РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО КРУЖКА «ЮНЫЙ ДРУГ ПРИРОДЫ»
рабочая программа (1, 2 класс)

Челокьян Марина Евгеньевна

       Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Материал  предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.

      Цель программы: формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.

       Программа разработана для начальной школы: 1-2 класс и рассчитана на 2 года обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Кружок "Юный друг природы"130.5 КБ

Предварительный просмотр:

город Белореченск

муниципальное образование Белореченский район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная  школа №2 имени А.С.Пушкина

                                                       

                                                             УТВЕРЖДЕНО:

 решением педагогического совета

от 31августа 2019 года протокол № 1

Председатель _______ Т.В.Ломовцева

                                                        

                                                                 

        

                                                                                                                        РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

тематическая  программа

(тип программы: комплексная/тематическая)

ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО  КРУЖКА

 «ЮНЫЙ ДРУГ ПРИРОДЫ»

(наименование)

 2 года

(срок реализации программы)

7-9 лет (1-2 класс)

(возраст обучающихся)

Учитель: Челокьян Марина Евгеньевна

Пояснительная записка

Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.

Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.

     Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Материал  предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.

     Доступные средства формирования интереса к природе: прогулки  и экскурсии в природу, фенологические наблюдения, деятельность по оказанию помощи природе, чтение книг и просмотр кино- и видеофильмов о природе.

     Нормативная база для составления рабочей программы  кружка «Юный друг природы»:

    - Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями),

    - Закон  Краснодарского  края  от  16  июля  2013  года  N  2770-КЗ  «Об  образовании в Краснодарском крае» (с изменениями и дополнениями).  

    - Федеральный  государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 (с изменениями, внесёнными приказами Минобранауки России от 26. 11. 2010 № 1241, от 22.11.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643),

   - письмо  министерства  образования  и  науки  Краснодарского  края  от  30.09.2015  года  №  47-1569/15-14  «Об организации внеурочной деятельности в образовательных организациях Краснодарского края»,

   - учебный план школы.

           Цель программы: формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.

     Задачи программы:

     - формировать интерес к изучению природы родного края;  

     - воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное;    

     - углублять уже имеющихся знаний о родном крае;

     - изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы;

     - формировать представления о природных сообществах края;

     - формировать представления об охраняемых территориях России и своего края.

      Программа разработана для начальной школы: 1-2 класс и рассчитана на 2 года обучения. Занятия в кружке  проходят с учётом 1 раз в неделю. 1 класс – 33 занятия в год, 2 класс – 34 занятия в год.  Продолжительность каждого занятия не должна превышать  в 1-м классе – 35 минут.  К занятиям допускаются все дети из класса.      

      Формы организации учебной деятельности:  дидактические игры, беседы, инсценировки, экскурсии, викторины, экспериментально-исследовательские задания, практикумы и опытнические работы;

    - индивидуальная (работа с раздаточными карточками),

    - фронтальная (беседа),

    - подгрупповая (наблюдение, проведение эксперимента).

        Занятия организуются на принципах:

     -личностно-ориентированного взаимодействия и творческого сотрудничества детей и педагога;

     -доступности предлагаемого материала;

     -последовательности и постепенности предлагаемого детям материала;

     -вариативности и проблемности.

Предполагаемые результаты

     Предметные результаты:

   - интерес к познанию мира природы;

   - потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

   - осознание места и роли человека в биосфере;

   - преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

       Занятия в  кружке должны помочь учащимся:

   

       знать:

     - правила работы, правила техники безопасности при работе с инвентарём;

     - виды растений произрастающих в окрестностях школы, района, края;

     - разнообразие цветущих растений;

     - виды птиц, животных;

     - способы размножения культурных растений;

     - сезонные изменения в природе.

      уметь:

     - характеризовать основные растительные сообщества, встречающиеся в окрестностях школы района, края;

     - осуществлять перекопку почвы, посадку семян и рассады, полив и удобрение почвы;

    - изготавливать и развешивать кормушки.

     Метапредметные результаты:

     - овладение начальными формами исследовательской деятельности;

     - опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

     - опыт социальной и межкультурной коммуникации;

     - формирование коммуникативных навыков.

Уровни достижения результатов

Воспитательные результаты

Приобретение школьником  социальных знаний

(1 уровень)

Формирование ценностного отношения     к социальной реальности

(2 уровень)

Получение опыта самостоятельного общественного действия

(3 уровень)

   

Юный

друг природы

Элементарные представления о том, что такое природа, из каких компонентов она состоит

Отличать живое от неживого на интуитивном уровне.

Знает  правила поведения на природе.

 

 

Ставит цель исследования с помощью учителя.

В целом представляет, как достичь цели.

