Педагогические образовательные технологии ( из опыта работы)
статья

Рыжакова Татьяна Валентиновна

Педагогические образовательные технологии из опыта работы  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогические образовательные технологии из опыта работы  

Процесс обучения я осуществляю по ФГОС нового поколения.  Это направление решает задачи формирования у школьников желания и умения учиться формирования ценностей Образования и Интеллекта. Работа ориентирована на осмысление учащимися знаний как средства   гармоничного  развития  человека.

В этом направлении раскрывается главный вид моей педагогической деятельности – урок. Урок – часть жизни ученика, поэтому главное на уроке – воспитание интереса к предмету через увлекательный учебный труд. Современный урок - многогранен, имеет  сложнейшую  структуру.

Чтобы провести современный урок нужен современный учитель, умеющий проектировать образовательную среду, активно использующий ИКТ, выступающий в роли создателя благоприятных условий для организации личностно-ориентированного, индивидуально- дифференцированного процесса обучения и воспитания и предполагающий активное сотворчество ученика. Этот факт ко многому обязывает, поэтому я считаю, что систематическая работа по рефлексии собственной деятельности (организации и проведению урока) помогает выйти на качественно новый  уровень обучения.

Главная цель моей педагогической деятельности  – развитие потенциала каждого ученика с помощью современных образовательных технологий и методик, возрастных и индивидуальных особенностей учеников. Я, как и каждый учитель нахожусь в постоянном поиске ответов не только на вопросы "чему учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?". Поэтому  я практикую  применение следующих технологий:

- проблемное обучение,

- технология развития критического мышления;

- проектное обучение;

- игровые технологии;

- тестовые технологии;

-технология    исследовательского обучения;

-здоровье сберегающие технологии;

- ИКТ.

Технология

Обоснование выбора

Здоровье сберегающие технологии

Позволяют соблюдать охранительный режим обучения, своевременно во время занятий распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физкультминутками, нормативно применять ИКТ, что способствует сокращению числа пропусков учебных занятий по болезни.

Информационно-коммуникативные технологии

Применение данных технологий интенсифицирует процесс образования и воспитания учащихся, способствует повышению уровня умений работать с информацией различных источников баз данных; осуществление самообразования; формирование информационной культуры.

Игровые технологии

Способствуют непосредственной эмоциональной включенности в ситуацию, состязательности  и коллективизму в поиске лучших решений, возможности широкого варьирования ситуаций; овладению новыми методиками непосредственно в деле, в процессе делового общения, тренировке интуиции и фантазии, развитию импровизационных возможностей всем ученикам усвоить программный материал, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.

Технологии проектного обучения

Способствует расширению кругозора ребёнка. Даёт возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути решения, что важно при  формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.

Технологии сотрудничества

Развивает коммуникативные навыки и умения, социализацию, что является важным в современной жизни. Побуждает внутренние силы и способности учащихся, создаёт атмосферу успеха.

Применяя на уроках  даже элементы  технологий, можно добиться более качественных результатов.

Я глубоко убеждена, что развитие творческого мышления школьников возможно  с помощью проблемного обучения, основой которого являются создание на уроках различных проблемных ситуаций, организация учащихся на их анализ, обучение учащихся решению проблем,   формирование   у   них   умения   видеть   и   формулировать   проблему.

Создать проблемную ситуацию – значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения. Проблема решается самостоятельно учащимися. Такой прием хорошо применять на уроках математики, русского языка, литературы, особенно когда учитель как бы сталкивает противоречия с практической деятельностью.

Особый   интерес у учащихся вызывают проблемы проведения исследования, которые включают в   себя формулирование проблемы; составление плана исследования, плана решения  проблемы;  планирование  и  проведение  наблюдений,  анализ и оценка результатов деятельности, составление экспертного заключения.

Наиболее распространёнными методами решения любых проблем являются мозговой штурм и метод контрольных вопросов, его я часто применяю на уроках русского языка для групповой работы, а для индивидуальной работы я использую системный анализ .

Через проблемный подход активизируется   познание учащихся, тогда как роль учителя сводится к управлению познавательной деятельностью детей. Основа метода – создание ситуации интеллектуального затруднения, при которой учащиеся не располагают нужными знаниями или способами деятельности для объяснения фактов и явления, а путём анализа приходят к единому выводу.

Основная цель метода — стимулировать творческое и развивать
критическое мышление детей, что отвечает главной задаче сегодняшней школы.

Используя проблемный подход, я стараюсь формировать у  школьников  интеллектуальные умения: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей, научного прогнозирования, т.е.логических операций, необходимых для выбора целесообразно правильного решения.

Итак, на мой взгляд, проблемный метод эффективен тем, что он развивает  критическое мышление, умение аргументировано отстаивать точку зрения, самостоятельно отбирать аргументы и факты, воспитывает культуру речи, уважительное отношение к  окружающим.

Здоровье сберегающие технологии в моей работе занимают особое место, так как я считаю: здоровый ученик – успешная личность. В данное время на уроках и мероприятиях активно занимаюсь привитием учащимся навыков здорового образа жизни. Работа в этом направлении строится на следующих компонентах:

  1. Развитие духовно-нравственного здоровья;
  2. Развитие психического здоровья;
  3. Социализация детей в обществе.

Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности. Так, на уроках я использую кроссворды, ребусы, игры. Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения.

