Выступление на педагогическом совете "Интерактивное обучение, предметно-развивающая среда".
учебно-методический материал по теме

Пенкина Наталья Юрьевна

В выступлении рассказывается о том,как интерактивные формы организации учебного процесса помогают формировать универсальные учебные действия, обеспечивающие школьникам умение учиться, способность к самообразованию и самосовершенствованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_penkinoy_n.yu_.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

по теме:

«Интерактивное обучение, предметно-развивающая среда»

 

ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ, ПРЕДМЕТНО –

РАЗВИВАЮЩАЯ  СРЕДА.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к самообразованию и самосовершенствованию.

В решении этой задачи помогают интерактивные формы организации учебного процесса.

В традиционном обучении ведущий (учитель) выполняет роль «фильтра», пропускающего через себя всю учебную информацию, в интерактивном - роль помощника в работе, одного из источников информации.

В таком обучении учащиеся выступают не пассивными «обучаемыми», а полноправными участниками процесса, их опыт не менее важен, чем опыт учителя, который не дает готовых знаний, а побуждает к самостоятельному поиску. Углубленная работа с опытом характерная черта интерактивного обучения.

Интерактивное обучение развивает все универсальные учебные действия, но особенно коммуникативные, которые обеспечивают социальную компетентность, и учитывает позицию других людей, развивает умение слушать и вести диалог, строить взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Интерактивные формы организации учебного процесса это:

                                    Урок-семинар,

                                    Урок – практикум,

                                    Урок – проект (монопроект),

                                    Урок – диалог и другие.

Это работа в «кругу», работа в парах постоянного и сменного состава, групповая работа.

   Остановимся на каждой группе.

                                   Фронтальная работа в кругу.

Мы привыкли работать фронтально, когда дети сидят за партами, а мы стоим перед ними. Такая работа остается, но можно предложить работу в кругу, где общение учителя и учеников происходит на одном уровне «глаза в глаза» (стульчики по кругу). «Круг» может быть в самом начале урока, когда вместе определяется тема, ставятся цель и задачи, а может использовать для устного счета, словарного диктанта. Обратная связь осуществляется с помощью «веера», «сигнальных блокнотов», жестов, устных ответов учащихся. Также работу в «кругу» можно использовать в середине урока для подведения промежуточных итогов, в конце урока, чтобы подвести общий итог, обговорить домашнее задание, заполнить «барометр настроения» и т.д.

Если мало места для большого круга, можно сделать 2 или 3 круга. Например, с помощью игры «Змейка». У водящих 3 карточки.

     1 слог                   2 слога             3 слога

 У учеников карточки со словами из 1, 2, 3 слогов. Водящий идет по классу и к нему присоединяются ученики, образуются 3 змейки, которые образуют 3 круга. Эта форма работы направлена на формирование навыков взаимодействия, на отработку умений формировать собственное мнение, строить понятные для партнера высказывания и не бояться их озвучивать.

Для организации взаимодействия в «кругу» можно использовать метод «Эстафета». На литературном чтении, обсуждая произведение, каждый ученик, прежде, чем высказывать свою точку зрения, должен повторить то, что сказал предыдущий.

                               Работа в статичных парах.

Эта форма работы направлена на отработку умений: слушать, слышать и понимать чужую речь, строить понятные для партнера высказывания; договариваться и находить общее решение; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.

Много заданий, рассчитанных на работу в парах в наших учебниках и тетрадях на печатной основе, условный знак – две звезды в круге. Например, заполни таблицы, разбей слова на группы, дай характеристику герою, расскажи стихотворение, составь диалог. Игры: «Раскрасьте сказочного героя», «Паровозик», «Нарисуйте узор на варежках».

Такая работа требует совместимости партнеров по стилю и уровню общения. Не все дети имели опыт общения в парах я учила ребят овладевать приемами ведения диалога

  • Вход в диалог
  • Поддержание диалога
  • Выход из диалога
  • Учет результатов диалога.

После того как дети овладели навыками общения под контролем учителя можно было переходить к парным или групповым формам работы над учебным материалом.

                                       Работа в парах сменного состава.

Помогает формированию умений ориентироваться в разных условиях; контролировать свои действия и действия партнера.

Наиболее подходящим для пар сменного состава являются игры «Ручеек».

Математика:  состав числа, переместительное свойство умножения, таблица умножения и деления.

Русский язык: словарные слова, правописание безударных гласных, парных согласных и др.

Должно быть нечетное количество играющих, карточки с цифрами, выражениями или буквами и словами. Дети должны найти себе пару.

             Игра «Карусель».

Можно использовать на любом уроке. Например, математика-закрепление знаний таблицы сложения.

Дети встают в два круга: внешний и внутренний лицом друг к другу, у каждого карточка с примером, пары выполняют задание первого, потом  второго круга, по сигналу учителя ребята из внешнего круга делают шаг вправо по кругу. Внутренний круг стоит на месте. «Карусель» двигается.

Также используются игры «Суета», «Иду в гости», «Разбегалочки».

Описание этих игр можно найти в брошюре Елены Валерьевны Козиной, на их основе можно придумать свои игры, лишь бы было полезно и интересно детям и учителю.

 

                                  Работа в группах.

Групповая форма работы позволяет формировать навыки взаимодействия и сотрудничества школьника с другими людьми.

В 1 и во 2 классах мы постепенно учимся работать в группах. В основном эту форму мы используем на уроках закрепления и обобщения знаний, чтобы сформировать умение работать в группе, приобрести необходимые навыки взаимодействия и сотрудничества. Возникает деловой диалог, дети обмениваются мнениями, учатся следить за своим поведением, чтобы сохранить рабочую обстановку на уроке. Это способствует развитию чувства уважения и терпимости по отношению друг к другу, что немаловажно при общении.

Мы стараемся строить учебный процесс так, чтобы на уроке осуществлялось непосредственное взаимодействие и сотрудничество между учащимися, которые таким образом, становились бы активными субъектами собственного учения. Это меняет в их  глазах смысл и значение учебной деятельности.

Интерактивные формы обучения полезны не только для обучения, развития и воспитания детей, но и для учителей.

  1. Повышается плотность урока.
  2. Осуществляется индивидуальный подход к детям.
  3. Растет уровень обученности, воспитанности класса, к чему так стремится каждый учитель.
  4. Изменяется роль учителя. Он – партнер.
  5. Учитель растет профессионально, апробируя новую модель урока, с интерактивными формами. Иначе говоря, учитель, способный поддерживать порядок в таком классе - виртуоз в своем деле.

Мы стремимся стать такими учителями.

Все эти приемы требуют большой дополнительной подготовки много времени.

В нашей параллели сложился дружный творческий коллектив. Мы  все делаем вместе, помогаем друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ КАБИНЕТЕ

методические рекомендации каким должен быть логопедический кабинет...

Предметно - развивающая среда

Сообщение из опыта работы...

Педагогическая игра на тему: «Предметно-развивающая среда ДОУ в соответствии с ФГТ»

1. БЛИЦТУРНИР "Педагогический опрос"   2. Основные направления развития детей   способствующие реализации предметно – развивающей среды образовательного учреждения...

Проект "Коррекционный уголок, как часть предметно - развивающей среды в логопедическом кабинете"

Педагогический проект, выполненый логопедом,который можно в дальнейшем применять на практиеке....

предметно- развивающая среда в детском саду "Солнышко"

В презентации показано, в каких условиях  проживают детство дошкольники детского сада "Солнышко", насколько вдумчиво и скурпулезно заполнялось образовательное пространство.Выбор стиля, цветового ...

Современный урок в условиях ФГОС с применением предметно-развивающей среды

Выступление на заседании  ШМО «Начальная школа»2014-2015...