Развивает экспериментальные способности.

 

Самостоятельно ставит цель исследования и действует согласно этой цели.

Самостоятельно планирует и проводит исследовательский эксперимент.

Бережное отношение к окружающему миру, способность видеть красоту природы.

  • В сфере личностных универсальных учебных действий:

     - принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

     - развитие морально-этического сознания;

     - получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к    

       окружающей природе;

     - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

     - понимание оценок учителей, товарищей, родителей.

  • В сфере  познавательных универсальных учебных действий:

     - овладение начальными формами исследовательской деятельности;

      - строить сообщения в устной и письменной форме;

      - выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую  

        очередь текстов);

      - проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

      - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

      - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

       - устанавливать аналогии.

  • В сфере коммуникативных универсальных учебных действий:

     - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками —  

       определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

      - управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

     - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в      

        соответствии с задачами и условиями коммуникации;

      - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с

        грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных

        средств коммуникации.

     - формирование коммуникативных навыков.

  • В сфере регулятивных универсальных учебных действий:

     - потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

     - принимать и сохранять учебную задачу;

     - планировать свои действия в соответствии с поставленной;

      - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

     - адекватно воспринимать оценку учителей, товарищей, родителей;

      - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки  и

         учёта  характера  сделанных  ошибок.

Формы и виды контроля

     Итоги работы кружка подводятся после каждого тематического изучения, которые желательно заканчивать общественно полезными работами, природоохранительными акциями, субботниками, пропагандой экологических знаний среди школьников; изготовлением стенгазет и т.п.

Учебно-тематический план на 2  года обучения

занятий кружка  «Юный друг природы »

1 класс

Тема занятий

Всего часов

Характеристика деятельности обучающихся

аудиторные

внеаудиторные

I год обучения

1.

Введение.

1

Группировать по названиям известные дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных (на примере своей местности).

Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года».

Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире.

Сравнивать и различать природные объекты и изделия (искусственные предметы). Характеризовать их свойства.

Приводить примеры явлений природы.                                              Проводить самостоятельно наблюдения явлений природы.

Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства различных материалов.

Готовить в группах рассказ о наблюдениях во время экскурсии в краеведческий музей (ознакомление с природой родного края).

Характеризовать условия,  необходимые для жизни растений. Характеризовать роль растений в природе и жизни людей.

Выращивать   растения   в   группах (из семян, побегов, листа).

Характеризовать условия,  необходимые для жизни животных.

Оценивать влияние современного человека на природу. Характеризовать работу людей по сохранению природы.

Сравнивать разные ситуации в природе. Знать правила безопасного поведения в природе.           

2.

Природа – наш общий дом.

6

4

3.

Будь добрым к природе.

11

5

4.

Чрезвычайные  ситуации.

1

5.

Уроки  безопасности.

3

2

6.

Итого:

33

2 класс

Тема занятий

Всего часов

Характеристика деятельности обучающихся

аудиторные

внеаудиторные

2 год обучения

1.

Введение.

1

Группировать по названиям известные дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных (на примере своей местности).

Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсиях по городу, парку, музею.

Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире.

Сравнивать и различать природные объекты и изделия (искусственные предметы). Характеризовать их свойства.

Приводить примеры явлений природы.                                              Проводить самостоятельно опыты по очистке воды.

Характеризовать свойства воды,  необходимые для жизни животных. Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства различных материалов. Готовить в группах рассказ о наблюдениях во время экскурсии в краеведческий музей (ознакомление с природой родного края).

Характеризовать свойства воды,  необходимые для жизни растений. Характеризовать роль растений в природе и жизни людей. 

Характеризовать  планеты Солнечной системы.

Выращивать   растения   в   группах (из семян, побегов, листа).

Характеризовать понятия «Родина», «родной край».

Коммуникативная деятельность: описательный рассказ обо всём увиденном.

Оценивать влияние современного человека на природу. Характеризовать работу людей по сохранению природы. Сравнивать разные ситуации в природе. Знать правила безопасного поведения в природе.                   

2.

Природа – наш общий дом.

2

3

3.

Вода – источник жизни.

4

2

4.

Солнце и свет в нашей жизни.

3

2

5.

Воздух  и  здоровье.

2

1

6.

Мой  край.

2

2

7.

Пришла весна.

2

3

  8.

Уроки безопасности.

3

2

9.

Итого:

34

Содержание познавательного  кружка « Юный друг природы»

1 класс

     Введение

     Знакомство детей с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении практических работ.

     Что такое экология? Выясняем, что такое экология. Экология – наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома – планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между живой и неживой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными животными); связь между природой и человеком.

     Природа – наш общий дом.

