Технология продуктивного чтения как образовательная технология (из опыта работы)
материал

Гвоздовская Ольга Владимировна

Школьная практика подтверждает, что интерес к чтению художественной литературы у детей заметно снижается.  Во многом это связано с неумением ученика понимать прочитанное. От умения читать, зависит успех ученика и его желание учиться. В. А. Сухомлинский считал, что хорошо поставленное чтение в начальных классах создаёт прочную основу для выполнения детьми творческих работ, развивающих их мышление, воображение, речь. Поэтому чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_prod_chten.docx28.89 КБ

Предварительный просмотр:

Технология продуктивного чтения

как образовательная технология

(из опыта работы)

                                   

Содержание.

I.Введение……………………………………………………………..3

II. Основная часть. Технология продуктивного чтения ……………3

III. Заключение. ……………………………………………………….8

I. Введение.

 «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами.»  (СЛАЙД 2)

Я начала своё выступление со слов Василия Александровича        Сухомлинского  неслучайно, ведь кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда должен быть читателем, не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать ее.

Школьная практика подтверждает, что интерес к чтению художественной литературы у детей заметно снижается.  Во многом это связано с неумением ученика понимать прочитанное. От умения читать, зависит успех ученика и его желание учиться. В. А. Сухомлинский считал, что хорошо поставленное чтение в начальных классах создаёт прочную основу для выполнения детьми творческих работ, развивающих их мышление, воображение, речь. Поэтому чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта.

Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить младших школьников к чтению в целом, но и обучить их вдумчивому, аналитическому чтению. Справиться с этой задачей поможет использование в работе приемов технологии формирования типа правильной читательской деятельности, разработанной профессором Натальей Николаевной Светловской.

 II. Основная часть. Технология продуктивного чтения. (СЛАЙД 3)

Цель технологии: формирование типа правильной читательской деятельности, умение самостоятельно понимать текст.

Достижение этой цели предполагает решение следующих

 задач:                                

 1. Формирование техники чтения, приемов понимания и анализа текста; Одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;                                                                                                                       2. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса;                                                      3. Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей.            

     Технология продуктивного чтения направлена на формирование умения извлекать информацию из текста и включает в себя три этапа работы с текстом. (СЛАЙД 4)

1 этап. Работа с текстом до чтения.

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

3 этап. Работа с текстом после чтения.

    Технология продуктивного чтения отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Учитель организует работу детей так, что они сами находят решение ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. 

      Рассмотрим этапы работы с художественным текстом.

Этап 1. Работа с текстом до чтения. (СЛАЙД 5)

Знакомство с новым произведением начинается с предвосхищения, предугадывания предстоящего чтения. Ученики пытаются определить направленность текста – смысловую, тематическую, эмоциональную, выделить героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, иллюстрациям. Всё это происходит с опорой на читательский опыт. Данный этап завершается  постановкой целей урока.

Этап 2. Работа с текстом во время чтения. (СЛАЙД 6)

1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение (дома или в классе), чтение-слушание, комбинированное чтение (на выбор учителя) с учетом особенностей текста, возрастных и индивидуальных возможностей учащихся. Выявление первичного восприятия текста, например: с помощью беседы, письменных ответов на вопросы и т. д.

2. Перечитывание текста или его отдельных фрагментов. Постановка вопросов к тексту и к автору. Комментирование текста.

3. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

Этап 3. Работа с текстом после чтения. (СЛАЙД 7)

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного. Формулирование основной идеи текста.

2. Знакомство с писателем. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия, иллюстраций к произведению.

4. Творческие задания для учащихся.

В технологии продуктивного чтения существуют разные приемы анализа художественного текста, остановимся на двух наиболее эффективных. (СЛАЙД 8)

1."Диалог" с автором литературного произведения – это прием работы с текстом во время его чтения.

Важно научить учеников видеть в тексте прямые и скрытые авторские вопросы. Как правило, писатель сам на них и отвечает. Эти вопросы требуют остановки, обдумывания ответов-предположений и проверки их точности в  ходе дальнейшего чтения. Например: "Чем это можно объяснить?..", "Что из этого следует?..", "Что сейчас случится?..", "Почему именно так?..", "Для чего?..", "Кто такой?..". Задача учителя – научить детей самостоятельно задавать вопросы автору по ходу чтения.

2.Комментированное чтение – это чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений.

Комментированное чтение используется преимущественно во время перечитывания текста, для того чтобы обеспечить "погружение" в текст.

Комментировать текст нужно в том месте, где это действительно необходимо, а не после того как предложение или фрагмент дочитаны до конца. Поэтому чтение ребенка можно прервать в любой момент. Ни в коем случае нельзя прерывать чтение ребенка словами: "Стоп!", "Достаточно!", "Хватит!", "Остановись здесь!" и т. п. Прерывание чтения ребенка должно происходить естественно. Существуют следующие приемы прерывания чтения обучающихся: (СЛАЙД 9)

  • рефрен (повтор слова, словосочетания вслед за ребенком), за которым следует комментарий или вопрос к обучающимся;
  • "включение" воображения детей, например, такими словами: "Представьте себе…", "Увидели?..", "Представили?..";
  • формулировка максимально "свернутого", "сжатого" вопроса, не предполагающего дальнейшей беседы, например: "Догадались, почему?".

Комментарии учителя должны быть краткими, динамичными и не должны превращаться в беседу. Не нужно требовать от детей развернутых ответов. 

