Внеурочная деятельность "Умники и Умницы"
рабочая программа (3 класс)

Шульгина Елена Анатольевна

Рабочая программа по курсу "Умники и Умницы" 1-4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5 г. Охи

Рассмотрена

на заседании кафедры  учителей

Протокол №  1

от «07»  сентября 2016 г.                                                                                    

Утверждено

Приказом  №  226-ОД   от

 « 07 » сентября 2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 ПО  КУРСУ «УМНИКИ И УМНИЦЫ»

1-4 КЛАСС

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ, НАЧАЛЬНОЕ  ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ЧЕТЫРЕ ГОДА

составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений:

умники и умницы, автор Холодова О.В.

Шульгиной Е.А., учителем начальных классов

        

г. Оха

2016 г.

I  РАЗДЕЛ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

  • развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  • развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  • развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностными результатами изучения курса   является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса   являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий  .
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличатьверно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
  • Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса   являются формирование следующих умений.

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  • выделять существенные признаки предметов;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • обобщать, делать несложные выводы;
  • классифицировать явления, предметы;
  • определять последовательность событий;
  • судить о противоположных явлениях;
  • давать определения тем или иным понятиям;
  • определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
  • выявлять функциональные отношения между понятиями;
  • выявлять закономерности и проводить аналогии.  

II  РАЗДЕЛ

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Курс « Умники и умницы» в начальной школе  рассчитан на 210 часов:

  • Во 2 – 4 классахпо 70 ч (2 часа в неделю, 35 учебных недель в каждом классе).

Изменений, внесённых в авторскую программу Холодовой О.В. нет

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться  в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия  предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры  по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения  по развитию точности  и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие  способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать  предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с   помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы - описания, сочинять сказки. Формирование  умения давать несложные определения понятиям.

Формы организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.

По организации обучения: очная

По количеству учащихся: коллективная (фронтальная), индивидуальная, групповая (ндивидуально-групповая, кооперативно-групповая, дифференцированно-групповая, парная)

По месту обучения:школьная, внешкольная

По продолжительности: академический час (45 минут)

По специфике взаимодействия педагога и учащихся: классно-урочная

III  РАЗДЕЛ

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Ы№ п/п

№ урока в разделе

Содержание

(раздел, тема урока)

Сроки проведения

Примечание

план

факт

1.1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

01-02.09

05.09

01.09-день Знаний

1.2

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.

05-09.09

08.09

1.3

Развитие умения решать нестандартные задачи.

05-09.09

12.09

1.4

Тренировка внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи

12-16.09

15.09

1.5

Совершенствование мыслительных операций.

12-16.09

19.09

1.6

Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций.

19-23.09

22.09

1.7

Развитие умения решать нестандартные задачи

19-23.09

26.09

1.8

Тренировка зрительной памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи

26-30.09

29.09

1.9

Совершенствование мыслительных операций.

26-30.09

1.10

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

03-07.10

1.11

Развитие умения решать нестандартные задачи

03-07.10

1.12

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления.

10-14.10

1.13

Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

10-14.10

1.14

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.

17-21.10

1.15

Развитие умения решать нестандартные задачи

17-21.10

1.16

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.

24-28.10

1.17

Развитие умения решать нестандартные задачи

24-28.10

Каникулы 30.10-7.11

1.18

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.

08.-11.11

1.19

Развитие умения решать нестандартные задачи

14-18.11

1.20

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций.

14-18.11

1.21

Развитие умения решать нестандартные задачи

21-25.11

1.22

Тренировка зрительной памяти.

21-25.11

1.23

Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

28.11-02.12

1.24

Развитие логического мышления.

28.11-02.12

1.25

Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи

05-09.12

1.26

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления

05-09.12

1.27

 Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

12-16.12

1.28

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.

12-16.12

1.29

Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

19-23.12

1.30

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.

19-23.12

31

1.31

Развитие умения решать нестандартные задачи

26-30.12

32

1.32

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.

26-30.12

Каникулы  30.12-11.01

33

1.33

Совершенствование мыслительных операций.

12-13.01

34

1.34

Тренировка слуховой памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи

16-20.01

35

  1.35

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.

16-20.01

36

1.36

Развитие умения решать нестандартные задачи

23-27.01

37

1.37

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

23-27.01

38

1.38

Развитие умения решать нестандартные задачи

30.01-03.02

39

1.39

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления.

30.01-03.02

40

1.40

Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

06-10.02

41

1.41

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.

06-10.02

42

1.42

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.

13-17.02

43

1.43

Тренировка концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи

13-17.02

44

1.44

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.

20-24.02

23.02-праздничный день

45

1.45

Развитие умения решать нестандартные задачи

27.02-03.03

46

1.46

Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций

27.02-03.03

47

1.47

Развитие умения решать нестандартные задачи

06-10.03

48

1.48

Тренировка зрительной памяти

Совершенствование мыслительных операций

06-10.03

49

1.49

Тренировка зрительной памяти

Совершенствование мыслительных операций

13-17.03

50

1.50

Развитие логического мышления

Развитие умения решать нестандартные задачи

13-17.03

51

1.51

Обучение поиску закономерностей

Развитие умения решать нестандартные задачи

20-24.03

25

1.52

Совершенствование воображения

Развитие наглядно-образного мышления.

20-24.03

Каникулы 25.03-02.04

53

1.53

Ребусы.

Задания по перекладыванию спичек

03-07.04

54

1.54

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

03-07.04

55

1.55

Совершенствование мыслительных операций.

10-14.04

56

1.56

Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций

10-14.04

57

1.57

Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

17-21.04

58

1.58

Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

17-21.04

59

1.59

Тренировка концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи

24-28.04

60

1.60

Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций

24-28.04

64

1.61

Тренировка слуховой памяти

Развитие умения решать нестандартные задачи

01-05.05

01.05-праздничный день

62

1.62

Тренировка зрительной памяти

Совершенствование мыслительных операций

08-12.05

08.05-праздничный день

63

1.63

Развитие умения решать нестандартные задачи

15-19.05

64

1.64

Развитие логического мышления

Обучение поиску закономерностей

15-19.05

65

1.65

Обучение поиску закономерностей

Развитие умения решать нестандартные задачи

22-26.05

66

-

68

1.66

-

1.68

Резервные часы (3 часа)

22-26.05

29-31.05

Итого

68 часов