     Зелёные насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делаем для здоровья деревьев?

      Распределение обязанностей по уборке школьного двора. Отчёт о выполнении задания. Наблюдение. Выявляем, откуда берётся и куда девается мусор.    

     Знакомство детей с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц. Перелётные птицы. Зимующие птицы. Значение птиц в жизни человека. Птицы нашего двора. Помощь птицам в трудное время. Изготовление кормушек.

     Наблюдение в природе. Осенние изменения в неживой природе. Какое явление природы бывает только осенью? Сбор природного материала. Составление осеннего букета.

     Будь добрым к природе.

     Комнатные растения в квартире, в классе. Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растений с учётом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса. Оценить условия жизни и роста растений: освещённость, частоту полива. Уход за комнатными растениями. Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение  обязанностей за комнатными растениями. Наблюдение изменений произошедших после произведённых работ.

     Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка луковиц лука, гороха, проращивание почек на срезанных веточках тополя, сирени. Наблюдение за набуханием почек в классе и в природе.

     Беседа о редких и исчезающих растениях и животных Краснодарского края.

     Беседа о лесе с показом картин известных художников, о пользе муравьёв, о бережном отношении к бумаге и древесине. Стихи о лесе.

      Выработка правил охраны природы и культурного поведения в ней.

     Животные в доме. Знакомство с домашними животными. Кошка и собака – друзья человека. Как ухаживать за собакой и кошкой? Соблюдение требований гигиены и правил безопасности при содержании животных. Клопы, тараканы, моль – меры предупреждения их появления. Чтение рассказов, стихов о домашних животных. Пословицы, поговорки.

     Наблюдение в природе. Зимние изменения в неживой природе. Какое явление природы бывает только зимой? Из чего состоит снег? Рассказы детей о снежинках. Музыка природы в зимнее время года.

     Беседа о способах оказания помощи природе, доступных младшим школьникам. Посадка деревьев, разбивка клумбы на пришкольном участке.

     Стихи, песни, загадки о природе. Выставка рисунков, поделок из природного материала.

Чрезвычайные  ситуации.

      Беседа о чрезвычайных ситуациях. Стихийные бедствия. Аварии на предприятиях. Пожары.

Уроки  безопасности.

       Если ты заблудился. Как ориентироваться на местности. Опасные ягоды и грибы. Беседа  о мерах безопасности на воде. Правила поведения на водоёмах. Ты  и дорога.

Содержание познавательного  кружка « Юный друг природы»

2класс

 Природа – наш общий дом.

     Зелёные насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делаем для здоровья деревьев?

      Многообразие  птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц. Перелётные птицы. Зимующие птицы. Значение птиц в жизни человека. Птицы нашего двора. Помощь птицам в трудное время. Изготовление кормушек.

     Наблюдение в природе. Осенние изменения в неживой природе. Какое явление природы бывает только осенью? Сбор природного материала. Составление осеннего букета.

 Вода – источник жизни.

     Вода в моём доме и в природе. Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется. Куда удаляется?

     Вода, которую мы пьём. Вода сырая, кипячёная, загрязнённая. Сколько стоит вода? Почему её надо экономить? Как можно экономить воду?

     Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте?

     Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека?  Как расходуется, как выделяется из организма?

     Водные процедуры, закаливание водой. Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

     Солнце и свет в нашей жизни.

     Солнце, Луна, звёзды – источники света.

     Влияние тепла и света на комнатные растения. Наблюдение по выявлению светолюбивых и теплолюбивых комнатных растений.

     Как животные относятся к свету и теплу.

     Роль света в жизни человека. Освещённость рабочего места. Глаз – орган зрения. Гигиена зрения. Зарядка для глаз.

     Влияние ТЭЦ, АЭС, газопроводов на экологическое состояние планеты. Экономия света и тепла.

     Телевизор, его влияние на окружающих, режим работы, правила просмотра.     Источники света и тепла в русской избе.

     Воздух и здоровье.

     Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Чистый и загрязнённый воздух. Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым?

     Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики. Проветривание.

      Мой край.

     Растительный и животный мир родного края. Многообразие растений и животных района.

     Основные  экогруппы растений.

     Особенности жизни животных Краснодарского края, Белореченского района. Знакомство с  исчезающими растениями и животными родного края. Причины исчезновения их и необходимость защиты каждым человеком. Красная книга Краснодарского края.

     Весенние работы.

     Подготовка почвы к посеву на импровизированном огороде. Разбивка грядок. Посадка растений. Уход и наблюдении за всходами.

      Уроки  безопасности.

      Беседа о чрезвычайных ситуациях. Стихийные бедствия. Пожары.

