Духовно-нравственное развитие личности ребёнка
статья

Трескина Наталья Федоровна

Духовно-нравственное развитие личности  ребёнка-мигранта средствами дополнительного образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Усиливающаяся миграция в России привела к появлению в ОУ города большого количества детей мигрантов, испытывающих огромные материальные, социальные и образовательные трудности в адаптации к иной среде и культуре. Сегодня ребёнок негроидной расы в наших школах редкость, а выходцы из союзных республик встречаются в каждом классе. В связи с этим возникла необходимость в разработке практических технологий педагогической поддержки детей мигрантов.

Духовно-нравственное развитие личности ребёнка-мигранта средствами дополнительного образования в  школе основывается на утверждении комплекса общечеловеческих ценностей, в контексте которых возможно всестороннее и гармоничное развитие личности. Этот процесс рассматривается нами как ценностно-смысловой диалог ребёнка с субъектами окружающего мира, способствующих формированию и развитию опыта самоопределения, творчества и созидательной жизни ребёнка.

Основные задачи системы дополнительного образования направлены на преодоление бездуховности подрастающего поколения, развитие умений видеть, ценить и созидать богатства родного края, страны посредством деятельностного подхода, когда ребёнок через практический опыт приобретает социально-значимые навыки.

Направление воспитания гражданственности, патриотизма всегда было приоритетным в воспитательной работе школы. Опираясь на потенциал краеведческого образования, наша школа формирует новое содержание образования, внедряет новые педагогические технологии, развивает систему дополнительного образования, способствующего становлению личности ребёнка, как гражданина России.

Не вмешиваться в формирование детской личности – означает позволить негативным национальным стереотипам в детское сознание, когда способность к критическому их осмыслению ещё не сформирована. Дети повсюду «наталкиваются» на мультикультурность среды. Классы нашей школы далеки от однородности состава: ученики различаются в языковом, религиозном и мировоззренческом отношении, в географическом происхождении. Всё больше отличаются дети горного села, аула и города, за одной партой могут оказаться житель Санкт-Петербурга и мигрант. Каждый ученик имеет свою уникальную структуру личности, несущую отпечаток той культуры, в какой он воспитывался и рос.

Ребёнок-мигрант,  живущий под влиянием мигрантской субкультуры и наталкивающийся ежедневно на культуру большинства, находится в сложной кризисной ситуации. Независимо от того, решила его семья окончательно поселиться в этой стране, является ли он вторым или даже третьим поколением иностранцев, для здорового развития его личности необходимо достижение им позитивной этноидентичности и на этом фоне становление этнотолерантности. Здесь огромную роль играет педагогическая поддержка ребёнка в школе, а дополнительное образование способствует развитию языка общения между детьми, ускоряет интеграцию ребёнка в новую культуру, в то же время, предотвращая опасность деэтнизации. Культура – это не только еда, одежда и песни. Это и образ мыслей, и быт, и способность общения.

Система взаимодействия с семьёй в ОДОД выстраивается на основе различных форм сотрудничества между детьми-мигрантами, педагогами и их родителями. Это и консультации, семейный клуб, родительский лекторий и Дни открытых дверей. Данные формы работы позволяют узнать ребёнка, увидеть в разных ситуациях и с различных сторон, проанализировать его потребности, а потому – обеспечивают педагогам понимание индивидуальных особенностей ребёнка.

Анализ взаимодействия семей мигрантов со школой показывает, что школа является важнейшим механизмом адаптации мигрантов. Через беседы о воспитании детей педагоги и школьная администрация транслирует семьям мигрантов новые нормы поведения.

Наличие этнокультурного компонента в дополнительных образовательных программах ОДОД оказывает положительное влияние на формирование гражданственности, уважения к правам и свободе человека, любви к окружающей природе, Отечеству, семье, на воспитание уважения к национальной культуре, языку, традициям своей малой родины, сохранению национальных традиций и воспитания взаимоуважения к различным национальным культурам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

«Духовно – нравственное направление развитие личности как одно из важнейших условий реализации Программы «Воспитательной компоненты»

«Духовно – нравственное направление развитие личности как одно из важнейших условий реализации  Программы «Воспитательной компоненты»...

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ, РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ, РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению развития личности: «Я- Петербуржец» («Город на Неве – наш дом»)

Рабочая программа курса  внеурочной деятельности по  духовно-нравственному направлению развития личности: «Я- Петербуржец»(«Город на Неве – наш дом»)...

Программа духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни,включающего воспитательную,учебную,внеучебную,социально-значимую деятельность обучаю...

Программа внеурочной деятельности "Академия добра". Духовно - нравственное направление развития личности

Рабочая программа внеурочной деятельности «Академия добра» позволяет расширить и обогатить содержание предметной области  «Окружающий мир» за счет межпредметной интеграции социогуманитарного комп...

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ, РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ. СТАТЬЯ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ, РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ....