Главные вкладки

    Современный урок в условиях ФГОС с применением предметно-развивающей среды
    материал по теме

    Шарифьянова Альфия Алисовна

     Выступление на заседании  ШМО «Начальная школа»2014-2015

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 2015_vystuplenie7.docx30.3 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    «Петровскозаводская средняя общеобразовательная школа»

    Сармановского муниципального района Республики Татарстан

    Выступление на заседании  ШМО «Начальная школа»

    Современный урок в условиях ФГОС с применением

    предметно-развивающей среды

     

     

                                                        

     

     

     

     

    Учитель начальных классов:  Шарифьянова А.А.

    Март, 2014-2015 учебный год

    Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающей ребёнка конкретного мира…. Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы….                                                    Е. И. Тихеева

    В начале нового тысячелетия наступила насущная потребность в модернизации одного из важнейших институтов социализации человека – системы образования. Новая школа должна максимально соответствовать требованиям времени.

          Современная школа - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.

    Образование в целом находится на новом этапе развития. Этому способствуют социально-экономические перемены, которые ставят образовательные учреждения перед множеством сложных проблем.

          Федеральные государственные образовательные стандарты  второго поколения говорят о том, что  школа должна разработать образовательную программу таким образом, чтобы создавались  условия для раскрытия внутреннего потенциала каждого ребенка, учитывались его склонности, чтобы ребенок мог успешно адаптироваться в сегодняшнем реальном мире: на создание условий для воспитания детей с высокими моральными, эстетическими и духовными качествами; на создание условий для решения проблем ЗОЖ ученика и его здоровья.

           Итак, методологическая основа стандартов второго поколения сводится к следующей модели:

    Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
    Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
    Учебная задача – задача, решая которую, ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.
    Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
    Учебное действие – действие по созданию образа.
    Образ – слово, рисунок, схема, план.
    Оценочное действие – я умею! У меня получится!
    Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю таким образом… (формирование мировоззрения)

    Портрет выпускника начальной школы.

    Важнейшие черты выпускника школы:

    - нравственно и социально значимые качества (уважение к родной стране, своему народу, его истории, осознание своих обязанностей перед обществом, другими людьми, самим собой);

    - любознательность, активность в познании мира;

    - готовность действовать самостоятельно и отвечать за свои поступки, высокий уровень овладения учебными навыками и действиями.

    Образ выпускника — доброжелательный и коммуникабельный; осознанно выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни, готовый обучаться в основной школе.

           Важным направлением модернизации российского образования является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. 

       Здоровье – важнейшее условие успешной реализации личности. Задача формирования, сохранения и укрепления здоровья человека требует оценки и коррекции методических приёмов и педагогических технологий с естественно – научных позиций. Это означает прежде всего учёт психофизиологических особенностей младших школьников на каждом этапе индивидуального развития и обязательное соблюдение физиолого – гигиенических нормативов при организации учебного процесса и внеучебного времени.

          Начало систематического обучения ребенка в школе  связано с изменением  социальной ситуации,  социального статуса,  а также  изменением ведущей деятельности.

            Учебный процесс необходимо организовать так, чтобы, с одной стороны, успешно решались образовательные и воспитательные задачи, а с другой – не наносился вред здоровью обучающихся, обеспечивались нормальный процесс роста и развития организма, расширение его адаптивных возможностей.

         Материально-технические условия должны обеспечивать соблюдение:

    • санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (водоснабжение, канализация, освещение, воздушно-тепловой режим);
    • санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены);
    • социально-бытовых условий (наличие учительской, оборудованного рабочего места);
    • пожарной и электробезопасности;
    • требований охраны труда;
    • соблюдение сроков и объемов текущего и капитального ремонта.

    Информационно-образовательная среда образовательного учреждения

         Эффективность образовательного процесса должна обеспечиваться системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, создающих условия для реализации основной образовательной программы (информационно-образовательная среда).

      Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением компьютерных технологий.

    Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной

    образовательной программы

    • Требования к учебно-методическому и информационному обеспечению реализации основной образовательной программы включают:
    •  параметры комплектности оснащения образовательного процесса, в том числе по каждому учебному предмету;

    -параметры качества обеспечения образовательного процесса.

          Большую часть времени ребенок проводит в школе. Значит, развитие младшего школьника во многом зависит от рациональной организации предметно – развивающей среды в учебном кабинете. Здесь все имеет значение: цвет стен, мебель, разделение пространства на функциональные зоны, наличие места для самостоятельных игр и уединения ребенка, уставшего от вынужденного постоянного общения со сверстниками.

    Полноценное и эффективное развитие ребёнка возможно только в специально созданной предметно-развивающей среде.

               Поэтому среда имеет важное значение для развития детей. Все, что окружает ребенка – это не только игровая среда, но и среда в которую входят все специфические детские виды деятельности. Ни один ребенок не может развиваться полноценно только на вербальном уровне, вне предметной среды.

          Предметно- развивающая среда представляет собой систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

           Правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения.

          Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в образовательном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.

         Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте игра.

         Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к школе, желание посещать ее, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной учебной деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей младшего школьного возраста.

    Образовательная среда начальной школы — это:

    •   современная удобная мебель,
    •  магнитные плакаты,
    •   деревянные раздаточные дидактические материалы,
    •   игровые пособия,
    •   программные продукты,
    • конструкторы и многое другое.

    Предметно развивающая среда организуется на основе следующих принципов:

    • Принцип открытости
    • Принцип гибкого зонирования
    • Принцип стабильности-динамичности развивающей среды
    • Принцип полифункциональности.

          Ежегодно в образовательное учреждение поступает большое количество первоклассников. Первый год ребенка в школе – это период адаптации в новом коллективе, период психофизической адаптации.

          Начало систематического обучения в школе, связанное с изменением социальной ситуации, социального статуса, а также изменением ведущей деятельности, требует определённой психологической готовности ребёнка к школе.

           Учебный процесс необходимо организовать так, чтобы, с одной стороны, успешно решались образовательные и воспитательные задачи, а с другой – не наносился вред здоровью обучающихся, обеспечивались нормальный процесс роста и развития организма, расширения его адаптивных возможностей.

      Классная комната должна содержать не только традиционное учебное, но и игровое пространство, школьные рекреации и спортивные залы предоставлять возможность для двигательной активности. Учебное пространство должно быть насыщено дидактическим и цифровым оборудованием, позволяющим организовывать разные виды образовательной деятельности, работать с детьми фронтально, в парах, в малых и больших группах.

         

    Факторы, влияющие на планирование предметно- развивающей среды ОУ:

    1. Региональное расположение ОУ

    2. Архитектурно-планировочная структура здания и помещений.

    3. Влияние цвета на психофизиологическое состояние человека.

    4. Санитарно-гигиенические нормы и требования.

               Обучение в начальной школе проходит в одном помещении. Такие условия определяют реальную возможность использования межпредметных связей, т. к. все наглядные материалы и технические средства находятся "под рукой" учителя.

          В игровую предметно - развивающую среду входят: крупное организующее игровое поле, игровое оборудование, игрушки, игровая атрибутика разного рода, игровые материалы, необходимые для игровой деятельности детей. Все эти игровые средства находятся обычно не в каком-то абстрактном игровом пространстве, а в игровой комнате.

         Организация и использование игровой зоны является необходимым условием для сохранения и улучшения здоровья младших школьников. Занятия в игровой зоне благоприятно влияют на общий тонус ребенка, способствуют тренировке подвижных нервных процессов, создают положительный настрой и снимают статическое, психоэмоциональное напряжение.

        При конструировании комнаты необходимо учитывать  возрастные, индивидуальные особенности и потребности детей младшего школьного возраста, помещение должно отвечать требованиям многофункциональности, рациональности использования пространства, взаимосвязи цветовой отделки и освещения, целесообразности озеленения интерьера.  Пространство игровой комнаты нужно организовать  таким образом, чтобы  дети могли в нём свободно перемещаться, играть, отдыхать.

           Оснащение детской игровой комнаты позволяет педагогам начальной школы интересно организовать досуг детей во время динамической паузы, перемен. Многофункциональность оборудования в игровой комнате дает возможность проведения подвижных игр и развития творчества детей младшего школьного возраста, наряду с этим, гарантирует безопасность, так как, все выполнено из мягких, легких, экологически чистых материалов.

          Организация детской игровой комнаты в школе позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации.

          Оснащение игровой комнаты помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.

        

     В предметно - развивающую среду младшего школьника могут входить следующие зоны:

    1.  Учебная зона.

    Учебная зона включает в себя трёхсекционную магнитную доску, комплекты-пары «парта-стул», рабочее место учителя.

    2. Спортивно-оздоровительная зона

    Идея создания спортивно-оздоровительной зоны  обусловлена тем, что дети младшего школьного возраста  очень подвижны, им сложно сидеть на месте 4 урока, они переутомляются, устают от статичного образа. При этом нарушается и осанка,  недостаточно развиваются такие физические способности, как гибкость, ловкость. 

    Спортивно-оздоровительная зона – это в первую очередь,  гимнастическая  стенка с гимнастической доской. Здесь же на полу находится массажный коврик, на полках размещены массажные мячи, резиновые мячи различной величины, пластмассовые гантели, кегли, а также скакалки, настольный теннис, комплект ракеток, футбольный и баскетбольный мячи, горки, бассейн из мячей и т.д.

    Эффективность спортивно-оздоровительной зоны очень высока. Любой ребёнок, почувствовав усталость во время занятий, может пройти в спортивный уголок и самостоятельно сделать массаж стоп на массажном коврике, может повисеть на перекладине гимнастической стенки, может выполнить упражнения в лазании по стенке или доске. На гимнастической стенке дети закрепляют умения, полученные на уроках физкультуры, выполняют простейшие акробатические упражнения.

    3.    Игровой центр.

    Игровая зона предназначена для организации предметных и сюжетно-ролевых игр. Пол игровой зоны застелён ковром, поэтому дети могут играть сидя. В этой зоне есть уголок для мальчиков и уголок для девочек. На полках размещены различные игрушки: машинки, куклы, кукольная мебель, наборы инструментов, конструкторы и т.д. В уголке размещён небольшой раскладной столик и зеркало, прикреплённое  к стене на уровне глаз детей. Дети очень любят играть в такие сюжетно-ролевые игры, как «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», «Школа».  В свободное время ребята любят посидеть в игровом уголке с книжкой, играть в лото, домино, шашки и т.д.

    4. Коррекционная (социальная) зона.

    Одной из задач школы является коррекция нарушений психических процессов учащихся. Коррекционная работа ведётся как на уроках, так и во внеурочное время. Коррекционная зона или зона развивающих игр занимает несколько полок мебельной стенки. Здесь размещены различные игры на развитие сенсомоторных процессов, дидактические игры, развивающие познавательные процессы, шнуровки, мозаика,  пазлы, игры с сыпучими материалами. Дети сами выбирают игру или игру предлагает педагог с учётом индивидуальных потребностей ученика. Игры предназначены как для индивидуальной, так и для групповой работы. Дети играют, выполняют задания, конструируют сидя за партой или в игровом уголке.

    5. Зона отдыха.

    Большинство детей находятся в школе до 14.30 и 5 дней в неделю. Чтобы пространство игровой комнаты сделать более домашним, чтобы ученики более легко перенесли период адаптации, возникает проблема создания зоны отдыха. В зоне отдыха находятся телевизор, DVD-проигрыватель, магнитофон. Во время просмотра дети сидят за партами или на мягких стульях. Учащиеся  любят смотреть мультфильмы, познавательные фильмы о природе.

