Адаптированная образовательная программа для детей с РАС (вариант 8.2) по предмету СБО 2 класс
рабочая программа (2 класс)

Осокина Анна Владимировна

Пояснительная записка.

 

Данная адаптированная образовательная программа разработана для реализации в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении  «Средняя общеобразовательная школа №1 г.п. Игрима» Берёзовского района 2019-2020 учебном году.Адаптированная образовательная программа начального общего образования (далее АОП НОО), адаптированная для лиц с РАС, разработана с учетом федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основании основной образовательной программы школы и в соответствии с особыми образовательными потребностями детей с ОВЗ (по представленным родителями документам). Адаптация общеобразовательной программы осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации инвалида и включает следующие направления деятельности:

  • анализ и подбор содержания,
  • изменение структуры ОП НОО,
  • использование разных форм, методов и приемов организации учебной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aop_sbo_2_klass.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

 

Данная адаптированная образовательная программа разработана для реализации в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении  «Средняя общеобразовательная школа №1 г.п. Игрима» Берёзовского района 2019-2020 учебном году.Адаптированная образовательная программа начального общего образования (далее АОП НОО), адаптированная для лиц с РАС, разработана с учетом федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основании основной образовательной программы школы и в соответствии с особыми образовательными потребностями детей с ОВЗ (по представленным родителями документам). Адаптация общеобразовательной программы осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации инвалида и включает следующие направления деятельности:

  • анализ и подбор содержания,
  • изменение структуры ОП НОО,
  • использование разных форм, методов и приемов организации учебной деятельности

Нормативной основой АОП НОО являются документы:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • приказ МОиН РФ № 393 от 06.10.2009 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009 с изменениями (приказы МОиН РФ №1241 от 26.10.2010 и  №2357от 22 09.2011 г.),
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва /Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.Регистрационный N 19993/"Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"";
  • Образовательная программа начального общего образования МБОУ ИСОШ №1 (коррекционная работа).
  • Устав школы.

Общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребенка. В связи с этим, обучение детей общению должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а так же на обучение использованию альтернативных средств общения.

Курс социально – бытовая ориентировка (СБО) направлен на социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья. СБО – это специальные коррекционные занятия  направленные на практическую подготовку учащихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.
Цель: Специальные коррекционные занятия по социально-бытовой ориентировке направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития.

Задачи:

  • практическая подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду;
  •  формирование  знаний и умений, навыков, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества;

Принципы в обучении: систематичность и последовательность.

Формы и методы: практические работы, экскурсии, сюжетно – ролевые игры, беседы, коллективные методы, индивидуальные (выполнение всех операций под руководством учителя). Однако при любой форме организации занятия каждый ученик должен на практике овладеть всеми необходимыми знаниями и умениями.

Беседа на занятиях является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно – ролевыми играми, различными практическими работами, записями в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ. Продолжительность беседы может быть различной, но она не должна являться единственным методом обучения, используемым на занятии. Значительное место  в программе отводится экскурсиям. Любая экскурсия не является самоцелью и используется в сочетании с другими организационными формами обучения по определенной теме. В ходе экскурсий могут проводиться практические работы.

Занятия по социально – бытовой ориентировке тесно связаны с уроками родного языка, математики, естествознания, технологии.

На занятиях по социально – бытовой ориентировке следует уделять внимание развитию устной речи, практическому применению знаний, навыков, полученных на других уроках. На всех этапах занятия в связи с изучаемым материалом необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения, умением детей правильно построить фразу, диалог, обосновать вывод.

Место предмета в учебном плане 2 класса

В учебном плане предмет представлен с расчетом 1 час в неделю, 34 часа в год.

Психолого-педагогическая характеристика обучающегося

с РАС

        Для обучающегося, получающего образование по варианту 8.2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования, характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести.

        Мальчик плохо владеет речью, он постоянно нуждается в уходе и присмотре. В связи с этим мальчик требует значительной помощи, объем которой существенно превышает содержание и качество поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении: интеллектуальном или физическом.

        Уровень психофизического развития обучающегося с РАС невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами. Органическое поражение центральной нервной системы чаще всего является причиной сочетанных нарушений и выраженного недоразвития интеллекта, а также сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации. Все эти проявления совокупно препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности мальчика, как в семье, так и в обществе.

        В связи с выраженными нарушениями и искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти и др. у обучающегося  возникают непреодолимые препятствия в усвоении «академического» компонента различных программ школьного образования. Специфика эмоциональной сферы определяется не только ее недоразвитием, но и специфическими проявлениями гипо- и гиперсензитивности. В связи с неразвитостью волевых процессов, мальчик не способна произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что не редко проявляется в негативных поведенческих реакциях. Интерес к какой-либо деятельности не имеет мотивационно-потребностных оснований и, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.

Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:

1. Свое  имя и фамилию, имена окружающих, последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета, периодичность и правила чистки зубов, ушей, мытья головы, правила охраны зрения при чтении и просмотре телевизионных передач, правила личной гигиены девушки, правила ухода за предметами личной гигиены, название вещей личного пользования и их назначение. Части тела и органов человека, правила ухода за кожей рук, ног и ногтей, о соблюдении правил здорового образа жизни, требования к осанке в положении сидя.