Методические приемы организации продуктивного чтения (СЛАЙД 10)

Отсроченная отгадка

В начале урока я задаю загадку, (сообщаю удивительный факт), разгадка которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

Составь задание

Данный приём очень эффективен при самостоятельной работе с учебником. Ученики выполняют “роль учителя”, конструируя учебные задачи.

Кубик Блума

Автор нескольких приёмов педагогической техники американский педагог Бенджамин Блум. Один из них «Кубик Блума». На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись». Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.

Чтение с пометками(СЛАЙД 11)

Ещё один вариант самостоятельного изучения нового материала. Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:

v

Знакомая информация

+

Новая информация

-

Я думал (думала) иначе

?

Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать   больше

Этот прием формирует умение читать вдумчиво, оценивать    информацию,  формулировать мысли автора своими словами.

Технология продуктивного чтения универсальна. Она эффективна как на уроках литературного чтения, так и на других уроках. Освоив эту технологию на примерах художественных произведений, дети научатся понимать любые тексты.

III. Практическая часть.

Рассмотрим урок литературного чтения по теме Л.Н.Толстой «Прыжок», который был проведён в 3 классе с применением технологии продуктивного чтения.

1. Работа с текстом до чтения.

На первом этапе дети определяют фамилию автора, получают информацию о писателе. (СЛАЙД 12-13). Узнают название произведения в игровой форме, самостоятельно формулируют тему и цели урока.  (СЛАЙД 14-15)

На данном уроке я использовала речевую разминку, которая помогла детям определить, где будут происходить действия в произведении. (СЛАЙД 16-17)

 На уроке мы проводим словарную работу для объяснения и уточнения значений слов, обращаемся к словарю. (СЛАЙД 18) В зависимости от целей поставленных учителем словарная работа может проходить до чтения, во время чтения (короткие объяснения значений слов) и после чтения. 

Затем дети читают название произведения, рассматривают иллюстрацию на слайде и  высказывают свои предположения о содержании. (СЛАЙД 19)

Первый этап завершается постановкой цели: «Прочитаем текст и  проверим наши предположения».

2. Работа с текстом во время чтения.

   Работа с текстом во время первичного чтения предполагает остановки для комментария прочитанного, для того чтобы усилить эмоциональное восприятие текста, включить воображение, привлечь внимание к чему-то (прием чтение с остановками).

Фрагмент работы с текстом рассказа Л.Н.Толстой «Прыжок».

1.  Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. (Почему весь народ был на палубе?  За чем-то наблюдали? )   Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было – она знала, что ею забавляются, и оттого еще больше расходилась. (  Как вы  понимаете  это выражение?- разыгралась.  А откуда на корабле появилась обезьяна? )
    Она подпрыгнула к 12-летнему мальчику, сыну капитана корабля, сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. Все засмеялись, а мальчик остался без шляпы и сам не знал, смеяться ли ему, или плакать.

( Почему мальчик  мог  рассмеяться?  А заплакать? )
2.  Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать ее. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи. Мальчик погрозил ей и крикнул на нее, но она еще злее рвала шляпу. Матросы громче стали смеяться, а мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту. В одну минуту он взобрался по веревке на первую перекладину; но обезьяна еще ловчее и быстрее его, в ту самую минуту, как он думал схватить шляпу, взобралась еще выше.

( Можно ли сказать, что мальчик обдумывал свои действия?  )

3. Работа с текстом после чтения. (СЛАЙД 20-24)

        После чтения текста дети выполняют творческие задания, вычитывают информацию из текста.

        На данном уроке учащиеся сначала работали в группах и находили в тексте предложения, которые помогали проследить за тем, как в рассказе менялось поведение людей на корабле,  поведение  мальчика, как вёл себя капитан. Затем дети работали по карточкам и составляли характеристику главного героя, работали с пословицами. (Выберите  из 3 пословиц те, которые подходят к поведению матросов, мальчика, капитана.) Провели  повторную работу над заглавием рассказа ( Почему же автор назвал своё произведение «Прыжок»?) Сделали вывод ( Чтобы взял из рассказа каждый для себя? Чему автор нас учит своим рассказом?)  

III. Заключение.  (СЛАЙД 25)

Применение нового подхода к организации урока литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения способствует более эффективному развитию устной речи школьников, повышает качество работы по совершенствованию правильности, беглости, сознательности чтения, стимулирует интерес учащихся к уроку литературного чтения. Продуманная и целенаправленная  работа с текстом, позволяет   ребёнку выбрать из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир. Применение данной технологии , позволяет  сделать уроки литературного чтения интересными, а процесс чтения для детей увлекательным.

- Спасибо за внимание! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии в образовательном процессе ( из опыта работы учителей ГБОУ СОШ № 185 г. Москвы)

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе в настоящее время используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образован...

4.1 Продуктивное использование образовательных технологий. Форма 12.

Методическая разработка урока по математике во 2 классе на тему "Числовые выражения" в соответствии с требованиями ФГОС. Использована технология развивающего обучения и системно- деятельност...

Педагогические образовательные технологии ( из опыта работы)

Педагогические образовательные технологии из опыта работы...

ПРОДУКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В связи с тем, что перед образовательными учреждениями ставятся новые задачи, особую актуальность сегодня приобретают педагогические подходы и инновационные технологии, ориентированные не столько на у...

ПРОДУКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В связи с тем, что перед образовательными учреждениями ставятся новые задачи, особую актуальность сегодня приобретают педагогические подходы и инновационные технологии, ориентированные не столько на у...

ПРОДУКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В связи с тем, что перед образовательными учреждениями ставятся новые задачи, особую актуальность сегодня приобретают педагогические подходы и инновационные технологии, ориентированные не столько на у...