Программа внеурочной деятельности (кружок) «Истоки православия»
рабочая программа (3, 4 класс)

Вакулко Татьяна Владимировна

Цель данного кружка: дать верные представления о системе нравственных и духовных ценностей православной традиций, в которую гармонично включены понятия о культурном человеке, высоконравственной жизни, приверженности традициям крепкой и здоровой семьи, любви к Отечеству, гражданственности. уважительному отношению к ближнему, бережному отношению к природе и т.д.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Home\Pictures\Файл_117.jpg

Истоки Православия

Пояснительная записка

Одной из основных функций образования является формирования высоконравственной культурной личности, гражданина, патриота Отечества. Воспитание такой личности невозможно без духовного начала. В России же основу для духовной жизни всегда давала Православная Церковь. Именно Православие имело определяющую роль в складывании культурных и духовно – нравственных традиций русского народа, гражданских основ. За многие века своего существования Православие накопило огромный духовный, нравственный и эстетический потенциал. И дети являются наследниками этой богатейшей православной культуры, насчитывающей более тысячи лет. Именно это культура отличает русскую цивилизацию от иных мировых цивилизаций.

Актуальность

Актуальность изучаемой деятельности обусловлена целым рядом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования. К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты.

Другой важной причиной является разрушение лучших отечественных культурных и образовательных традиций, русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта. Восприятие школьниками, например, поэтического и изобразительного языка всё более осложняется из-за незнания происхождения и значения духовной, религиозно-философской, культурологической лексики и символов. Историко-культурологическое образование в области религиозной культуры, как доказала практика, позволяет решать эти проблемы.

В курсе «Истоки православия» истоки народной мудрости и эстетических идеалов, здесь и духовно-нравственные традиции, и особенности формирования быта и культуры общения. Из православия и традиционная для русского народа иерархия ценностей, понимание истины. Из православия – особое отношение к Родине, к святости.

И конечно же, нельзя недооценивать причин общекультурного и коммуникативного характера, обусловленных расширением связей с другими народами, приобщением к их традициям и культурам. В особой помощи нуждаются мигранты, нашедшие в России новую родину, желающие для своих детей полноценного образования и надеющиеся на их успешную социализацию в российской культуре.

Цель курса:

а) Образовательные: дать верные представления о системе нравственных и духовных ценностей православной традиций, в которую гармонично включены понятия о культурном человеке, высоконравственной жизни, приверженности традициям крепкой и здоровой семьи, любви к Отечеству, гражданственности. уважительному отношению к ближнему, бережному отношению к природе и т.д.

б) Воспитательные: формировать у детей систему духовно – нравственных ценностей и с их позиций оценивать свои действия и поступки.

Задачи:

1. Дать сведения об основных религиозных понятиях и представлениях.

2. Познакомить учащихся со Священной историей Ветхого и Нового Завета, развитием главных мировых религий и христианских церквей. Раскрыть несовместимость тоталитарных сект с подлинной религией.

3. Изучить историю Православной Церкви. Способствовать формированию интереса к истории Православия, к образцам личного подвига благочестия. Воспитывать любовь и уважение к Родине, её народу, культуре, святыням.

4. Дать знания о Православной Церкви, православном храме, православном богослужении. Раскрыть содержание и смысл православного искусства: архитектуры, иконописи, музыки, литературы.

5. Приобщить детей к нравственным устоям православной культуры на основе изучения текстов Священного Писания, фактов церковной истории, примеров из личной жизни конкретных исторических лиц, образцов церковного и православного искусства. Дать детям твёрдые ориентиры добра, истины, любви в образцах православной жизни на основе веры, надежды, любви.

6. Познакомить детей с кругом православных праздников, показать их органическую связь с народной жизнью, народным искусством и творчеством.

Основа преподавания предмета в младших классах – изучение главных православных праздников. Это дает возможность ребенку оставаться включенным в жизнь общества, природы, православного прихода, школы.

