"Река с простым названьем Жизнь"
статья (3, 4 класс)

Светлана Степановна Попова

В данной статье материал для мастер -класса по теме "Жизнь,как река"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reka_zhizni.docx19.44 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР - КЛАСС  « Река с простым названьем Жизнь»

Цель – учить бережному отношению к жизни, ценить каждое ее мгновение.

Учитель: Добрый день! Я очень рада вас видеть. Сегодня мы с вами проживем в мастерской, которая называется “Жизнь… (продолжите, пожалуйста……….прекрасна, неповторима, как песня, … ) как чудо!

Выразите отношение к теме словом, междометием, фразой, предложением. “Ух, ты! Интересно! Вау! Сюрприз для нас….”. Учитель открывает доску, на которой написано:

Жизнь, как река течет –течет

А человечки словно рыбки

Плывут, не зная, что их ждет

Пасть щучья или  Мир улыбки.

Напишите, пожалуйста, слово

Ж

И

З

Н

Ь

Выберите понравившуюся букву и напишите новое слово, связанное со словом “жизнь”. (Ж – жизнь, живой, жучок, желание, живопись, жалость, жестокость, жизнедеятельность, игра, жадность

И – интересная, искусство, интеллект, идея, идеология

З – знания, загадочная, здоровье, зима, закат, заря, золотой, “Зенит”, земля, золото, звезда, здравие, зло, злорадство, забота

Н – непредсказуемая, необычная, новизна, наука, новости, надежда, ненависть, неизбежность, нравственность, нелепость, народ, непобедимость.

Жизнь - огромная река...

Жизнь – огромная река,
В ней есть все: печаль и смех,
В ней бывает пустота,
Неудачи  и успех.

А река течет,  бежит,
Отмеряя дни и годы,
В сердце что–то дребезжит,
И уносятся невзгоды.

То вода как гладь спокойна,
То бурлит,  как водопад,
Разглядеть бывает больно
Этой жизни странный взгляд. 
 
Смоет все волной печали:
Радость, смех, любви – венчанье,
Милых стариков ворчанье,
И с водой уйдет отчаянье.

Только вот не пораженьем,
Я б победой назвала,
Все, что вижу в отраженье,
Жизни бурной – карнавал.

В этой шумной быстрой речке,
Радостных мгновений масса,
Жаль, что длится все не вечно,
Жизни – ниточки угаснут.

Жизнь - огромная река,
В ней есть все: печаль и смех,
Память сохранит вода,
Только вот не смыть в ней грех.

Жизнь течет небезупречно,
Без потерь не обойтись,
Не дано нам, жить всем вечно,
Но дарована нам  ЖИЗНЬ!

А сейчас попробуйте дать определение жизни. Выразить это словами и рисунком. Что такое жизнь?

Работа в группах.

Социализация. Каждая группа презентует и объясняет продукт своего творения.

1-я группа – Жизнь – это счастье и радость, это прекрасные моменты, сны, стремление и преодоление преград. Это дар природы, счастье иметь кого-то родного…Это река, которая всегда движется вперед.( Рисунок в ярких тонах: голубая речка, зеленая травка, улыбающееся солнце, цветочки, улыбки…)

2-я группа – Жизнь, как река – обратно не течет; все, что совершается – невозвратимо.

Рисунок очень трогательный: бросаем зернышко в землю, появляется росток, затем бутон, расцветает цветок, он радуется жизни, радует нас, но затем он увядает и в конце концов умирает. Так и в жизни: рождается ребенок, растет, заканчивает школу, получает образование, работает, но все в жизни не вечно…

3-я группа – Если хочешь, чтобы жизнь тебе улыбнулась, сначала сам улыбнись жизни.

На рисунке счастливая семья.

Зачитайте. (Жизнь – это прежде всего дыхание … “Душно” бывает в доме, “душно” и в нравственной жизни. Надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. Самая большая ценность в мире – жизнь. Мы встречаемся с чем-то, чего не замечали раньше, что поражает нас своей красотой, неожиданной мудростью, неповторимостью.

Жизнь – прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной или ученым. Творчество тоже можно творить. Можно просто творить добрую атмосферу вокруг себя, как сейчас выражаются, ауру добра вокруг себя.

Самая большая ценность – это жизнь, а она бесконечно глубока. Надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить.

Жизнь надо прожить с достоинством. Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий и немалых тоже. Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть узким эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим.

Самая большая ценность в мире – жизнь: чужая. Своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении – и в прошлом, и в настоящем и в будущем …)

Закончите предложение “Я благодарю жизнь за…” (…за то, что я живу; … за то, что у меня такие прекрасные родители; …за то, что я учусь в этой школе; … за то, что у меня много друзей; … за то, что у меня есть любимый человек; … за то, что я такая; … ).

