Использование в практике педагогических технологий (из опыта работы)
материал на тему

Начальная школа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_tekhnologii.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

Использование  современных образовательных технологий

(из опыта работы)

 Образовательный процесс ориентирую на развитие творческих, интеллектуальных и физических возможностей учащихся. В своей педагогической практике делаю ставку на  активные формы обучения и инновационные технологии.

В качестве значимых для меня технологий я выделяю такие, которые ориентированы на реализацию целей и задач программы развития школы.

Технология

Предмет

Результат использования

Перспективы развития  школы

Проблемное обучение

Русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир

Всестороннее гармоническое развитие личности

Формирование перспективного школьного компонента

Модульно-блочная технология

Русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир

Развитие умения работать со справочными материалами

Развитие универсальных

учебных действий

Технология уровневой дифференциации

Русский язык, литературное чтение, математика

Обработка образовательных стандартов, предупреждение неуспеваемости

Повышение качества обученности школьников

Исследовательские технологии

Литературное чтение, окружающий мир

Развитие исследовательских навыков в процессе обучения

Выступление на конкурсах и семинарах

Проектные методы обучения

Изобразительное искусство, окружающий мир, технология

Выход проектов за рамки предметного материала

Участие в учебно-исследовательских конференциях, публикации лучших работ в сети Интернет

Здоровьесберегающие технологии

Русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир,

технология,

физическая культура

Создание благоприятного психологического фона на уроке, инициация разнообразных видов деятельности, предупреждение гиподинамии.

Укрепление психического  и физического здоровья  детей.

Информационно- коммуникационные технологии

Русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, окружающий мир, технология

Интенсификация процесса обучения, повышение мотивации к учебе, развитие информационной культуры учащихся

Конструирование урока с использованием информационно-коммуникационных обучающих средств, развитие навыков работы с информацией

         

    Осваиваю технологию творческих мастерских, где деятельность ученика и учителя осуществляется с опорой на рефлексию. Работа по данной  технологии  позволила мне повысить познавательную активность: у 98 %  учащихся - уровень высокий. Технологию обучения в сотрудничестве, разработанную  Ш. Амонашвили, я  применяю на контрольных уроках. Во избежание усталости учащихся   чередую виды работ: самостоятельную работу, работу с учебником (устно и письменно), творческие задания (необходимый элемент на каждом уроке).  Такие виды работы способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.

В обучении успешно  применяю исследовательский метод. С большим интересом они участвуют в  исследовательской работе,  показывают умения работать с различными источниками информации, анализировать, сравнивать, делать самостоятельные выводы. В своей работе использую технологию проектного обучения. Считаю, что она способствует формированию ученика, обладающего набором умений, навыков, к осознанному познавательному поиску, самостоятельной работе, ориентированию в потоке информации. Опыт по внедрению этой технологии в учебно-воспитательный  процесс я обобщила на муниципальном и региональном уровнях.  Моя работа «Метод проектов в начальной школе» была представлена на  районном и краевом  образовательных форумах, 2012 г.,  Для личностно-ориентированного обучения и развития школьников на уроках русского языка в 4 классе, начала  использовать модульно-блочную технологию. Групповая работа, заложенная в технологии, учит школьников вести диалог, позволяет развивать умение, работать со справочными материалами, разный уровень вводимого материала способствует организации дифференцированного обучения.  Разработала серию блоков по ключевым темам русского языка: «Глагол», «Имя существительное», «Имя прилагательное». В целях преемственности, продолжение работы по этой технологии   проводится в 5 классе. Свой опыт по  применению модульно-блочной технологии на уроках русского языка  я обобщила на районном  методическом объединении учителей начальных классов, дала Мастер-класс по теме «Имя существительное», 2012 г.  Для диагностики обученности школьников мною составлен пакет контрольно – измерительных материалов по всем предметам начального звена обучения, созданы наборы контрольных и диагностических работ, индивидуальные карточки для дифференцированного опроса учащихся, листы учебных достижений и рубежного контроля, журнал учёта успешности учеников, тетрадь открытий   «Что я знаю и умею»,  использую компьютерное тестирование (материал хранится в методическом кабинете школы).

   Эффективно использую в своей работе технологии системно-деятельностного подхода: метод проектов, Тогис (технология образования в глобальном информационном обществе), технологию развития критического мышления через чтение и письмо, технологию мастерской, ОДИ (организационные деятельностные игры), игровые технологии, технологию «Дебаты», ТРИЗ (технология решения изобретательских задач).

       Технология развития критического мышления через чтение и письмо развивает мыслительные навыки учащихся, необходимые не только в учебе, но и в обычной жизни.  На уроках успешно применяю методические приемы данной технологии:  «мозговая атака» (создание банка идей, возможных решений проблемы, коллективное обсуждение,  выбор наиболее перспективных решений), «верные, неверные утверждения»  (зачитываю утверждения, учащиеся оценивают как верные или неверные и обосновывают свои решения),  «корзина идей» (ученики условно собирают в  корзину идей информацию по изучаемой теме), «кластер» (ученики  записывают в центре листа ключевое понятие, а от него рисуют стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, в свою очередь лучи расходятся далее и далее).  