2. Виды одежды и обуви их назначения, правила ухода за одеждой и обувью. 
3. Санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи, правила сервировки стола к завтраку.

4. Правила поведения при встрече и расставании, формы обращения с просьбой, вопросом, правила поведения за столом. Правила поведения в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях, правила поведения в гостях. 
5. Виды жилых помещений в городе и деревне и их различие.

6. Основные транспортные средства, виды транспортных средств (специальный, грузовой, пассажирский, городской, железнодорожный, пригородный, междугородний). Элементарные правила уличного движения. 
7.   Основные средства связи, виды почтовых отправлений. 

Учащиеся должны уметь:

1. Совершать утренний и вечерний туалет в  определенной последовательности, причесывать волосы и выбирать прическу, мыть руки. 
2. Следить за своей осанкой, походкой и жестикуляцией, правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками (мальчиками и девочками), взрослыми (знакомыми и незнакомыми) в различных ситуациях.
3. Соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупки билета, поведения в салоне и при выходе на улицу, соблюдать правила дорожного движения.

Результаты изучения курса

 Личностные результаты:

· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

 · освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

 · осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные  результаты

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

 - владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметными результатами изучения курса «СБО» является сформированность следующих умений:

- в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых работ, закладываются основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

-владение начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;

-получение первоначального опыта организации самостоятельной практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию.

Система оценки результатов.

Система оценки результатов развития познавательных процессов учащегося предполагает проведение диагностик: Входящих(первичных), динамического наблюдения, текущей и этапной диагностики, итоговой. А так же в течении учебного (по необходимости) наблюдение за выполнением предложенных заданий, устный опрос, письменные работы.

Планируемые результаты

Культура поведения

  • Употреблять правильные речевые обороты при разговоре с разновозрастными группами людей.
  • Вежливо обращаться в различных ситуациях с просьбой или вопросом к младшим, взрослым и сверстникам.
  • Соблюдать правила поведения в школе, в общественных местах и транспорте
  • Правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами, красиво и аккуратно принимать пищу.

Жилище

  • Значение и виды жилых помещений в городе
  • Виды подсобных помещений в жилых помещениях и их назначение
  • Гигиенические требования к жилому помещению
  • Регулярность уборки жилых помещений
  • Правила техники безопасности при работе с моющими и чистящими средствами, при работе с пылесосом

Одежда

  • Подбирать одежду по сезону
  • Различать одежду в зависимости от назначения (повседневная, праздничная, спортивная, домашняя)
  • Сушить мокрую одежду
  • Чистить верхнюю одежду
  • Стирать вручную мелкие предметы одежды

Транспорт

  • Основные виды общественного транспорта, которыми они пользуются по дороге в школу и из школы
  • Правила пользования городским транспортом
  • Стоимость проезда и виды оплата проезда в городском транспорте
  • Маршрут проезда до школы и обратно
  • Правила дорожного движения

Ожидаемые результаты

В результате реализации программы по социально-бытовой ориентировке дети:

  • научатся правилам ведения домашнего хозяйства;
  • получат  практические знания о самостоятельной жизни, и жизненно необходимых  бытовых умениях и навыках.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

1.

Личная гигиена

2 ч.

2.

Культура поведения

4 ч.

3.

Одежда, обувь

3 ч.

4.

Жилище

2 ч.

5.

Транспорт

10 ч.

6.

Средства связи

2 ч.

7.

Медицинская помощь

9 ч.

8.

Питание

2 ч.

Итого:

34 ч.

Список используемой литературы

1.  О.В. Белоножкина   «Инсценированные классные часы в начальной школе: Как быть здоровым». Волгоград,  2007 г.

2.  Н.М. Волчек  «Современная энциклопедия домашнего хозяйства». Минск, 1999 г.

3.  Е.Н. Дубровская  «Классные часы  1-4 класс».     Москва, 2007 г.

4. В. Иванова «Этикет для девочек», 2006 г.

5.  О.И. Кияткина «Этикет и сервировка стола», 2002 г.

6. В.  Фадеева «Азбука домашнего хозяйства для девочек», 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» - 68 часов для ученицы 2 класса по адаптированной образовательной программе для детей с УО

Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» - 68 часов для ученицы 2  класса по адаптированной образовательной программе  для детей с УО....

Адаптированная образовательная программа для детей с РАС (вариант 8.2) по предмету Математика 2 класс

Данная адаптированная образовательная программа разработана для реализации в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении  «Средняя общеобразовательная школа №1 г.п. Игрима»...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для детей с РАС (вариант 8.2) по предмету «Окружающий мир» 2 класс

Пояснительная запискаДанная адаптированная образовательная программа разработана для реализации в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении  «Средняя общеобразовательная школа ...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для детей с РАС (вариант 8.2) по предмету «Русский язык» 2 класс

Пояснительная запискаДанная адаптированная образовательная программа разработана для реализации в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении  «Средняя общеобразовательная школа ...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для детей с РАС (вариант 8.2) по предмету «Технология» 2 класс

Пояснительная запискаДанная адаптированная образовательная программа разработана для реализации в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении  «Средняя общеобразовательная школа ...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для детей с РАС (вариант 8.2) по предмету «Литературное чтение» 2 класс

Пояснительная записка         Данная адаптированная образовательная программа разработана для реализации в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждени...