Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Моя первая экология" 2019-2020 гг.
рабочая программа (4 класс)

4В  моя первая экология программа  создана на основе Авторской программы по внеурочной деятельности «Моя первая экология» В.А.Самкова (Сборник программ внеурочной деятельности: 1 – 4 классы / под ред. Н.Ф.Виноградовой) – М.:Вентана- Граф, 2014 для общеобразовательных учреждений

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Моя первая экология»

для 4В класса

на 2018 -2019 учебный год

           Составитель

                                                            Жукова Наталья Васильевна

                                                учитель начальных классов

                                                первая квалификационная категория

                                                  педагогический стаж - 17 лет

Рубцовск

2019

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Моя первая экология» составлена на основе следующих нормативных документов и материалов:

1.        Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2.         Приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

3.        Приказа Министерства образования и науки РФ №1015 от 30.08.2013 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по основным образовательным программам – общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

4.        Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018г. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации № 233 от 08.05.2019 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12. 2018 № 345

5.        Основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ «Лицей №7». Утверждена приказом № 127 от 29.05.2019г.;

6.        Учебного плана МБОУ «Лицей №7» на 2019-2020 учебный год. Утвержден приказом № 108 от 27.04.2019 г.;

7.        Положения о рабочей программе учебного предмета МБОУ «Лицей №7». Утверждено приказом № 76 от 27.04.2017 г.;

8.         Авторской программы по внеурочной деятельности «Моя первая экология» В.А.Самкова (Сборник программ внеурочной деятельности: 1 – 4 классы / под ред. Н.Ф.Виноградовой) – М.:Вентана- Граф, 2014 для общеобразовательных учреждений

 Общая характеристика факультатива.

«Моя первая экология» — интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия

для формирования ценностного отношения младших школьников к при-

роде, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего

компонента экологической культуры.

Ценностными ориентирами содержания факультатива

 в начальной школе являются:

—развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего

мира;

—формирование представлений о природе как универсальной цен-

ности;

—изучение народных традиций, отражающих отношение местного

населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окру-

жающей среды;

—развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему

миру природы;

—развитие представлений о различных методах познания природы

(искусство как метод познания, научные методы);

—формирование элементарных умений, связанных с выполнением

учебного исследования;

—вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению

ближайшего природного окружения.

Место учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с учебным планом на изучение курса «Моя первая экология » в  4 классе отводится 1  час  в  неделю, всего - 34 ч.  

Авторская программа курса «Моя первая экология»: рассчитана на 33 часа . Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и авторской программой на 34 часа, изменений в авторскую программу не внесено.

Адресность

    Программа составлена для учащихся 4 класса. Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 4 «В» класса и специфики классного коллектива. Учащиеся 4 «В» класса способны усвоить материал на базовом уровне. Ряд учащихся может изучать материал на более высоком уровне. Исходя из способностей учащихся, учебный процесс строится с учетом индивидуальных особенностей каждого. В ходе работы используются различные виды и формы контроля.

Формы  работы

  • индивидуальная
  • групповая
  • парная
  • коллективная

Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса

Личностными результатами освоения программы факультатива

являются:

—развитие любознательности и формирование интереса к изучению

природы методами искусства и естественных наук;

—развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся,

дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись,

различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);

—воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;

—формирование мотивации дальнейшего изучения природы.

Метапредметными результатами являются:

—овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность

группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

—освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности,

доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование

с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения),

составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам

исследования;

—формирование приёмов работы с информацией, что включает

в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии

с учебной задачей, а также понимание информации, представленной

в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;

—развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Предметными результатами являются:

—в ценностно-ориентационной сфере — сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения

взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;

—в познавательной сфере — наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего

изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для

осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;

—в трудовой сфере — владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;

—в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющие

научные данные образами из литературы и искусства;

—в сфере физической культуры — знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического

состояния от факторов окружающей среды.

Особенности содержания обучения.

Объектом изучения факультатива является природное и социоприродное окружение младшего школьника. В учебном процессе познание природы как целостного реального окружения требует её осмысленного разделения на отдельные компоненты, объекты. В качестве таких объектов рассматриваются тела живой и неживой природы из ближайшего окружения младших школьников. Основной акцент в содержании факультатива сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения

о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности. Содержание факультативного курса строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность

является условием приобретения прочных знаний, преобразования их

в убеждения и умения, формирования основ экологической ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк,

водоём и т. п.).

Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие и усвоение знаний, создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений нравственного, эстетического характера; уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) и утилитарные ценности; использовать

все возможности для становления привычек следовать научным и нравственным принципам и нормам общения и деятельности. Тем самым создаются условия для интеграции научных знаний о природе и других сфер

сознания: художественной, нравственной, практической.

Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитательная функция курса заключается

в формировании у младших школьников необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного

отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение

и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитию

эмоциональной сферы младших школьников, их способности к сопереживанию, состраданию.

Календарно - тематическое планирование

(в соответствии авторской программой

«Моя первая экология» В.А.Самковой 2011 г;

сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/

 под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2014 г.)

№ п/п

Тема занятия

Дата по плану

Дата по факту

Тема1  Дом, в котором я живу (10ч)

1

Поговорим о доме

03.09

2

Была у лисы избушка ледяная, а у зайца лубяная…

10.09

3

Мой дом- моя крепость

17.09

4

Что нам стоит дом построить

24.09

5

А у нас в квартире газ, а у вас?

01.10

6

Дом- это не только стены

08.10

7

О кувшинах, выросших на грядке, и не только…

15.10

8

Своя рубашка ближе к телу

22.10

9

Когда бессильны рога, клыки и быстрые ноги

05.11

10

Чудо в перьях

12.11

Тема 2. О городах и горожанах (5ч)

11

Дом тянется к дому- получается город

19.11

12

Как «растёт» город

26.11

13

Как «живёт» город

03.12

14

Сначала человек строит город, а потом…

10.12

15

Будущее города-город будущего

17.12

Тема3. О сложных системах , маленьком гвозде и хрупком равновесии (9ч)

16

О том, что общего между тобой, механическими часами и Солнечной системой

14.01

17

От кочки до оболочки

21.01

18

Под пологом леса

28.01

19

Всяк кулик своё болото хвалит

04.02

20

Для кого пуста пустыня?

11.02

21

О белых куропатках, полярных совах и маленьких леммингах, удививших учёных

18.02

22

Кто живёт рядом с нами?

25.02

23

И кормилица ,и вдохновительница

03.03

24

Там, где ступала нога человека

10.03

Тема4. В сетях жизни (6ч)

25

Соседи по планете

17.03

26

О нитях, сплетающихся в сети

31.03

27

Вместе безопаснее

07.04

28

И вместе не тесно, и врозь – скучно

14.04

29

«Информатика» для волка

21.04

30

Школа под открытым небом

28.04

Тема5. Общий дом- общие проблемы (4ч)

31

Наши общие проблемы

05.05

32

Что происходит с отходами, которые производят люди?

12.05

33

Будь достойным жителем Земли

19.05

34

Будь достойным жителем Земли

26.05

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение рабочей программы

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение Рабочей программы

Список методических и учебных пособий, используемых в образовательном процессе:

Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. Программы «Моя первая экология» В.А.Самковой– М.: Вентана Граф, 2014 г.

Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2004

Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2007

Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2008

Изучаем «Окружающий мир» с увлечением: 1-4 классы/ Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: 5 за знания, 2009

Лесная энциклопедия: в 2 т./ Воробьёв Г. И. – М.: Сов.энциклопедия, 1985

Петров В. В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991

 Плешаков А.А. атлас – определитель « От земли до неба»- . – М.: Просвещение, 2012

 Плешаков А.А. «Зелёные страницы»- . – М.: Просвещение, 2011

 Плешаков А.А. «Великан на поляне»- . – М.: Просвещение, 2007

Оборудование и приборы:

  • Рабочие тетради.
  • Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
  • Стол, стул ученический.
  • персональный компьютер
  • мультимедийный проектор.
  • экспозиционный экран

Лист корректировки рабочей программы

по курсу «Учусь создавать проект»  на 2019 – 2020 учебный год

учитель: Жукова Наталья Васильевна                                

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

Причина корректировки

Способ корректировки

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 3 класс 2019-2020 учебный год

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 3 класс 2019-2020 учебный год...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 3 класс 2019-2020 учебный год

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 3 класс 2019-2020 учебный год...

Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс 2019-2020 учебный год

Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс 2019-2020 учебный год...

Адаптированная рабочая программа по физической культуре 3 класс 2019-2020 учебный год

Адаптированная рабочая программа по физической культуре 3 класс 2019-2020 учебный год...

Рабочая программа по русскому языку 2 класс 2019-2020 уч.г.

Рабочая программа по русскому языку с календарно-теметическим планированием...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Город мастеров» на 2019-2020 учебный год

Программа разработана для учащихся 3 класса расчитана на 2 часа .Программа разработана  дя работы с бумаой  в разных техниках : квиллинг , аппликация, бумагопластика, кусудами, создание праз...

Рабочая программа по курсу "Моя первая экология"

laquo;Моя первая эколо­гия» — интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного ми...