        Для интенсивного развития интеллектуальных способностей учащихся использую  приемы ТРИЗ: «Да-нетка» (загадываю число, предмет, литературного героя, историческое лицо, учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые я могу ответить только словами: «да», «нет», «и да,  и нет»), «Хорошо-плохо» (задаю объект или ситуацию, учащиеся  по очереди называют «плюсы» и «минусы»). 

        На контрольных уроках применяю  технологию обучения в сотрудничестве, разработанную  Ш. Амонашвили.

           Очень близка мне  технология «Метод проекта».  Считаю, что она способствует формированию ученика, обладающего набором умений, навыков,  осознанному познавательному поиску, самостоятельной работе, ориентированию в потоке информации. Опыт по внедрению этой технологии в учебно-воспитательный  процесс я обобщила на муниципальном и региональном уровнях.  Моя работа «Метод проектов в начальной школе» была представлена на  Приморском Форуме образовательных  инициатив  (2009 г.),  а  также  помещена  на  сайте  «Клуб учителей начальной школы»  сети  Интернет.

            В учебной деятельности я использую мультимедийные  презентации,  которые дают возможность  построить процесс обучения так, чтобы добиться максимального эффекта, умело применяю электронно-технические средства, создала  модель электронной папки классного руководителя,  выполненную  в программе Microsoft  Office Excel. Использую в работе  электронный журнал и дневник. На районном Форуме образовательных инициатив  моя работа «Папка классного руководителя. Портфолио учителя» удостоена диплома 1-й степени (2011 г.),  дала мастер-класс на экспериментальной площадке Форума «ИКТ –  неотъемлемая часть работы классного руководителя».  

        В системе провожу  интегрированные уроки. Мною создано методическое пособие «Интеграция плюс успех», в котором собран дидактический материал, карточки, тесты, диагностические карты, разработки интегрированных уроков: русский язык – литературное чтение «Говори правильно и красиво», технология – математика «Геометрия вокруг нас», русский язык – информатика «Использование ПК на уроках русского языка при работе с тестами». Мой опыт был обобщен учителями на районном семинаре учителей начальных классов. Методическое пособие «Интеграция плюс успех» получило высокую оценку на районном Форуме образовательных инициатив  (2011 г.)  и рекомендовано к использованию коллегами района.  

          Для диагностики обученности школьников   составила  пакет контрольно – измерительных материалов по всем предметам начального звена обучения, создала наборы контрольных и диагностических работ, индивидуальные карточки для дифференцированного опроса учащихся, листы учебных достижений и рубежного контроля, журнал учёта успешности учеников, тетрадь открытий   «Что я знаю и умею», также  использую компьютерное тестирование (материал хранится в методическом кабинете школы).    При  безотметочном обучении в 1-м, 2-м  классах составила и применяю разнообразные приемы оценочной деятельности: «Ступеньки успеха» (ученики на ступеньках лесенки отмечают, как усвоили материал; «Чудесная полосочка»» (на полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на

каком  уровне, по их мнению, выполнена работа); «Сигнал» (оценивание  выполнения  заданий с помощью цветовых сигналов).  Проверку таблицы умножения выполняю с различной скоростью, позволяя создать ситуацию успеха для учеников. В  заключительном  контроле – тестирование в программах Excel.  Самостоятельно разработала дидактический материал на электронных носителях к урокам: «Устный счет в 1-м классе»; «Словарная работа по теме «Школа»; «Режим дня первоклассника»; «Волшебные краски осени», который размещен в сети Интернет на сайте «Четыре ступени (http://www.4stupeni.ru/planirovanie/plans)».  Дала открытый урок на районном семинаре по теме «Самоанализ учащихся 1-х классов» (2011 г.),  приемы рекомендованы к использованию учителями  школ района.

         По результатам деятельности учеников сделала вывод, что эффективное использование всех перечисленных технологий, форм и методов  обучения ведет к высокой результативности качества обучения, развивает у детей самостоятельность, инициативность, творческие способности, формирует умения правильно использовать знания в нестандартной ситуации.       

     Совместно с психологом провела  мониторинг  развития умений и навыков обучающихся.

 

Результаты мониторинга показывают, что умения и навыки обучающихся на достаточно высоком уровне.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности в начальной школе с использованием информационно-коммуникативных технологий (Из опыта работы)

В статье на примере работы над проектом показана этапность организациипроектной деятельности в начальной школе.   Ключевые слова: РЕФОРМИРОВАНИЕ, ПРИНЦИПТВОРЧЕСТВА, САМОСТОЯТЕЛЬНА...

"Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников". Выступление на педагогическом совете (из опыта работы)

С первых дней первоклассникам необходима педагогическая поддержка. Моя задача - создание условий для развития индивидуальности ребёнка, благоприятной нравственно-психологической атмосферы. Я должна ст...

Использование собственного Интернет-ресурса в педагогической деятельности. Из опыта работы учителя начальных классов.

Блог – это среда для записей событий; среда общения; помощник для письма и размышления с помощью компьютера; инструмент для современного урока. ...

современные педагогические технологии (из опыта работы)

Деятельность педагога – непрерывный поиск методов для достижения положительных результатов в обучении и воспитании. Урок остается основным элементом образовательного процесса. Основной целью мое...

Педагогические технологии. Обобщение опыта.

В статье я делюсь своим опытом использования современных педагогических технологий...

Педагогические образовательные технологии ( из опыта работы)

Педагогические образовательные технологии из опыта работы...