      Ты  и дорога. Безопасность пешеходов. Если ты заблудился.  Как    ориентироваться на местности. Опасные ягоды и грибы. Беседа  о мерах безопасности на воде. Как быть здоровым.

Методические рекомендации

   

      Работа в кружке может опережать или продолжать учебную. При этом широта и глубина знаний школьников могут существенно превышать полученные на уроке. Это обусловлено не только тем, что кружковая работа позволяет выйти за рамки учебной, но прежде всего тем, что главным принципом её организации является опора на интересы детей.

     Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

     Для того чтобы занятия кружка были интересны и не утомляли детей, целесообразно предусмотреть смену видов деятельности: познавательная, игровая, творческая, трудовая, исследовательская и др.

     Практическая направленность программы осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.

      Для оценивания осознанности каждым учащимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа. Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции своей учебной деятельности на разных этапах формирования ключевых предметных умений и понятий курсов, а также своего поведения, строящегося на сознательном и целенаправленном применении изученного в реальных жизненных ситуациях.

Вопросы для самоанализа могут быть следующими:

Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось),

Потому что_____________________________________________________________

Наиболее трудным мне показалось__________________________________________

Я думаю, это потому, что ________________________________________________

Самым интересным было _________________________________________________

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее ________________________________________________________________________

Я бы хотел попросить своего учителя _______________________________________

     Все – или наиболее значимые –  результаты оценивания должны фиксироваться учителем письменно и храниться в определенной системе, т. е. входить в Портфолио ребёнка.

Материально-техническое обеспечение

 кружка « Юный друг природы»

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1. Библиотечный фонд

Для детей

 1. Вини и его друзья: Твой журнал о природе.

 2. Геолёнок. Про всё на свете: Ежемесячный журнал для детей.

 3. Детское чтение для сердца и разума: Ежемесячный литературный журнал для детей мл.шк. возраста.

 4. Звери. Домашние животные от А до Я: Ежемесячный журнал для детей.

 5. Свирелька: Ежемесячный журнал о природе для детей.

 6. Детская энциклопедия АиФ: Ежемесячный журнал для детей.

 7. Детские энциклопедии.

Для педагога

 1. Ердаков, А. Экологическая сказка для первоклассников  //Начальная школа. – 1992. - № 11-12. – С.19-22.

 2. Книга для чтения: Растения. – М.: Просвещение, 1996. – 191 с. : ил.

 3. Коробельников В. Краски природы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 1989. – 160 с. : ил.

 4. Начальная школа: Методический журнал для учителей начальных классов Разработки уроков, мероприятий.

 5. Петров В. Растительный мир нашей Родины: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1981. – 191 с. : ил.

 6. Терешина З. Экологическая культура на уроках математики. – М.: Чистые пруды, 2009. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября». – Вып.29).

подписка

подписка

подписка

подписка

подписка

1

1

1

1

2. Печатные  пособия

Демонстрационный материал  - картинки предметные.

Печатные таблицы.

Иллюстрированные материалы (альбомы, открытки).

 

             

3. Технические средства обучения

Экспозиционный экран.

Телевизор.

Мультимедийнный проектор.

Сканер, принтер.

1

1

1

1

                       4. Экранно-звуковые пособия

DVD-диски.

5. Натуральные объекты

Коллекции плодов и семян растений.

Гербарий.

Живые объекты – комнатные растения, животные.

                  6. Учебно-лабораторное оборудование

Лабораторное оборудование для проведения опыта.

              7. Оборудование класса

Классная доска.

Настенная доска для вывешивания иллюстрированного материала.

Столы ученические.

Подставки для книг.

1

1

17

СОГЛАСОВАНО                                                                                СОГЛАСОВАНО

протокол заседания                                                                            Зам.директора по УВР

методического объединения учителей

от __________________ № _______                                                   ______________ М.Х.Икаева

_________________  И.И.Бондарцова                                                      «___» августа 2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Природа родного края"

Цель программы Природа родного края «Юный эколог» – формирование основ экологической грамотности учащихся начальной школы....

Рабочая программа внеурочной деятельности по краеведению "Любители природы".

Настоящая программа предназначена для учащихся начальной школы....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Компьютер-мой друг".

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Компьютер - мой друг" в 4 классе....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мой друг-светофор"

Программа курса «Юные инспектора движения» предназначена для учащихся 1-4 классов и составлена на основе программы дополнительного образования по профилактике детского дорожно-транспо...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой Друг-компьютер».

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой Друг-компьютер»....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой Друг-компьютер».

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой Друг-компьютер»....

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Мой друг - компьютер"

Рабочая программа создана для обучающихся 3 классов с целью формирования первичных элементов информационной культуры и получении первоначальных практичесикх умений и навыков работы на компьютере, необ...