    На занятиях рисования, прикладного искусства можно включить приятную музыку, выполнить музыкальные физкультминутки. Ребята любят петь караоке, слушать и подпевать детские песни. Это все можно организовать в этой комнате.

      6. Зона «Очумелые ручки»

    Зона «Очумелые ручки» представляет собой выставку детских поделок и рисунков. Работы можно выставлять на специальных полках, обновлять по мере необходимости.

    Создание данной зоны помогает ребёнку почувствовать свою значимость, повышает его самооценку.

    Мебель светлая – парты со стульями, трёхсекционная стенка, двустворчатый и трехстворчатый шкафы, полки для цветов.

    Дизайн учебных кабинетов способствует активизации художественно-эстетического и познавательного развития ребенка. Оформление выдержано в современном стиле, простота формы, комфорт и удобство достигнуто за счет продуманного решения. Художественную сторону оформления характеризуют гармоничное соотношение отдельных элементов, подчинение их целому.

    Дети лучше всего учатся в процессе деятельности, удовлетворяющей присущую ребенку любознательность — игры, исследования, творческого моделирования и конструирования. 

    Игровая комната должна иметь хорошую вентиляцию и освещение, регулярно подвергаться влажной уборке.

    Огромной популярностью у детей пользуются надувные мячи. Красивый внешний вид и необыкновенная прочность, вариативность способов применения для различных игр и занятий делают мячи одним из любимых видов спортивно-игрового оборудования.

     Универсальная детская мебель предназначена для создания комфортных условий в игровой комнате. Особая технология изготовления, яркость, легкость и привлекательность способствуют созданию условий для отдыха на диванчиках.

     Батут - это увлекательный и безопасный тренажер. Способствует не только физическому развитию детей, но и развлекает, создает возможность игры цирковой тематики, делает детей более смелыми и уверенными в себе. Батут развивают ориентировку в пространстве и равновесие.

    7.Зона «Мир природы»

    Здесь необходимо разместить материал, способствующий формированию у школьников представлений о формировании жизни на земле, о приспособлении живых организмов к среде обитания, о росте, развитии и размножении живых существ, о природных сообществах (экосистемы)

    Оглядываясь в прошлое, надо с почтением склонить головы, а глядя в будущее – засучить рукава.

    Список литературы:

     1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ (сост. Е.С.Савинов). - М.: Поосвещение,2010.-191с.(Стандарты второго поколения)

    2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки РФ - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному уроку

    Тезисы 

    Требования к развивающей предметно- пространственной среде в соответствии ФГОС

    1.Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей

    2.Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых

    3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: Реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательной деятельности; В случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия; учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

    4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: содержательно-насыщенной; трансформируемой; полифункциональной; вариативной; доступной; безопасной

    5.Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

    Образовательное пространство должно быть оснащено расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём;

     Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях

    Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно- пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Современный урок в условиях ФГОС 3 класс литературное чтение

    Конспект урока  составлен  в технологической карте по программе УМК " Перспективная начальная школа" По стандартам ФГОС  3 класс  тема "В Берестов « Первый листопад», В.Лунин « Иде...

    Требования к современному уроку в условиях ФГОС-2

    В презентации указаны принципы построения современного урока, показаны отличия современного урока от традиционного....

    Организация современного урока в условиях ФГОС. Презентация.

    Требования к содержанию учебных программ определяется деятельностным подходом. Учебные программы должны предусматривать такую систему задач и средств решения, которая, обеспечила бы высокую мотивацию ...

    Целеполагание и рефлексия как этапы современного урока в условиях ФГОС

    Разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения  государственных стандартов....

    Требования к современному уроку в условиях ФГОС

    Cовременный урок направлен на формирование и развитие УУД, на достижение личностных результатов. Урок строится в рамках системно - деятельностного подхода, развивает у учащихся способности самост...

    Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС.

    Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся. Задачи: познакомить коллег с понятием рефлексияДать представление о классификации рефлексииПоказать конкретные вар...