В основе содержания занятий лежит система теоретических знаний о православной культуры. Введение в содержание программы экскурсий, фотоотчетов, проектной деятельности - характерная черта кружка «Истоки Православия». Решение практических задач способствует развитию познавательных потребностей у учащихся, формирует у них положительную мотивацию к овладению знаниями, обеспечивает осознанное усвоение знаний. Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать. Преобладание упражнений поискового и творческого характера способствует активизации мыслительной и речевой деятельности учащихся.

Результат формирования УУД

Личностные УУД

Сформированность внутренней позиции школьника, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ, формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, религий, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.

Регулятивные УУД

Овладение всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Познавательные УУД

Формирование знаний, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России, осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Коммуникативные УУД

Способность учитывать позицию собеседника, уважительное отношение к иному мнению, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информациюи отображать предметное содержание и условия деятельности

Формы работы разнообразные:

  1. Групповая работа. Работа в парах.

(образно-ролевые игры, дискуссии).

  1. Фронтальная работа – это работа со всеми учащимися. Учитель предлагает беседу, рассказ, историю, чтение статей, информационный материал. Такая форма работы требует устойчивого внимания и заинтересованность учащихся.
  2. Индивидуальная работа – большое значение имеет для обработки практических навыков и умений, ответы на вопросы анкеты, проблемные задания.

Методы работы:

  1. Репродуктивный – воспроизведение знаний (беседа, сообщения, вопросы, тесты, анкетирование).
  2. Проблемный – выдвигается гипотеза научных данных, дети их обследуют и обобщают.
  3. Частично-поисковый – открывается новое под руководством учителя (Творческие задания)
  4. Объяснительно-иллюстрированый – учитель сообщает и показывает наглядность, просмотр видеоматериалов.

Формы контроля.

1. Выставки работ в классе.

2. Участие в конкурсах.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Шевченко Л. Л. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. Учебник для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 3 – й класс. 7-ое издание. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2013. 160 с.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Технические средства обучения.

Календарно-тематическое планирование

«Истоки Православия» 3 класс

№п\п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

1,2

Бог просвещающий

2

3,4

Что говорит о Боге православная культура?

2

5,6

Свет на горе Фавор

2

7,8

Бог спасающий

2

9,10

Что говорит о человеке православная культура?

2

11,12

Христиане в православном храме

2

13,14

Золотое правило жизни

2

15,16

Добро и зло

2

17

Проект «Рождественская сказка»

1

18,19

Как Бог строил дом спасения человека

2

20,21

Воеводы сил любви. Добродетели.

2

22,23

Непобедимое оружие христиан

2

24,25

Защита святынь. Силы тьмы

2

26,27

Небесные помощники

2

28

Проект «Светлая Пасха»

1

29,30

Увенчанные небесными венцами. Христианская семья

2

31,32

Добрый ответ

2

33

Экскурсия во Владимирский Храм

1

34

Итоговое занятие. Круглый стол «Подведем итоги»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. К истокам Родины

Глобальные перемены в России последнего десятилетия, растущий информационный поток создали необходимые предпосылки для изменения как всей системы исторического образования, так и его содержания....

Программа внеурочной деятельности "К истокам"

Программа рекомендована классным руководителям начальных классов для использования в работе по внеурочной деятельности, рассчитана на детей7 – 11 лет, относится кхудожественно-эстетической...

рабочая программа внеурочной деятельности кружок "Истоки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности. В материале представлена пояснительная записка, содержание, тематическое планирование....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука истоков"

Программа внеурочной деятельности «Азбука Истоков» разработана на основе программы «Истоки» доктора педагогических наук А. В. Камкина в рамках Федерального государственного образовательного стандарта....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОДНЫЕ ИСТОКИ»

Краткая аннотация программы:        Программа внеурочной деятельности кружка “Родные истоки” разработана для занятий с учащимися 2-4 классов в соответствии с новыми ...

Программа внеурочной деятельности "Социокультурные истоки" 2 класс

Программа внеурочной деятельности "Социокультурные истоки"...

Программа внеурочной деятельности "Социокультурные истоки" 1класс

Программа внеурочной деятельности "Социокультурные истоки" 1 класс...