А я благодарю вас за эти минуты, ваши мысли, откровения, высказывания.

ИТОГ

В поисках ответа на вопрос, как жить, юноша обратился к известному революционеру-реформатору:
- Скажи, как мне плыть по этой реке жизни? Что правильно? - Не будь, как все, - ответил тот.
- Не плыви по течению в общей толпе серых и безразличных. 
Плыви наперекор всему! Жизнь борьба. Рассекай волны! Стремись! 
Добивайся! Преодолевай трудности ради всеобщего блага и совершенствования мира!
Юноша кивнул и пошел за советом к святому отшельнику.
- Как плыть мне по реке жизни? Спросил он. - Стоит ли сопротивляться течению?
- Нет, - ответил отшельник.
- В этом нет смысла. Река нашей жизни есть Дао. Сопротивляться 
ему значит входить в конфликт со Вселенной. 
Отдайся ему, растворись в нем, плыви по его 
течению и ты познаешь истину единства с мирозданием.
Поблагодарил юноша, и отправился к мудрецу.
- Скажи, мудрец, как мне жить? Плыть ли против течения, 
борясь и побеждая? Или по течению, растворяясь в потоке мира?
-Эх, вздохнул мудрец, насоветовали тебе много. Но суть 
заключается в том, чтобы плыть не по течению и не против, 
а туда, куда тебе нужно. В этом мудрость и разум твой должен 
быть твоим рулем, а душа парусом.
Эти слова пришлись юноше по душе. Обрадовался он 
обретению мудрости, и пошел домой. А на обратном пути 
повстречался ему Мастер. Разве может помешать лишний совет, 
особенно, когда мудрость уже есть?
- Скажи, Мастер, как мне жить? Плыть по течению? Или против течения? 
Или под руководством разума плыть куда мне нужно?
-Течение? Удивился Мастер. - Какое течение?.. Извини, 
я не заметил его.Мне просто нравится плавание.

«Река моей жизни впадает в морские просторы судеб новых поколений. Что ждет их в будущем? Куда устремят свое движение принявшие от нас эстафету жизни? Жизнь продолжается» (из книги Н.П. Михальской «Течет река»).

Задание группам

1-я группа – Жизнь – это счастье и радость, это прекрасные моменты, сны, стремление и преодоление преград. Это дар природы, счастье иметь кого-то родного…Это река, которая всегда движется вперед.( Рисунок в ярких тонах: голубая речка, зеленая травка, улыбающееся солнце, цветочки, улыбки…)

2-я группа – Жизнь, как река – обратно не течет; все, что совершается – невозвратимо.

Рисунок очень трогательный: бросаем зернышко в землю, появляется росток, затем бутон, расцветает цветок, он радуется жизни, радует нас, но затем он увядает и в конце концов умирает. Так и в жизни: рождается ребенок, растет, заканчивает школу, получает образование, работает, но все в жизни не вечно…

3-я группа – Если хочешь, чтобы жизнь тебе улыбнулась, сначала сам улыбнись жизни.

На рисунке счастливая семья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по ООМ. Пресноводные водоёмы. Река. Части реки.

В основе разработки урока лежит учебник «Окружающий мир», автор О.Т. Поглазова. Урок направлен на формирование у учащихся представления о различных водоёмах, умения квалифицировать водоёмы по происхож...

Рождение реки. Реки-первые дороги.

Открытый урок по окружающему миру в 3 классе. Программа "Начальная школа XXI века". Урок изучения нового материала, который отражает все требования современного урока. В уроке использован и поисковый,...

Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова

Презентация  по окружающему миру разработан  на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки"  Программа "Гармония"...

Река Нева - главная река города Санкт-Петербурга (презентация)

Презентация сопровождает урок по истории и культуре города Санкт-Петербурга. Конспект урока размещён на сайте....

Река Нева - главная река города Санкт-Петербурга (конспект)

Методическая разработка урока по истории и культуре города Санкт Петербурга для учащихся 3 класса общеобразовательной школы. Урок может быть использован в качестве внеклассного занятия. К конспекту пр...

Урок по Окружающему миру. Наши реки. Реки Санкт-Петербурга.

Наши реки. Реки Санкт-Петербурга.Изучение разнообразия водных просторов России, их значение в жизни людей.УМК «Перспектива». Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2-х част...

Тест по окружающему миру 2 класс Тема «Река. Части реки».2100

Тест по окружающему миру 2 классТема «Река. Части реки».2100...