Чтобы уроки были  увлекательные и результативные, я использую на уроках игровые технологии. Думаю, нет необходимости спорить о важности игр в жизни детей: в процессе игры срабатывают ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам  игровой  ситуации, а не  по  требованию учителя. Основной мотив игры – это не результат, а процесс. Это усиливает развивающее значение, но делает менее очевидным образовательный эффект. Игра раскрывает творческие возможности ученика, воспитывает чувства сопереживания друг другу, взаимовыручку в решении трудных вопросов. В процессе работы я убедилась, что такие уроки необходимы. Азарт и желание ставит детей перед необходимостью многое вспомнить, осмыслить за короткий промежуток времени. В игре, в соревновании учащиеся сплачиваются в коллектив, у которого одна задача - победить. На своих уроках я использую игры, например: «Слабое звено» и подобные,  суть которых сводится к одному – раскрепощению детей и повышению их познавательной способности.

Я заметила, что ролевая игра повышает активность учащихся на уроках литературы, вызывает интерес к изучаемому предмету и массу положительных эмоций. Игры часто предполагают проблемный характер обучения, есть проблемный вопрос, на который надо найти ответ, а это все приводит к творческому поиску.

Среди используемых мной технологий, особое место занимает проектная деятельность. Важная черта этого метода в том, что, осваивая технологию проектирования, учащиеся приобретают собственный опыт интеллектуальной деятельности.

Данная технология  нацелена на развитие личности учеников, их самостоятельности, творчества, позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный. «Сервиз для Леопольда», «Природные зоны», «Раскрасим осень в яркие цвета», «Предновогодние хлопоты» - вот далеко не полный перечь проектов (метапредметных., разновозрастных), выполненных детьми с удовольствием.

В преподавании уроков русского языка, математики, окружающего мира важен итог – ВПР по предметам.  Объективность проверки знаний предполагает корректную постановку вопросов, вследствие чего появляется однозначная возможность отличить правильный ответ от неправильного. Кроме того, желательно, чтобы форма проверки знаний позволяла легко выявить результаты. Решение  проблемы  я  вижу  в  применении         тестовой  технологии. Именно  тестовый контроль обеспечивает равные для всех обучаемых объективные условия проверки. Я уже несколько лет работаю над усовершенствованием методики использования тестовых заданий для контроля за качеством знаний учащихся и убедилась в определенных их преимуществах:

-применение тестового метода позволяет получить сведения об усвоении того или иного материала, особенно при подготовке к ВПР,  не затрачивая время на беседу с учащимися или на проверку письменных работ;

- возможность за 10-20 минут проверить и оценить знания всего класса, улучшает обратную связь, делает ее регулярной;

-систематическая проверка знаний способствует прочному усвоению учебного материала, активизирует внимание, выявляет пробелы в обучении, развивает способность к анализу. Тесты начинаю разрабатывать и применять  с 1 класса.

В модернизации системы образования одним из направлений является внедрение компьютерных технологий.

К наиболее эффективным формам представления материала следует отнести интерактивные  презентации. Их использование целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока:   как способ создания проблемной ситуации; как способ объяснения нового материала;  как форма закрепления изученного; как форма проверки домашнего задания;  как способ проверки знаний в процессе урока. Материалы к уроку подбираю так, чтобы создать ситуацию успеха по пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению. Использование     ИКТ  значительно  разнообразит     мою  подготовку  к  уроку.   Уроки становятся более интересными, динамичными, запоминающимися, нетрадиционными. Создание презентации  - это творческий процесс с  элементами проектной деятельности.  Кроме собственных презентаций широко  использую презентации  коллег.  Результат: формирование прочных, осознанных знаний, выходящих за рамки программы; повышение качества знаний; развитие коммуникативных навыков. Готовые видеоуроки, планы, программы, тесты, проверочные работы и прочие полезности беру на сайте: http://videoinformatika.com/

Я  убедилась,  что  применяемые  мной  на  уроках    образовательные  технологии    в сочетании с ИКТ,   позволяют мне активизировать интерес и избежать перегрузки на уроке.

На уроках стараюсь сочетать групповую форму работы с индивидуальной и самостоятельной, подбираю и составляю развивающие, логические, проблемные, интеллектуальные задания, которые носят обучающий, занимательный и развивающий характер. Все выше перечисленные методы и формы позволяют проводить различные типы уроков: урок - игра, -путешествие, -экскурсии, -диалог, -мозговая атака, - исследование, -урок мудрости, -диспут.

Отмечается положительная динамика формирования развития  УУД учащихся: они  могут выполнять разные социальные роли, умеют мыслить и работать с информацией,   умеют общаться и взаимодействовать с людьми. Я считаю, что при  формировании коммуникативной личности это важный аспект.

Вывод: я уверена, что именно в таком понимании урока заключены все его основные функции. При подготовке и проведении уроков стараюсь поддерживать реализацию этих функций и  уделяю много времени творческой, проектной и исследовательской работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психолого-педагогическое сопровождение преемственности между дошкольным и начальным звеном в условиях образовательного комплекса» (из опыта работы педагога-психолога ГБОУ Школа №37 Бондаренко С.Б.)

С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования стало актуальным и приоритетным направлением психолого-педагогическое сопровождение преемствен...

современные педагогические технологии (из опыта работы)

Деятельность педагога – непрерывный поиск методов для достижения положительных результатов в обучении и воспитании. Урок остается основным элементом образовательного процесса. Основной целью мое...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС в условиях образовательного процесса (из опыта работы)

Актуальность статьи обусловлена тем, что, являясь достаточно частым типом нарушения развития ребенка, аутизм недостаточно известен как родителям, так и специалистам, работающим с детьми. Проблем...

Технология продуктивного чтения как образовательная технология (из опыта работы)

Школьная практика подтверждает, что интерес к чтению художественной литературы у детей заметно снижается.  Во многом это связано с неумением ученика понимать прочитанное. От умения читать, з...

Доклад на педагогическом совете на тему: «Использование электронных образовательных ресурсов. Из опыта работы»

Описывается работа с такими образовательными платформати, как Яндекс учебник, Учи.ру и другими....