Большую роль в организации среды в группе общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет оказало тесное сотрудничество с семьями воспитанников.

Нам приходилось  выступать в качестве дизайнеров, декораторов, кукольникаов, портных, художников, конструкторов, психологов, мастеровых. Силами родителей пополнился уголок «Мы играем» сшитыми нарядами для кукол, постельными принадлежностями, вязаными изделиями, мебелью. За счет своих средств родители приобрели набор конструктора в уголок «Маленькие строители». Спортивный уголок пополнился различным нетрадиционным оборудованием: массажными ковриками, ребристой доской. Уголок краеведения пополнился предметами ряженья, энциклопедией. Уголок «Юные экологи» родители пополнили различными природными коллекциями. Большой вклад родители внесли в оформление уголка безопасности: сделали стойки для дорожных знаков, приобрели тетради по ОБЖ, оказали материальную помощь в приобретении развивающих игр. Совместно с родителями искали удачные решения, позволяющие оптимально использовать ограниченное пространство детского сада. Зонирование помещений продумали и решили: материалы, стимулирующие развитие познавательных способностей, должны располагаться в разных функциональных зонах.

Для этого в рамках группового пространства были сформированы разные игровые и развивающие центры: «Мы играем» (игровой уголок), «Маленькие  строители» (уголок конструирования), «Мой маленький домик» (уголок уединения), «Мы – спортсмены» (спортивный), «Играем в театр» (театрализованный), «Талантливые пальчики» (уголок творчества), «Мир музыки и звуков» (музыкальный)., «Здравствуй, книжка!» (книжный уголок), «Юные экологи» (уголок природы,экспериментирования), «Уголок безопасности», «Мой край» (уголок краеведения), которые изменяются и пополняются в соответствии с тематической неделей, возрастными особенностями, способностями, интересами, гендерной принадлежностью детей и т.д.

 Учитывая санитарные и психолого-педагогические требования, мебель и игровое оборудование в каждой группе устанавливаю  так, чтобы ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий, исходя из эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью использую различную мебель, которая  легко передвигается. Правильно подобранная и расставленная мебель, рационально использованное пространство групповой комнаты позволяют сэкономить место, создать уют и привнести "изюминку" в интерьер групповой.

 Особое внимание уделяю эстетическому оформлению игровых центров, поскольку среда играет большую роль в формировании личностных качеств дошкольников. Ребенок находится в детском саду весь день и окружающая обстановка должна радовать его, способствовать пробуждению положительных эмоций и воспитанию хорошего вкуса. В интерьере всех возрастных групп делю ставку на "одомашнивание" предметной среды.

Большое значение отвожу оформлению коридоров. Все стенды оформляю в одном стиле в зависимости от названия группы. Так, в младшей группе уголки «Для вас, родители», «Я сам», «С кисточкой в ладошке» (выставка творческих работ) были оформлены в форме бабочки, так как группа носит название «Бабочки». Так же были оформлены уголки «Здоровейка», «ОБЖ», «Бабочки» (фотогалерея из жизни группы). В разновозрастной группе общеразвивающей направленности от 4 до 6 лет все уголки были оформлены в форме зонтиков, в группе общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет – в форме грибка.

Таким образом, за три  года мне удалось пересмотреть и оборудовать  предметно – развивающую среду, соответствующую требованиям нормативных документов и  до 70%  ФГТ к Основной общеобразовательной программе.

 В ходе реализации поставленных задач  заметно повысился  уровень моего профессионального мастерства по данной теме. К созданию предметной среды было привлечено 40% родителей, что помогло налаживанию взаимодействия с ними.

Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой дошкольников свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад. Значительно возросла продуктивность самостоятельной деятельности: в течение дня дети создают и выполняют много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и т. д.

Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ КАБИНЕТЕ

методические рекомендации каким должен быть логопедический кабинет...

Педагогическая игра на тему: «Предметно-развивающая среда ДОУ в соответствии с ФГТ»

1. БЛИЦТУРНИР "Педагогический опрос"   2. Основные направления развития детей   способствующие реализации предметно – развивающей среды образовательного учреждения...

Проект "Коррекционный уголок, как часть предметно - развивающей среды в логопедическом кабинете"

Педагогический проект, выполненый логопедом,который можно в дальнейшем применять на практиеке....

Выступление на педагогическом совете "Интерактивное обучение, предметно-развивающая среда".

В выступлении рассказывается о том,как интерактивные формы организации учебного процесса помогают формировать универсальные учебные действия, обеспечивающие школьникам умение учиться, способность к са...

предметно- развивающая среда в детском саду "Солнышко"

В презентации показано, в каких условиях  проживают детство дошкольники детского сада "Солнышко", насколько вдумчиво и скурпулезно заполнялось образовательное пространство.Выбор стиля, цветового ...

Современный урок в условиях ФГОС с применением предметно-развивающей среды

Выступление на заседании  ШМО «Начальная школа»2014-2015...

Дидактический материал предметно-развивающей среды в кабинете

Данный дидактический материал представляет собой сборник универсальных текстов для учащихся 1 класса. Данные тексты можно использовать при следующих заданий: списывание, письмо под диктовку, отработка...